Мечты героев

Елена Бурлай
Сцена, изображающая интерьер квартиры. В кресле сидит актер, изображающий человека лет 55. Он читает книгу. (На столе лежат ещё книги, старинная тетрадка). К нему подходит подросток лет 16

Внук:
-Дедушка, у меня такое домашнее задание- без твоей помощи не обойтись.
Дедушка:(откладывает книгу, снимает очки)
-Да, внук, рассказывай.
Внук:
-Вот такое сочинение – исследование: «О чем мечтали прадедушка, дедушка и отец в мои годы?»
Дедушка:
-Интересное задание!
Внук:
-Да, но как я узнаю, о чем мечтал прадедушка, когда ему было 16? Я его об этом при жизни не спрашивал.
Дедушка:
-Внук, это дело поправимое: я спрашивал. И тетрадка со стихами осталась. (Берет тетрадь) Там есть одно про мечты
(читает)
В небе летят самолеты,
Летчиком быть я мечтаю,
Летчики, словно по нотам,
Грузом таким управляют!
Пусть будет мир на планете,
Дружат с народом народы,
Пусть будут счастливы дети,
Мы установим рекорды!
Внук:
-Ого, так прадедушка ещё и стихи писал!
Дедушка:
-Да, видишь, о мире мечтал, эти стихи как раз накануне войны написаны. Он был призван в последний год войны, но хлебнуть пришлось немало!
Внук:
- Так получается, что мечты его были о мире и о небе?
Дедушка:
-Да, он и в небо поднимался, чтобы сделать его мирным.
(звучит песня про военных летчиков)
Внук:
-Дедушка, но ведь мечты прадеда похожи и на твои.
Дедушка:
-Да, внук, стихов я не писал, но мечтал тоже и о небе, и о мире. Но, знаешь, иногда, защищая мирное небо своей страны, нужно повоевать за её пределами. Но стихи тебе прочитаю. Не свои, но они мне нравятся (берет книжку со стола, открывает там, где закладка)
В последний раз взлетаю над Кабулом.
Домой! Домой! Теперь уж навсегда.
Ночь звездами полна и реактивным гулом.
И где- то в ней горит моя звезда.
Крен на пределе, нервы на пределе.
И перегрузка-не поднять руки.
Вы помните меня, березки, сосны, ели?
Вы от меня, как звезды, далеки.
Внизу лежит чужой полночный город:
Десятки тысяч крохотных огней.
Десятки тысяч звезд, просыпанных на горы,
И каждая таит угрозу мне…
Граница! Родина! А значит будем живы.
Теперь дождется нас аэродром.
Друг другу улыбаемся счастливо,
Гори, моя звезда, греми, салютный гром!
(автор- Екатерина Соловьева)- из интернета с сокращениями.
(песня)
Внук:
-Дедуль, это же получается 32 года назад был вывод наших войск из Афганистана?
Дедушка:
-Да, внук, но мне   иногда кажется, что именно столько лет я выхожу из этой страны.
(номер, например, песня «Афганистан болит в моей душе»)
Дедушка:(обращаясь к залу, в задумчивости)
- Ты мне снишься ночами, Афган,
Хоть минуло уж столько лет,
Я давно не малец, не пацан,
Только твой не истерся след!
След – не шрам от раненья, нет!
О товарищах боль в душе
Уже много тяжелых лет,
Что остались на рубеже…
(некоторое время дедушка остается в задумчивости, очки в руке, голова опущена)
Внук
(дотрагиваясь до руки дедушки)
- Дедушка, я слышал, что более пятнадцати тысяч матерей не дождались своих сыновей.
Дедушка:
-Да, внучок! А вот послушай песню Александра Розенбаума «Монолог пилота «Черного тюльпана» (клип с кадрами афганской войны)

(выступление участников организации «Боевое братство»)
Внук:
-Дедушка, папа рассказывал, что он тоже с детства мечтал о
небе!
Дедушка:
- Это так. Наверное, мечта о небе имеет характер массового поражения для мужчин в нашей семье(улыбается)
Внук:
- Это так, дедушка!
Дедушка:
- Приятно слышать! Продолжатель династии!
Внук:
-Да, мир и небо! Это же так связано! Мир нуждается в защите! Так ведь часто и говорят: «Мирное небо».
Дедушка:
-Да, и бате твоему на Су-25 пришлось в Чечне повоевать, чтобы терроризм не расползся   по всей стране. Погибло немало в ту войну.
Внук:
- И тоже раны не зажили. Перед командировкой в Сирию он мне такое стихотворение прочитал:
Опоздавшее письмо
Сын в письме написал: «В мае еду домой»
Он отправил письмо, а назавтра был бой.
Опоздало письмо, задержалось в пути,
И успела вперед похоронка прийти.
Мать читала навзрыд опалённый листок.
Неужели погиб? Я не верю, сынок!
Мой единственный сын, ты был светом в окне.
Почернело окно, всё сгорело во мне
Миром, в церкви отпев, схоронили бойца
Между русских берез, у могилы отца.
И под снегом, и в дождь будет верно стоять
Из высоких берёз караульная рать
Как -то в будничный день на селе почтальон
Принесла то письмо из чеченских времен.
Тихо всхлипнула мать и открыла конверт.
Прочитала письмо…а сыночка -то нет.
«Как ты, мама, одна? Потерпи, не скучай.
Я вернусь, заживем, скоро дембельский май!
Скоро в нашем саду разольётся страда,
И черёмуха цвет наберет в холода.
Вишни в белой фате заневестят в пиру,
И сирень под окном одурманит к утру.
Грозовые дожди упадут за рекой,
Ты себя береги- скоро еду домой.
Я уже повзрослел, а ещё возмужал.
Но, по правде сказать, от бездомья устал.
Передай от меня всем солдатский привет!»
Мать закрыла письмо…не напишешь ответ. (Александр Титов)-из интернета.
(начинает звучать метроном, артисты стоят, наклонив головы, минута молчания)
(песня про военные конфликты)
Дедушка:
-Так что же, внучок, готов ли ты написать свое сочинение?
Внук:
-Готов, дедушка. И закончу я его стихами, которые сам сочинил:
Мир в душе, мир под небом Отчизны-
Вот что нужно всегда россиянам.
Ради этого и ради жизни
Под Берлином сражались, в Афгане,
Не к войне устремляемся- к счастью
Счастье в мире, и мы это знаем
Потому среди войн и ненастий
И Отчизну свою защищаем!
(Звучит песня о мире)