Кумекать надо, а то ишь...

Владимир Пироцкий
Сценка. Строительный вагончик, бригадир Егорыч и студент техникума Серега.

Серега. Вот скажи мне, Егорыч, ты же сечешь в современном процессе?
Егорыч. Ну, это… да кого же мне сечь? Бодливой корове, как грится…
Серега. Да нет, это я в переносном смысле.
Егорыч. Куда?
Серега. Чо куда?
Егорыч. Куда переносить собрался? Вышел Ваня на медведя, чуть не обос@ался.
Серега. Ты прикалываешься? Я к тебе, как к старшему товарищу обращаюсь, а ты…
Егорыч. Шуткую я. Да ладно, чо сказать-то хотел?
Серега. Вот смотрю я на всех этих кругом…, на тех и на этих, и ниху… ничо не понимаю, аж голова пухнет…
Егорыч. На кого ты смотришь?
Серега. Да на ораторов разных. Все орут, а толку нет.
Егорыч. Зачем же ты на них смотришь?
Серега. Так если они изо всех щелей вещают. Вот мне и не по себе, мутно как-то.
Егорыч. А чо так? Держи ноги в тепле, а мозги в холоде. Так всегда было и так всегда будет.
Серега. Ну как было я не ведаю, а на чужом пиру не обедаю.
Егорыч. О, как ты завернул!
Серега. Да я под тебя закосить хотел, для прикола.
Егорыч. Ты лучше под себя коси, да порты сухи носи.
Серега. Ну вот, я же говорил. Умеешь ты надсмеяться над человеком.
Егорыч. Ежели голова пухнет, дровишки в костерке потухнут. В башке непонятки - охолонись, ребятки. Накуролесишь курам на смех, шею себе свернешь наспех.
Серега. Нет, конечно, жить как-то можно. Но я ведь тоже человек, не овца, не баран.
Егорыч. Если душа у тебя не на месте, значит совесть есть. Ты про каких, про «этих» гутаришь?
Серега. Мудрёно ты говоришь, Егорыч. Но как-то спокойнЕе мне стало.
Егорыч. Мудрёно каркает ворона. А коль хочешь просто, сторонись погоста.
Серега. Ну опять ты свою балалайку. Ладно, я спросить хотел.
Егорыч. Валяй.
Серега. Никого я не валяю.
Егорыч. Хе-хе, уел дедушку, счет один – один. Спрашивай.
Серега. Вот смотрю я на людей в телеке, на их слова, что они пишут в газетах, да в инете и понимаю – люди умные, заслуженные, не раз попадали под раздачу, но ум не растеряли. И хотел бы им доверять. Но смутно как-то на душе. 
Егорыч. Ну, и доверяй себе на здоровье.
Серега. В том-то и закавыка. Как столкнутся они лбами друг с дружкой, аж искры летят. И каждый вроде прав по-своему. И все как-то с хитрецой, с подковыркой. Вот почитаешь так подольше и прямо плюнуть хочется.
Егорыч. Ну это не культурно, Серега.
Серега. Да понятно, я же фигурально. Чую, чего-то они не договаривают вслух, а чего – не знаю. Они вроде как знают, на что-то намекают. А я как баран на новые ворота…
Егорыч. Ну а тебе-то что? Смотри себе энтот театр, раёк лубок посеред ярманки, да посмеивайся в ус. А сам про себя кумекай.
Серега. Не хочу я себя дурнем чувствовать, не хочу, чтобы меня обманывали. Они же меня хотят затащить на сцену, а потом сами прыг-скок наутек. А мне некуда прыгать. Я если ломанусь куда, так рога мне и обломают. Да еще чего похуже.
Егорыч. Так и что? Чай, не впервой? Нас стебут, а мы крепчаем. Тобой унавозят почву, коли ты такой. Послужи прогрессу – пособи мировому процессу. Для других хоть польза будет. И тебе может слава достанется.
Серега. Ага, посмертно. Нет уж, хренушки. Я еще небо покоптить хочу. Молодость свою отгулять вволю.
Егорыч. Вот это не советую.
Серега. Так что же мне делать?
Егорыч. Ну прямо так я тебе и сказал?
Серега. Чо тебе жалко?
Егорыч. Вот, дубина! Сначала уму наберись, а потом совета проси. А может и не понадобится, когда своим умом будешь думать.
Серега. Как это?
Егорыч. Так-сяк, жо@ой об косяк. Пока не поймешь, с тобой говорить, только лясы точить. А как сам все поймешь, так не к чему и базарить будет.
Серега. Ни хера не понял!
Егорыч. Вот, хотя бы чувства появились. Теперь старайся, мысли куй. Смотри, да слушай, не развешивай уши.
Серега. Куй, ни куй, все равно получишь… сам знаешь.
Егорыч. Что навьючишь, то и получишь.
Серега. Э-э?
Егорыч. Кумекай, вот что я тебе скажу.
Серега. Не понял.
Егорыч. Ду-май! Я тебе всё сказал, друг. 
Серега. Спасибо.
Егорыч. За что?
Серега. Что другом назвал!
Егорыч. А тут и другой смысл есть.
Серега. Какой еще смысл?
Егорыч. Друг – это другой. Свою кашу в чужом котелке не сваришь.
Серега. Что-то начинаю понимать.
Егорыч. Не спеши. Это тебе только кажется, не иначе.
Серега. Я свои слова зазря не трачу.
Егорыч. О, как!
Серега. Вот так.
Егорыч. Что ж, пора и по домам.
Серега. Да. Спасибо тебе.
Егорыч. И тебе спасибо.
Серега. Э-э…, буду думать.
Егорыч. Вот и ладно. Деду Семенычу привет передавай.
Серега. Да мы с ним не ладим, совсем. Талдычит одно и то же.
Егорыч. А ты не спорь с ним, выспроси как жил, голодал, как три смены у станка ночевал. И ты поймешь что-нибудь, и ему приятно будет, что интересуешься.
Серега. Да я пробовал.
Егорыч. А ты еще постарайся, не будешь вникать, людей слушать, так и будешь как цветок в проруби мотаться-бултыхаться. Но и свой ум включать не забывай. Да и книжки не грех читать.
Серега. Некогда, Егорыч.
Егорыч. Я тебе все сказал, дальше сам, как хочешь.
Серега. Ты не обиделся часом?
Егорыч. Скушай бублик с квасом.
Серега. Ну вот опять, ты. Что за напасть.
Егорыч. С умом всегда напасть, да кабы без ума не пропасть.
Серега. Даже и не знаю, что тебе сказать… 
Егорыч. Всё, всё, всё. Теперь сам кумекай.

11.02.21