Мамина наука

Лилия Крошнина 2
Не дорого ничто — дорого вежество.

Ране-то в деревне на Севере, что у карел, что у поморов воспитывали не только отец с матерью, бывало на добрый путь наставить и всем миром могли. И обид у родителей при этом не было, за такую науку только благодарны были.
Однажды мама вернулась с работы, и выговор мне строгий сделала, дак ещё добавила к нему угрозный взгляд. Ну я тут смекнула, где-то у меня оплошка большая произошла. А и выпомнить враз не смогла. Мама мне и огласила.
Пожалилась одна старушка, что я её на дороге обгонила да и не поздоровалась и доброе слово не обронила. Мои пояснения, что я бегом бежала, что постеснялась, да и ведать не ведала, её не впечатлили. Я отнекивалась как могла, однова мама неуклонно строжила, оговаривая правила: в деревне все всех знают, все дети на виду и всей деревней на путь честный ставятся. Ежели я не поздоровалась, а значит проявила неуважение к старшим, это ж невместно, дак и какой позор для всей семьи.
Она взглядом строгим указала мне, чтобы я за ней шла. Мама у нас много слов не тратила, тако у её было начало наказания. Карелка дак! И мы пошли к той бабушке, мимо которой я прошмыгнула, не удостоив её пожеланием здравия.
Когда мы пришли к бабушке, я поздоровалась как положено и попросила у неё прощения за то что я вежество не выказала ей. Бабушка приняла мои извинения, не выговаривая, но по доброму просияв лицом, она просто сказала "Бог с тобой девочка, наперёд теперь то знаешь". Они с мамой переглядывались, сурьезность сохраняя. А лица-то были с одобрением. А мне так легко стало. Выскакнула, лечу и улыба на мне також летит.
Благодарна я по сю пору той бабушке, и стеснительность моя унялась с той поры. И уважительность к старшим сохранилось на всю жизнь.
В деревне, ежели что натворили дети по баловству ле, по незнания порядка, приличия - всё разрешалось просто - приходили родители со своим чадом и улаживали всё миром через извинение и прощение. Наука воспитательная была исковенная, деревенская и сурьёзная. Не хулили вздорно и издевки не допускали, а наставляли - правила жизни с людьми давали.

Юрий Кугач. На кухне. 1958 год.