Почему Казахстан никогда не станет Сингапуром

Русс Рахметов
Регулярно приходится слышать и читать об экономических чудесах в экваториальной или любой другой приморской зоне, которые ставят в назидание нашим 2 724 900 кв.км. И во главу угла сравнения выдвигают сердитый ай-яй-яй за казнокрадство, и коррупцию. Справедливо, конечно, но это только полу-правда, которая подчас хуже лжи ибо вводит в заблуждение наивный, доверчивый, малограмотный электорат.

В этой связи предлагаю слегка сравнить Республики Казахстан и Сингапур.

Плотность населения в РСингапур 8000 чел/кв.км и (обратите внимание!!!) РКазахстан 7 чел/кв.км. Разница 1142,857 кратная. Из этого проистекает высокая транспортная составляющая в любом продукте, услуге, производимой в РК, пожирающая львиную долю любой производимой прибавочной стоимости.
Климат РСингапур морской, тропический - можно жить голым круглый год, печку топить не надо, шубу+валенки не надо, круглый год можно работать, плодородие природы - 2-3 высоких (САМ7, САМ10) урожая ежегодно + океан даёт доступную еду. Осадки 2400 мм в год... Два с половиной кубометра пресной питьевой, поливной воды с неба на каждый квадратный метр. Без насосов, скважин, водохранилищ, труб, арыков, ирригации, мелиорации. Бесплатно!!! Отсутствие полезных ископаемых = отсутствие интереса со стороны мировых корпораций к природным ресурсам.
Далее РКазахстан : плодородие 80% земель - "непригодно для возделывания", остальные земли САМ3-САМ4; перенасыщенность недр полезными ископаемыми, низкая плотность населения, гигантские расстояния. Осадки 180-250 мм в год - 15-17% от средних по планете (даже не треть (не четверть)), т.е. пустыня. Совокупность этих факторов исключает вероятность успеха на пути подражания и копирования, как тропического экваториального, так и западного опыта.

Производить электронику, технику - недостаточно количества и качества человеческих ресурсов. Развивать общественный транспорт так, чтобы подвести остановку на 100-150 м. к каждому порогу - идиотизм. Экономически успешные коллеги по сопоставимой плотности - Канада, Австралия, - автобусными перевозками ничтожного количества пассажиров не заморачиваются, зато активно развивают персональный транспорт и частных грузоперевозчиков. Вырывать, высасывать, отвоёвывать, выжимать из земли тощие низкокалорийные урожаи - глупейшая глупость, которую только можно сотворить. Тупиковые направления, где РК гарантированно ждёт фиаско на поле конкурентной борьбы, а с ним и весь её народ...
У Казахстана свой путь, который "эффективным менеджерам" из поколения-ЕНТ - верным биологическим сынам Соколов Перестройки, ещё предстоит нащупать. Если повезёт.


Искренне Ваш,

Руслан Саринов-Борджигин.