Иван Алексеевич Гагарин

Алла Жданова
При изучении родословной князя Александра Васильевича ГАГАРИНА, командующего «Кавказской туземной конной дивизии» , более известной как «ДИКОЙ ДИВИЗИИ» я установила, что прадедом Александра Васильевича ГАГАРИНА является князь ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН (1771 -1832).
Итак, ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН. С 1810 года исполнял обязанности шталмейстера при Великой княгине Екатерине Павловне, сестре императора Александра 1, поселившейся с супругом, принцем Георгием Петровичем Ольденбургским, в ТВЕРИ. Во втором браке Екатерины Павловны (1816 год) с кронпринцем Вильгельмом I, Гагарину велено числиться шталмейстером при Высочайшем Дворе. Эту должность И.С.Гагарин сохранял до 1822 года.

Как я уже писала, августе 1917 года имена Гагарина и Корнилова (потомками. конечно) будут произноситься рядом с событиями, связанными с «КОРНИЛОВСКИМ МЯТЕЖОМ» и отстранением в результате этого князя А.В.ГАГАРИНА от командования «ДИКОЙ ДИВИЗИЕЙ».
Итак - КОРНИЛОВ? Наверняка . потомок того КОРНИЛОВА, который, будучи командиром брига "Фемистокл" в 1835 году познакомился с находящимися на борту художниками Г.Г.ГАГАРИНЫМ и К .БРЮЛЛОВЫМ -они направлялись из Афин в Смирну
(КОРНИЛОВ Владимир Алексеевич (1806-1854) – вице-адмирал, герой Севастопольской обороны, Был смертельно ранен во время первой бомбардировки города 5 октября 1854 года.
Во время плавания Брюллов написал этот портрет Корнилова-. одно из лучших его произведений в этом жанре).

 К ЭТОЙ ТЕМЕ
Всероссийский музей А. С. Пушкина
7 ч.  ·
Сегодня, в день памяти Александра Сергеевича Грибоедова, хотим предложить вам гипотезу о возможном персонаже самого загадочного его письма от 17 ноября 1820 года, отправленного из персидского города Тавриза. Чуть ранее, в 1818 году, заехав на родину на пути первой поездки в Персию, Грибоедов писал своему близкому другу Степану Бегичеву: «В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному, а притом «несть пророк без чести, токмо в отечестве своем, в сродстве и в дому своем». Отечество, сродство и дом мой в Москве. Все тамошние помнят во мне Сашу, милого ребенка, который теперь вырос, много повесничал, наконец становится к чему-то годен, определен в миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят <…> спроси у Жандра, как однажды, за ужином, матушка с презрением говорила об моих стихотворных занятиях…». Эта невеселая зарисовка похожа на первый набросок трагической коллизии «Горя от ума», начало работы над которой отражено в одном из любопытнейших писем драматурга:
«1820. Тавриз — 17 Ноября — час пополуночи.
Вхожу в дом, в нем праздничный вечер; я в этом доме не бывал прежде. Хозяин и хозяйка, Поль с женою, меня принимают в двери. Пробегаю первый зал и еще несколько других. Везде освещение; то тесно между людьми, то просторно. Попадаются многие лица, одно как будто моего дяди, другие тоже знакомые; дохожу до последней комнаты, толпа народу, кто за ужином, кто за разговором, вы там же сидели в углу, наклонившись к кому-то, шептали, и ваша возле вас. Необыкновенно приятное чувство и не новое, а по воспоминанию мелькнуло во мне, я повернулся и еще куда-то пошел, где-то был, воротился, вы из той же комнаты выходите ко мне навстречу. Первое ваше слово: вы ли это, А<лександр> С<ергеевич>? Как переменились! Узнать нельзя. Пойдемте со мною, увлекли далеко от посторонних в уединенную, длинную боковую комнату, к широкому окошку, головой приклонились к моей щеке, щека у меня разгорелась, и подивитесь! вам труда стоило, нагибались, чтобы коснуться моего лица, а я, кажется, всегда был выше вас гораздо. Но во сне величины искажаются, а все это сон, не забудьте.
Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-нибудь для вас? — Вынудили у меня признание, что я давно отшатнулся, отложился от всякого письма, охоты нет, ума нет — вы досадовали. — Дайте мне обещание, что напишете. Что же вам угодно? — Сами знаете. — Когда же должно быть готово? — Через год непременно. — Обязываюсь. — Через год, клятву дайте. — И я дал ее с трепетом. В эту минуту малорослый человек, в близком от нас расстоянии, но которого я, давно слепой, недовидел, внятно произнес эти слова: ...Лень губит всякий талант... А вы, обернясь к человеку: посмотрите, кто здесь?.. Он поднял голову, ахнул, с визгом бросился мне на шею... дружески меня душит... Катенин!.. Я пробудился. — Хотелось опять позабыться тем же приятным сном. Не мог. Встав, вышел освежиться. Чудное небо! Нигде звезды не светят так ярко, как в этой скучной Персии! Муэдзин с высоты минара звонким голосом возвещал ранний час молитвы (по полуночи), ему вторили по полуночи со всех мечетей, наконец ветер подул сильнее, ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать и живо помню мое обещание; во сне дано, наяву исполнится».
В собраниях сочинений Грибоедова текст этот долго печатался как «Письмо к неизвестному». Однако содержание письма позволяет предположить, что адресат — женщина. Казалось бы, этому противоречит фраза «вы там сидели в углу... и ваша возле вас». Однако следует иметь в виду, что автограф письма не сохранился: оно было напечатано впервые в журнале «Москвитянин» в 1856 году по копии, доставленной в редакцию неким А. М. Гусевым. При изготовлении же копии слово «вашъ» вполне могло быть искажено. Как бы то ни было, в сходных выражениях в письме от 24 июля 1828 года Грибоедов описал свое объяснение с Ниной Чавчавадзе: «Щеки у меня, разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее».
Скорее всего, письмо из Тавриза было адресовано актрисе (см.: «Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-нибудь для вас?»). И первое имя в этом ряду, которое невольно приходит на ум, — это имя Екатерины Семеновой, русской трагической актрисы, которая играла роль Эльмиры в первой комедии Грибоедова «Молодые супруги». Для бенефиса Екатерины Семеновой он создал комедию «Притворная невеста». Случайно ли, Грибоедов написал свое загадочное послание накануне дня рождения актрисы? Она родилась 18 ноября (по новому стилю) 1786 года. Понятно и появление ее в доме на праздничном балу некого вельможи, обозначенного именем «Поль»: бывшая крепостная, гениальная актриса к этому времени стала женой князя Ивана Алексеевича Гагарина (это он мог быть упомянут в письме: «ваш возле вас»). И неслучайно тогда во сне привиделся П. А. Катенин, полковник Преображенского полка, драматург и поэт, который писал «госпоже Семеновой после представления „Есфири"»:
Я, чтитель ревностный таланта твоего,
Хотел тебя воспеть, и слов мне не достало;
Прекрасное хваля, как ни хвали — все мало,
И лучше замолчать, чем не сказать всего.
Сохранился список (написанный катенинской рукой) комедии «Студент» с забавной пометой «сочинение А. Грибоедова и П. Катенина (1817)», где уже угадываются первые наметки персонажей, мастерски развитых потом в «Горе от ума» (недаром, в письме упоминается дядя драматурга, Алексей Федорович Грибоедов — прототип Фамусова). Известно, как ревностно относился к своим произведениям Катенин; если бы трактовка основных характеров в великой пьесе принадлежала ему, он непременно бы это отметил. Между тем, подобного намека нет в его отзывах о «Горе от ума». Указать на знаменитую актрису, как на возможного адресата позволяет и то, что в первой постановке целиком «Горя от ума» именно Семенова исполнит роль Софьи. Под словом «ваша» могла подразумеваться сестра Екатерины Семеновны, актриса Семенова-младшая, Нимфодора. Что же касается Поля, то его следует искать среди петербургских вельмож, устраивавших роскошные приемы, куда могла быть приглашена и Екатерина Семенова с мужем, князем Иваном Алексеевичем Гагариным.
Кем бы ни была таинственная получательница письма, клятву, данную ей под звёздами «скучной Персии», Грибоедов сдержал. К началу 1822 года первые два акта великой пьесы были написаны. Но только в 1831 году неверная Софья Павловна Фамусова заговорила голосом великой Семёновой.
Автор текста — Варвара Сергеевна Фомичева, специалист тематических программ Мемориального Музея-Лицея и музея-дачи А. С. Пушкина.
 
     Не могла не откликнуться на эту публикацию:

С огромным интересом прочитала эту публикацию, с волнением увидела "ГАГАРИН". Разве могу пропустить?!