О воспитании человека

Александр Ивашкевич
       Когда о человеке говорят, что он "плохо воспитан", то что имеют в виду?
       Слово "воспитание"  скорее всего   происходит от понятия, отражающего процесс  поддержания жизни  человека - "питание"  - и "вос" , как нечто восходящее туда, вверх, в мир...  Как в слове "восхождение"  или "восторг"... Восход, восприятие...  Воспоминание...
Восемь...  Это то, что над семь... Сакральной  цифрой... Приставка "во"  или "вос"  отражает, подчёркивает, означает  что-то находящееся над, выше, чем корень... Это "во" - говорят... Выше того, что....
       Это нейтральная констатация или сочувствие человеку в том, что у него были плохие учителя? Или демонстрация, указание  уровня и места человека? 
       Это обвинение человека в отсутствии у него чего-то, что должно быть, чтобы его считали  полноценным гражданином данного общества?
       У каждого человека всегда своё "воспитание" и у всех есть разное "это", и нет чего-то другого "этого". Народы, этносы, общества, семьи различаются... Человека воспитывает семья, улица, школа, читаемые им книги и видимые им фильмы, люди, в которых он поверил...
       Указание на "воспитание" - это и просто способ оскорбления, унижения человека. Зачастую, говорящий сам мало понимает, что означает  само слово "воспитание", но он верит, по результатам своего "воспитания", и даже точно "знает", что есть такое  "правильное" воспитание.  Указывать  другому человеку  на его "неправильное воспитание" - есть стремление унизить этого человека.
       В какой степени "воспитанность" человека зависит от него самого?  Или воспитанность полностью определяется теми, кто его обучал, воспитывал? Маугли не перевоспитаешь! Человека делают "человеком" его первые три года жизни! Не ч сказал. Наука так выявила. И литература. Мол человек "воспитывается", пока лежит поперёк кровати.  Потом идут приложения...
      Воспитанность - это вера в правильность знаний правил как себя следует вести в тех или иных обстоятельствах конкретного общества!
      Или "воспитанность" - это умение действовать сообразно ситуации таким образом, чтобы достигать необходимых результатов? Ну там, чтобы и овцы целы, и волки сыты?
       Воспитание - это, безусловно, один из компонентов, элементов образования человека. Если под  словом "образование" подразумевать  множество составляющих функций, определяющих поведение человека. И "образование" во многом  исторично и конкретно по месту обитания человека. Что есть человек "образованный"?
       Вот описание "образования человека" - героя своего времени -  Евгения Онегина, Пушкиным.
 
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
V.
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь;
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
VI.
Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,[7]
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты,
От Ромула до наших дней,
Хранил он в памяти своей.
VII.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
VIII.
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежной
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.
       По нашим представлениям Евгений Онегин довольно малообразованный, пошлый, примитивный тип. Не так ли? Главное "знание" и "умение" у Онегина - это навык совращать женщин. И Пушкин это даже характеризовал как "гениальность" этого типа: " Но в чем он истинный был гений, Что знал он тверже всех наук, Была наука страсти нежной, Которую воспел Назон."
И вся "образованная" Россия первой половины 19 века тащилась от этого "пацана"...
       По нашим современным представлениям Евгений Онегин довольно малообразованный, пошлый, но шустрый  тип. Не так ли? Быстро сообразил, что оказав небольшую помощь умирающему дяди, он отгребёт много бабок. А там...
       Главное "знание" и "умение" у Онегина - это навык и умение совращать молоденьких женщин. И Пушкин это даже характеризовал как его "гениальность":
 "Но в чем он истинный был гений, что знал он тверже всех наук, была наука страсти нежной, которую воспел Назон."
       А в качестве таланта у этого "лидера молодёжной тусовки" первой половины 19-го века  Пушкин отмечал:  "Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм." Вот и всё "образование" нашего героя своего времени!
      И вся "образованная" публика России первой половины 19 века тащилась от этого пацана... Выражаясь современным сленгом.
      Перед современными родителями также встаёт дилемма: чтоб не измучилось дитя и, в то же время, обрело необходимый набор знаний, умений, навыков и, как сейчас требуют говорить, компетенций, для своего дальнейшего комфортного бытия в качестве воспитанного и образованного члена общества. Как этого достичь? Вот в чём вопрос! Какова в этом роль государства и каково необходимое участие самой семьи? Ещё больший вопрос.
         "Воспитывать — значит побуждать". Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.
       Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1866) — немецкий педагог, либеральный политик.
       "Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
       Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина — как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
       Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не в

       "Некоторые проблемы образования и воспитания" http://proza.ru/2020/10/05/1623
       "Как учить людей?" http://proza.ru/2018/02/11/2156
       "Образование. Часть 3" http://proza.ru/2021/06/08/1024