Философские вопросы. Новое. Часть 21

Татьяна Химич
1. «Добродетельный человек любим Богом потому, что он добродетелен? Или этот человек добродетелен потому, что любим Богом?»

Бог любит добродетель – у неё Божественная истинная, вечная природа. Но Бог – непристрастен, любит и добрых, и злых. «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Библия. Евангелие от Матфея 5:45-46)
Если бы добродетельный человек был любим Богом только потому, что он такой, это бы означало, что Бог не любит недобродетельных. Однако в добродетели нельзя укрепиться без Божественной благодати и помощи. «Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Библия. Евангелие от Иоанна 15:5). Получаем противоречие: нелюбимый Богом недобродетельный просто никогда бы не стал добродетельным без Божественной любви.

«Человек добродетелен потому, что любим Богом?» Бог-Человеколюбец, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Библия. Первое послание к Тимофею святого апостола Павла 2:4). Христос-Бог распят и Воскрес за нас, подарив нам возможность спасения и приобщения к благодати Божией, без которой добродетельным быть невозможно.
В то же время не следует полагать, что если человек неправеден, то он не любим Богом. Ведь разбойник, распятый рядом со Христом, первым из людей вслед за Ним вошёл в Рай. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».(Библия. Евангелие от Луки 23:43)

2. Что особенного в человеческом уме и сознании?

Животные, не имея бессмертной души, не одарены разумом, словом, совестью, человеческим сознанием – они представители материальной природы. Ангелы же – бестелесные духи – совершеннее человека, безгрешны, разумны, предстоя пред Богом, созерцают Его славу.
У человека уникальная природа: мы телом принадлежим материальному миру, подобно животным, а душой – духовному миру, подобно Ангелам. Так и наше сознание и ум соединяют в себе оба начала. «Творение человека – это создание живого существа, которым приведены в единство видимое и невидимое» «Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «человек имеет нечто общее с неодушевлёнными существами, причастен к жизни неразумной и обладает мышлением разумным (ангельским)». (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 208)

3. Как людям следует вести себя?

По закону любви. Бог заповедал нам в Новом Завете поступать так:
1) «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»;
2) «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
(Библия. Евангелие от Марка 12:30-31).

4. Что такое философия?

Попытка слепого сквозь искажённое, мутное, маленькое стекло созерцать вечность.

Слепой, повреждённый грехом и не обладающий полнотой восприятия, ограниченный человеческой природой в своём познании, сквозь искажённое, размытое понимание добра и зла, правды и лжи, не напрямую, а посредством материальных органов чувств, пытается созерцать вечность и непостижимое.

5. Для чего нам нужна философия?

До Рождества Христова философы искали ответы на вечные вопросы, стремясь постичь бытие и смыслы. Но тщетно. Они и не смогли бы в силу ограниченности человеческого познания и нашей склонности ко греху, искажающую понимание добра и зла, правды и лжи. Сам Бог воплотился, вочеловечился и открыл нам Истину.
С тех пор философия бессмысленна, ибо если философская теория противоречит в чём-либо Истине, она ложна и губительна для душ. Если же некая теория соответствует Божественной правде – она лишь свидетельствует о единственно верном мироустройстве и миропонимании.

6. Бытие тождественно мышлению?

«Мышление – познавательная деятельность, заключающаяся в целенаправленном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий».

Если бытие человека тождественно мышлению, выходит, что люди с тяжёлыми расстройствами мышления и психики вне бытия? Или их бытие – полубытие? Но нечто либо существует, либо нет. Небытие – это полное отсутствие. Полубытия нет. Мышление связано с душой, но ограничивается функционалом конкретного органа – мозга. Вследствие органических нарушений мозга и случаются расстройства мышления. Но такой человек – тоже человек с бессмертной душой, которая вне тела, как и сознание. Бытие человека – это сотворение его Богом из небытия. Поэтому нельзя считать тождественными бытие и мышление в нашем представлении.

7.  Есть ли изъян в логике или она одна объективна?

Логика не может, в принципе, быть объективной по двум причинам. Наша логика – удел человеческой природы, она свойственна только людям и является результатом работы нашего мышления, а следовательно, сильно ограничена материальным миром. Но реально мир устроен настолько сложно, что люди не способны познать его в полноте. Можем ли мы познать Ангельский мир? Ну а постичь Бога не может никто и никогда, Он непостижим.
Может ли бактерия понять Достоевского? А если он себя ей откроет?
К тому же вследствие грехопадения логика вслед за умом падшего человека сильно повредилась. О какой объективности идёт речь, если человек ад считает раем?

8. У человека множество убеждений. Все убеждения не могут быть верными. Как узнать, что истинно, а что нет?

Истинно то, что соответствует правде и действительности. Абсолютная истина – Бог, ведь Он один совершенен и всё ведает. Чтобы выявить верные убеждения, необходимо знать исчерпывающую правду по рассматриваемому вопросу и соотнести свои убеждения с этой правдой, соответствуют они ей или нет. Все убеждения вначале нужно сверить с Божественной правдой, открытой Самим Богом в Евангелии, Ветхом Завете, в учении Православной Соборной и Апостольской Церкви, а также в разъяснениях Святых Отцов Церкви. Менее значимые суждения необходимо проверять по нескольким достоверным источникам. Однако раньше и учёные утверждали, что земля плоская…
Но слово Господне истинно, «слово Господне пребывает вовек» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Петра 1:25).



«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)