Не судите, да не судимы будете

Нинэль Крымова
               
            
     «НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ» (Мф.7:1)
               
      1               

    Вынесенная в заголовок фраза из Евангелия от Матфея была произнесена Иисусом во время Нагорной проповеди - диалоге Бога с человеком. Следовательно, в ней заключено нечто исключительно важное для каждого из нас. Эта же фраза воспроизводится евангелистом Лукой (6:37), но несколько иначе: «Не судите и не будете судимы». Если у Матфея здесь соединены причина («не судите») и цель («да не судимы будете»), так как частицу «да» можно истолковать как «пусть» и как «чтобы», то у Луки причина («не судите») через союз «и» связана со следствием («и не будете судимы»).

      Итак, «не судите, да не судимы будете». Не судите, чтобы не быть судимыми? Не судите, даже если будете видеть зло? Но разве это не означает попустительства злу, молчаливого соучастия в нём? Не судите других ради того, чтобы самим не оказаться судимыми?
      
      О чём же здесь всё-таки  сказано?

      Начнём с того, что глагол «судить» имеет двойное значение: судить о чём-то и судить кого-то. В первом случае «судить» - это рассуждать, иметь мнение, во втором - осуждать, быть кому-то судьёй. На каком же из этих двух значений сделан запретительный акцент в Новом Завете? Безусловно, на втором, поскольку, если допустить, что на первом, то запрет судить походил бы на способ затыкания рта: не рассуждайте! Может ли такое исходить со страниц Нового Завета? Разумеется, нет.

      Тогда «не судите» означает - не будьте другим судьями. Почему же нам нельзя быть другим судьями?

      Ответ на этот вопрос можно найти в Евангелии от Матфея, передающим следующие слова Иисуса: «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как ты скажешь брату твоему: «дай я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Мф.7:3-5).

      В Библии не раз говорится о моральном праве человека судить других.         

      В Ветхом Завете рассказывается о том, что пророк Нафан, посланный Господом к царю Давиду, рассказывает ему притчу. Нафан был послан к нему не случайно. Незадолго до этого Давид, прогуливаясь как-то вечером по кровле дворца, заметил купающуюся внизу женщину необычайной красоты. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, военачальника царского войска. Царь Давид, воспылавший к Вирсавии, сблизился с ней и, узнав затем, что она беременна от него, чтобы скрыть следы совершенного греха, велел направить Урию на самое кровопролитное сражение, в котором ему и было суждено погибнуть.                               

      Вот эта притча:
      «в одном городе было два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота; а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую, и вскормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь. И пришёл к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец и волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришёл к нему, а взял овечку бедняка и приготовил её для человека, который пришёл к нему»(2Цар. 12:1-4).

      «Сильно разгневался Давид на этого человека, и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек… Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян,… не отступит меч от дома твоего во веки». Давид сказал Нафану: «согрешил я перед Господом». Нафан ответил: «..Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь. Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын» (2Цар. 12:5-7, 9-10, 13-14).

      2

      В послании апостола Павла к Ефесянам сказано: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11).

      «Не судите», но, тем не менее, - «обличайте»? Нет ли здесь противоречия? Как это совместить? Противоречия здесь нет, потому что обличать может лишь тот, кто сам не участвует в бесплодных делах тьмы. Не участвуйте, потому и обличайте. Сначала не участвуете и лишь потом обличайте. Что же обличать? Обличать тьму, в бесплодных делах которой не участвуете.

      Это означает, что для обличения требуется моральное право. Критерий морального права - твоя собственная чистота и неучастие во зле. Но прежде загляни внутрь самого себя, туда, где должна помещаться совесть: «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:23).

      В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как к Иисусу привели однажды женщину, уличённую в прелюбодеянии и приговорённую к убиванию камнями. Её привели к Нему вовсе не ради искания истины, а чтобы уличить и обвинить Его, ведь в любом случае Он должен был неизбежно что-то нарушить: либо закон предков, если Он попытается блудницу оправдать, либо новый, Им Самим провозглашаемый закон милосердия, если решит блудницу осудить. Иисус отвечал им так: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8:7). Вот он кодекс морального права. Бросить камень никто не решился; один за другим все стали уходить, как сказано «будучи обличаемы совестью». Не видя никого, кроме женщины, Иисус сказал: «где твои обвинители? никто не осудил тебя? … и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Вряд ли теперь такое могло случиться. Нашлись бы те, кто, заглушив в себе безмолвствующую совесть, камни бросили бы.

      Моральное право - не что иное, как залог столь необходимого нам духовного здоровья. В этом смысле мы сами творцы самих себя.

      В случае «не судите» сказано только о том, что не надо делать. А что надо? Во Втором послании апостола Петра говорится о беззаконниках: «они, как бессловесные животные, водимые природою, рождённые на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают…» (2Пет. 2:12).

      Злословить в этом контексте то же, что и судить. Следовательно, не судите, не понимая. Прежде, чем судить, старайтесь понять сказанное. Ведь оно не только про тех, других, но и про нас самих тоже. Поймёте, тогда и судить не захочется.

      Понятно, что делать надо, также в словах Иисуса о незамечаемом в собственном глазу бревне и увиденном сучке в глазу брата, и из притчи пророка Нафана, рассказанной царю Давиду: не судить других, а судить самих себя, судить судом собственной совести, притом так строго, чтобы другим судить нас было уже не за что. Именно об этом говорит апостол Павел в послании Коринфянам: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11:31).

      Так что цель духовных усилий каждого человека не столько в том, чтобы не быть судимым, а чтобы стать тем, кого не за что судить, чтобы не было необходимости в суде над ним. Мы сами, наша внутренняя чистота и наше внутреннее совершенство - вот наша цель.

      «Не судите» ещё и потому, что мир, в котором мы теперь живём, тяжело болен, как и тогда, когда было сказано о том, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12, Мк. 2:17, Лк. 5:31). И больным нужен не судья, а врач…. Возможно, что именно это, сказанное почти 2 тысячи лет назад, сегодня наиболее актуально. Врачевать надо самим фактом своего присутствия на этой земле и личным примером.

      Но ведь сказано ещё, что «каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:2). Значит, возможность суда и права на него всё-таки не отрицаются абсолютно, вне зависимости от того, как судить.

      И Сам Христос и апостолы не боялись осуждать людей, противившихся Евангельской истине, судили и осуждали грешников и прибегали иногда к решительным мерам для обуздания зла.

      Апостол Пётр осудил Ананию и его жену Сапфиру за обман (Деян. 5:1-11). Святой Архидиакон Стефан открыто при всех на заседании синедриона осудил своих сородичей иудеев, обвинив их в том, что они всегда «противятся Духу Святому», что они «убивали пророков» и, наконец, сделались «предателями и убийцами Иисуса Христа». (Деян. 7:51-52).

      Святой апостол Павел осудил Симона-волхва за его попытку купить благодать Святого Духа за деньги, сказав ему: «серебро твоё да будет в погибель с тобою…вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян 8:20,23).

      Иоанн Златоуст говорил, что «Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами, будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки».

      Так что слова Господа «Не судите, да не судимы будете» вовсе не исключают всякого рода осуждения ближнего, а исключают возможность осуждать другого тому, кто сам грешит, не думая о собственном исправлении. К явному злу и греху нельзя относиться равнодушно, мириться с ним под предлогом неосуждения. «Согрешающих обличай перед всеми, чтоб и прочие страх имели»(1Тим 5:20).

      «Когда Я скажу беззаконнику: «смертию умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтоб остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был: то беззаконник тот умрет в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего: то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез.3:18-19).

      Мы живём в плену у собственных представлений о самих себе. Неумеющий заглядывать в собственное сердце не подозревает о том, что он сам и есть источник всех своих несчастий. Человек оказывается судьёй всем, кроме себя, а хуление и есть оборотная сторона самообольщения. Судить себя - это не перекладывать своей вины на чужие плечи, а уметь самим отвечать за всё происходящее вокруг. Стать зрячим в отношении самого себя - одна из главных мыслей Библии. «Кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49:23).

      Человек, прощающий себя, - это человек, довольный собой и недовольный другими. Ему незачем становиться другим. В отношении самого себя - он слеп. Тогда как простить другого означает стать самому иным - большим. Этому и учит нас Библия - становиться большими, осознавать себя не в масштабе своей маленькой жизни, а в масштабе жизни всего человечества.

      О том, что человеку делать не надо и что делать надо, говорится и в книгах Ветхого Завета. У пророка Исаии читаем: «перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды» (Ис.1:16-17). Секрет, очевидно в том, что научиться делать добро можно, лишь перестав делать зло.

      В третьей книге Царств Соломон просит у Господа: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло… И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя» (3:9, 11-12). И прибавил ему Господь богатство и долголетие.

      То, как мы относимся к другим, в конце концов, обернется на нашу голову. «Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

    
      Бог наградил человека смертным телом, бессмертной душой и свободой воли. Поэтому человек сам определяет, как ему поступить и сам несёт ответственность перед Богом за содеянное.

      Всё, происходящее в нашем мире, не только запечатлевается в душе, но из неё и исходит. Судить себя и означает понимать это, понимать главенство души над всем и её ответственность над всем. Судить себя так строго, чтобы Богу уже не за что было бы нас судить.