Нужен ли в Петербурге Хо Ши Мин?

Игорь Борисович Иванов
В Санкт-Петербурге объявили о намерении поставить в городе памятник лидеру вьетнамской коммунистической партии, деятелю Коминтерна и первому коммунисту вьетнамского происхождения Хо Ши Мину (он же Нгуен Шинь Кунг) (1890-1969). Сначала не поверил, но оказалось правдой. Идея была озвучена губернатором города А.Д. Бегловым на открытии российско-вьетнамской конференции «Духовное наследие Хо Ши Мина. 50 лет спустя»...

Прочитав название сей конференции, всякий, кто знаком с реалиями жизни при тоталитарных коммунистических режимах в целом и во Вьетнаме в частности, не может не задаться вопросом: о какой такой «духовности» ведут речь организаторы конференции? Быть может, я ошибаюсь (поправьте, если так), но открыто исповедовать религию во Вьетнаме разрешили только в конце 1990-х гг. (напомню, Хо Ши Мин скончался в 1969-м), да и то разрешили лишь под сильным давлением международной общественности. А до этого в Социалистической Республике Вьетнам всё было, как в любой нормальной коммунистической стране — повсеместно жгли и разрушали храмы, убивали священников, бросали в ямы и в тюрьмы верующих… Например, архиепископ Сайгона и будущий вьетнамский кардинал Нгуэн Ван Тхуан провёл в тюрьме 13 лет — с 1975 по 1988 гг.

Но и после ослабления антирелигиозного террора, уже в наше время, из Вьетнама то и дело доносятся голоса о жестоких расправах коммунистических властей с верующими, в частности — с христианами (католиками и протестантами), коих в СРВ насчитывается порядка 8 миллионов человек. Правда, чтобы избежать международных скандалов, власти Вьетнама теперь стараются маскировать репрессии и прямо не осуждать верующих за религиозную деятельность, они просто изобретают для жертв антирелигиозной войны иные статьи обвинения и репрессируют их по надуманным поводам. По состоянию на 2017 год Вьетнам занимал 17-е место в мире среди стран, где преследуется христианство. Подвергаются репрессиям в СРВ и представители других религий. Так что про «духовное наследие» это, наверное, всё-таки не сюда.

Но статья эта не о положении верующих во Вьетнаме. О другом. Если кто-то ещё не заметил, в нашей стране сейчас происходит медленное, очень болезненное, не всегда последовательное, но всё же очевидное движение в сторону расставания с тоталитарным коммунистическим прошлым. И это совершенно правильное направление: нельзя воспитать здоровое общество, сохранить и укрепить страну на бесконечном охаивании царской России, как это делали большевики, на культе смуты, революции, террора и гражданской войны. Иначе ничего кроме новой смуты, новой революции, новой волны террора и новой гражданской войны, а за ними и окончательной гибели, нашу страну не ожидает. Слава Богу, многие это уже понимают.

И в этой, столь сложной, политической ситуации устанавливать памятники сомнительным политическим фигурам, тем более коммунистическим диктаторам — не самое стабилизирующее обстановку в стране решение. Особенно если учесть, как много есть дела петербуржцам до почитания Хо Ши Минов, Ким Ир Сенов, Ким Чен Иров и прочих краснознамённых восточных Пол Потов. Конечно, в международных отношениях всегда имеют место политические реверансы в сторону партнёров. Но политические реверансы не должны делаться в ущерб интересов и чести страны собственной. И если сегодня политическая ситуация такова, что под давлением с Запада РФ вынуждена идти на военно-политический союз с Китаем, это вовсе не означает, что на улицах российских городов и посёлков в угоду Китаю должны появиться памятники Мао Цзедуну.

Нужно просчитывать политические последствия таких вещей, как установка памятников тому или иному политическому деятелю, тем более — лидеру какой-либо партии. Да ещё и тоталитарной. А в случае с Хо Ши Мином эти последствия заведомо известны. И мы можем их кратенько перечислить:

1. Бурный восторг со стороны антироссийской западной пропаганды. А также пропаганды украинской. Русофобы со всего мира смогут тыкать в нелепый истукан Хо Ши Мина в Петербурге и во всё горло орать про «Россию — Империю Зла», возрождение в РФ коммунизма, красных агрессоров, удушающих свободу, мечтающих возродить ГУЛАГ, завоевать Европу и т.д., и т.п. Но РФ уже давно не является ни тоталитарной, ни коммунистической страной. Зачем же бесконечно играть в идеологические поддавки с Западом и своими руками лить воду на мельницу его пропагандисткой машины?

2. Не менее бурная радость в оппозиционных левацких кругах, которые непременно засчитают установку памятника Хо Ши Мину за свою победу и за слабость власти, «прогибающуюся» под требования коммунистов, мечтающих о «Новом Октябре». Зачем лишний раз разжигать страсти в рядах красной оппозиции и вливать новую энергию в уже издыхающее тело коммунистической фронды?

3. Глубокое разочарование и отторжение в тех кругах на Западе, кои до сих пор положительно или нейтрально относились к России, не поддерживая раздуваемый западной пропагандой антироссийской психоз. Этот и ему подобные шаги выбивают почву из под ног наших союзников за рубежом. Делают неубедительной позицию тех, кто настаивает на том, что Россия — нормальная страна, с которой можно и нужно договариваться и иметь добрососедские отношения. Зато усиливают позиции русофобов, твердящих, что Россия — страна неадекватной политики, якобы стремящаяся к возрождению коммунистической империи, с которой можно только воевать. Зачем собственными руками отталкивать от России всех нормальных людей, создавать своей стране имидж «обезьяны с атомной бомбой» и подпитывать «партию войны» наших геополитических конкурентов?

4. Волна недовольства в рядах некоммунистической общественности, причём, не только либерально-демократической (для либералов Хо Ши Мин в Питере — чудеснейший повод побуянить). Но столь же недовольна окажется и общественность православно-патриотическая. Да и просто все нормальные люди, кои отнюдь не мечтают о возвращении «советского рая» и его атрибутов. Зачем же усиливать раскол в обществе и сознательно настраивать широкое общественное мнение против городских властей, в т.ч. и мнение тех, кто эту власть недавно поддерживал на выборах?

5. Раздражение в кругах культурной общественности города и страны. Ведь в этих-то кругах всем хорошо известно, что многие настоящие герои, выдающиеся деятели России и города до сих пор не удостоились памятников и мемориальных досок (недавно один известный архитектор рассказал автору этих строк, что уже 4 года (!) петербургская общественность не может добиться от городских властей установки мемориальной доски генералу М.Д. Скобелеву на Скобелевском проспекте. Скобелеву!!!) Быть может лучше не на Хо Ши Минов, а на своих, российских, героев обратить внимание?

6. Наконец, крайне недовольны «вьетнамизацией» городской скульптуры Культурной столицы останутся и бедные слои городского населения, которые уж точно не придут в восторг от такой странной статьи расхода городского или федерального бюджета, как установка памятника абсолютно чуждому россиянам деятелю. Вот, памятник популярному российскому полководцу, литератору, учёному или деятелю искусств — столь негативной реакции, даже и у самых социально незащищённых слоёв населения, не вызвал бы.

Напрашивается вопрос: а так ли нужен в Северной Столице России памятник «товарищу» Хо Ши Мину? Стоит ли очередной коммунистический символ того, чтобы подобными политическими шагами расшатывался авторитет только что избранной городской власти? И создавался новый очаг идеологической и политической напряженности в городе и российском обществе? И без того уже, увы, расколотом.