Гойя. Портрет cемьи Карла IV

Алина Алексеева-Маркезин
Франсиско Гойя. Портрет cемьи Карла IV 1800г. холст, масло, Музей  Прадо, Мадрид.
   

     Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. К этому времени Гойа был уже  придворным художником .Гойя начал работу над эскизами, пять из которых хранятся в Прадо, весной 1800 года. Он написал окончательную версию в период с июля 1800 года по июнь 1801 года. .Картина  принадлежала частным собраниям Королевского дворца в Мадриде , где фигурирует в описи 1814 года . Позже стала частью недавно основанного Музея Прадо в 1824 году по приказу короля Фернандо VII , который изображен на картине.

   «Это будет картина, на которой мы все изображены вместе», — писала королева Мария Луиза своему премьер-министру и фавориту Годою. Гойя тщательно готовился к работе, он выполнил большую серию этюдов, на которой запечатлены лица персонажей этого большого полотна. Некоторые из этих этюдов хранятся в Прадо, другие утрачены и известны только по копиям.

   Картина имеет явные параллели с «Менинами» Веласкеса в естественном и правдоподобном изображении царственных особ. Однако, в отличие от тёплой атмосферы дворцового интерьера на картине Веласкеса, обстановка «Портрета» условна и служит исключительно сценой для безжалостной демонстрации персонажей, выполненных с предельной достоверностью, так что от зрителя не укрываются ни недостатки внешности, ни особенности их темперамента.
   
    Как и Веласкес в «Менинах», Гойя помещает на портрет себя, словно на миг оторвавшись от работы и обращаясь к зрителю: «Полюбуйтесь на них, и судите их сами»

     Ища композиционное решение этого семейного портрета, Гойя принципиально отказался от всего того, что было создано в парадном групповом портрете до него. Гойя поставил представителей королевской семьи в ряд. Жены испанских Бурбонов нередко играли важную роль в политике своих мужей. Не был исключением и Карл IV. Гойя умело подчеркнул эту расстановку сил: Мария–Луиза — в центре семьи и художественной композиции.

    Гойя не старался приукрасить членов королевской семьи. Он не льстил им, а показал такими, какими они были на самом деле. Художник заглянул в душу своим моделям и вытащил на свет то, что спрятано за внешним лоском и сверкающими одеяниями. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива.

   Рассматривая этот портрет, мы видим в нем нечто напоминающее карикатуру и фантастическое одновременно. Только такой художник, как Гойя, ясно осознающий масштабы своего таланта и, возможно, достаточно обеспеченный, чтобы рискнуть своим положением Первого придворного живописца, мог отважиться написать правдивый портрет королевских персон.

КТО ИЗОБРАЖЁН НА КАРТИНЕ?

    Грузная фигура испанского короля Карла IV в чёрном камзоле, усеянном орденами, парике и белых чулках сдвинута немного вправо от центра картины. В самом же центре изображена королева, его жена Мария Луиза, что и неудивительно: именно ей, властной, сластолюбивой и жестокой и её фавориту Мануэлю Годою, а вовсе не мягкотелому, безвольному Карлу, принадлежала фактическая власть в стране.

    Рядом с монархами – их младшие дети, 6-летний инфант Франсиско де Паула и 11-летняя инфанта Мария Изабелла. Слева – 16-летний принц Астурии, будущий король Фердинанд VII (в дальнейшем постаревший Гойя застанет и его правление тоже, а от его жестокости сбежит во французский Бордо, где встретит смерть).

 Принц одет в тёмно-синий камзол и выглядит на картине значительно более самоуверенным, чем его отец, как, собственно, и было в действительности. За левым плечом инфанта из темноты фона, подобно кошмару из офортов Гойи, возникает лицо пожилой инфанты Марии Хосефы, сестры королевы, с крючковатым носом и запавшим ртом.

   Кроме того, слева на картине есть 12-летний инфант Карлос Мария де Исидро, второй в очереди престолонаследования после Фердинанда. Так он и изображён: позади наследника № 1. Кем является женщина, стоящая рядом с инфантами и отвернувшаяся от зрителей, – загадка. На сайте музея Прадо  её обозначают как «неизвестную молодую женщину».

Позади короля изображён 45-летний инфант Антонио Паскуаль де Бурбон, брат Карла IV, в профиль рядом с ним – старшая дочь монархов Карлота Хоакина, королева Португалии. Правее – 18-летняя инфанта Мария Луиза, её сын, младенец Карл Луис и её муж Луис де Бурбон, будущий король Этрурии.

 В портрете не заметно ни малейшего желания приукрасить королеву Марию-Луизу, художник не упустил ни одной детали: двойной подбородок и толстая шея бросаются в глаза, так же, как грубое, почти вульгарное выражение лица; ее руки, которыми, как знал Гойя, она восхищалась, считая их соблазнительно округлыми, кажутся слишком толстыми.

   По контрасту с ней ее младшая дочь, донья Мария-Изабель, напоминает ангела, ее платье, драгоценности и глаза — такие же, как у матери, но она излучает нежность и обаяние юности, что свидетельствует не только о ее невинности, но и о неизменной симпатии Гойи к детям.

    Верный правде жизни, портрет Гойи, похоже, никого не шокировал; даже королева при случае пошутила по поводу своей уродливости, возможно, ожидая в ответ пылких возражений. Королевская чета не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. И, хотя Гойя никогда больше не получал королевских заказов, произошло это не оттого, что их оскорбил портрет.

    Этот парадный портрет первоначально планировалось повесить в королевском дворце в Мадриде, где он должен был освещаться свечами. Пространство картины заливает мягкий свет, отчетливо обозначающий фигуры на фоне теней. Лишь сам художник едва различим.

     Все мужчины позируют в ярких костюмах (красных, синих и темно-коричневых); все женщины - в белых блестящих платьях с золотой и бледно-голубой отделкой. Если рассматривать портрет при свечах, то крупинки белил, нанесенные на платья женщин и их украшения , переливаются дополнительными блестками.

ОТЗЫВЫ О КАРТИНЕ.


   Самую едкую и ёмкую характеристику портрету дал французский поэт-романтик Теофиль Готье. Он сказал, что на этой картине видит не короля и королеву, а «булочника с женой, получивших крупный выигрыш в лотерею».

 Иногда высказывались предположения, что Гойя каким-то образом высмеивал своих подданных. Идея была отвергнута искусствоведом Робертом Хьюзом : «Это ерунда. Вам не удалось сохранить свою работу официального придворного портретиста, если вы высмеивали людей, которых рисовали. Нет, это не призыв. Во всяком случае, это акт лести.

    Например, слева, в синем костюме, изображена одна из самых одиозных маленьких жаб за всю историю испанской политики, будущий король Фердинанд VII, которого Гойя действительно сумел сделать весьма царственным.
    Бог знает, как он это сделал, но у него это получилось. Это в значительной степени акт уважения, почти граничащий с актом лести ".