А были ли пути спасения природы и народа в 1990-х?

Владимир Лагутов
   О модели УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ для столицы Донского КАЗАЧЕСТВА
Лагутов В.В.
Эксперт Государственной Думы РФ
Председатель движений "Зеленый Дон"
Атаман Черкасского округа ОВД

Трудами наших предков на территории России только два города закладывались с первого колышка как столицы, это Санкт-Петербург на Севере и Новочеркасск на юге державы. Естественно, что и место расположения города и его планировка закладывались с учетом многих факторов и во главу ставилось прежде всего сохранение уклада жизни донского населения. Красота и рациональность Новочеркасска не превзойдена потомками и по сей день, будь то великолепие зданий или прокладка водовода в короткие сроки и с высоким качеством.
Октябрьский переворот 1917 года привел к значительной потере городом всего внешнего облика, внутреннего содержания, качественного состава населения и благоприятных условий жизни. Проблемы города в чисто экологическом плане начались с физического уничтожения наиболее грамотной и культурной части населения. Далее политика индустриализации обернулась внедрением промышленных вредных производств. На глазах людей было разрушено и рациональное природопользование: от города были отрезаны прилегающие столичные земли Новочеркасска  (ныне Октябрьский, Аксайский и Багаевский) и уничтожена самая плодородная часть - пойма, испокон века кормившая горожан и мясом, и рыбой, и овощами. Перерождение партийной номенклатуры под лозунгами забот о народном процветании привело к краху весь государственный механизм России. На Дону основной причиной деградации окружающей среды в течение последних десятилетий явилось уничтожение рационального природопользования - казачьего уклада жизни. Как любили говорить партначальники: нет человека, нет и проблемы, от покойного Иосифа Сталина до администратора Чуба В.Ф.
Особенно быстрыми темпами деградация города пошла в последнее пятилетие, во время совместной политики внутренних и внешних врагов по развалу промышленного потенциала, в то время когда осталось не более 30% от достигнутого промышленностью уровня, когда все города уменьшают степень своих вредных выбросов, у нас картина совершенно иная. Трудами безумных властных предшественников наш город был по сути превращен в самый грязный город на юге России, во всяком случае в пределах Ростовской области наш город не просто лидировал по объемам вредных выбросов в атмосферу и гидросферу, но выбрасывал почти половину всей массы загрязняющих веществ. Это при удельном весе населения города в 5% от области он устойчиво пакостил на 50%.   За последние пять лет при общем спаде производств доля наших вредных выбросов во все сферы увеличилась до 65%. Такое положение прежде всего свидетельствует о неэффективности работы самого города в части защиты природы по сравнению с окружающими город территориями.

Ни власть,   ни специальные службы не смогли хотя бы стабилизировать   ситуацию в деградации окружающей среды и спасении населения.   Особенно характерно в данном аспекте использование экономического инструмента в виде экологического фонда города. В течение трех лет его существования до сих пор  нет у него  никакого правового статуса:
первое Положение утверждено в декабре 1994 гола и основано на контроле за его деятельностью...   Советом  народных депутатов, которые были уничтожены как форма народовластия в результате переворота еще осенью 1993 года.   
Практическое отсутствие влияние на его работу со стороны специалистов и зеленых привело к полной его неэффективности в достижении поставленной цели - уничтожению  источников  выбросов вредных веществ; вряд ли выделение 1-2% от всей суммы средств на целевой выход можно считать нормальным режимом работы. Неопределенность статуса экофонда привела к потере приоритетов: основные средства в 1992 году были брошены на "иные" цели, в 1993 году на НИР и материально-техническое обеспечение, в 1994 году на кредиты и строительство  природоохранных объектов, под коими проходили в основном нужды городских коммунальных служб, в лучшем случае на многолетний долгострой в виде водовода.
Взявший на себя функции распределителя средств экофонда глава администрации города, из-за безответственности своих помощников и отсутствия какой-либо концепции действий, не может обеспечить эффективную работу экофонда по той же причине.
Пришедший состав городской думы на волне якобы заботы об экологии и борьбы с мафией уже полностью забыл о обоих обещаниях, в погряз междуусобице и корысти.

Внешние доминирующие условия со стороны государства следующие:
1. Вместо разгона коммунистической номенклатуры и введения в систему Советов механизма отзыва депутатов мы получили откровенно воровскую олигархию, готовую стать под любые знамена ради денег.
2. Это положение закреплено соответствующей Конституцией, в коей земля и ресурсы отчуждены от народа, а в части самоуправления большая черная дыра. Она могла бы быть заполнена жесткими правилами - законами хотя бы на уровнях субъекта и города, но состав депутатов Законодательного Собрания и Душ до понимания этого уже не дойдет.
3. Предлагаемая Правительством РФ концепция устойчивого развития общества и окружающей среды написана в духе "лучшей" в мире Программы коммунистической партии и итог 70 лет их заботы о народе налицо.
В сложившейся критической ситуации развала социальной общности людей и природной катастрофы необходимо корректировка действий с приоритетом выживания не людей, а природной среды, как первичной цели, ибо человек в данном случае вторичен. Для этого жизненно необходимо идти в следующем направлений:
1. Пока снижен пресс антропогенного воздействия на природу из-за кризиса в производстве необходимо установление наиболее жестких правил природопользования - это цена жизни потомков.
2. Естественно, что обеспечить этот режим возможно только при замене безответственных лиц новыми людьми по военному режиму жизни.
3. За основу концепции и общества и города следует взять зеленую модель устойчивого развития как наиболее близкую к казачьему укладу жизни - наиболее рациональную в природопользовании из известных.
4. Зеленая (казачья) модель устойчивого развития должна быть законодательно закреплена в Уставах города и области, а также принята в качестве основной государственной.
5. Все это возможно только в случае возврата к казачьей системе самоуправления, когда станицы и города - опора государства обладают всей полнотой собственника на всю территорию, вое природные ресурсы, и только при одноканальной системе налогообложения. В ином случае народ отчужден от земли, государство от народа и  Конституция есть инструмент для уничтожения и народа (геноцид) и природы (экоцид).
6. Приоритетом должна стать только региональная модель развития с учетом собственных ресурсов и национальных интересов возрождения рационального природопользования как единственной устойчивой модели в речном бассейне.
7. Устойчивое развитие Новочеркасска возможно лишь при подавлении источников вредных выбросов, восстановлении традиционного самоуправления на территории города и всего края, возвращении городу его исторических территорий и статуса столицы казачества России.

Это были тезисы на ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ г.НОВОЧЕРКАССКА"
г. НОВОЧЕРКАССК 1995 с участием АДМИНИСТРАЦИИ Г.НОВОЧЕРКАССКА,
НОВОЧЕРКАССКОГО МЕЖРАЙОННОГО КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
НОВОЧЕРКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА,
НОВОЧЕРКАССКОГО ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА ГОССАНЭПИДНАДЗОРА