Они воевали в Испании ч. 15

Николай Мринский
86. КОВЕНЕВ ФЁДОР ДМИТРИЕВИЧ – лётчик, ПОГИБ, имеется фото.

Родился в 1904 г. в с. Рождественском Мичуринского р-на Тамбовской обл., в семье крестьянина. Русский. С 1921 г. работал молотобойцем на заводе Фаслера (затем им. Никольского) в Новочеркасске. С 1926 г. служил в Красной Армии. После окончания службы снова работал на заводе. Окончил рабфак. Учился на аэромеханическом факультете Новочеркасского политехнического института, но, не закончив его, с третьего курса пошёл учиться в Луганскую военную школу летчиков. После её окончания служил в авиации. Член ВКП (б). В звании лейтенанта командовал звеном в 5-й истребительной авиаэскадрилье 36-й истребительной авиабригады Киевского ВО. В Испании с 20 августа 1937 г. по 10 марта 1938 г., был командиром истребительного звена И-16. «…Высокий, широкий в кости, атлетического сложения, Ковенев с самого начала показал себя настоящим лётчиком-истребителем. И машину знал назубок, и уверенно владел техникой пилотирования. После четырех-пяти тренировочных воздушных боёв с максимальными перегрузками он, по докладу инструктора, был вполне готов к выполнению боевых заданий. И действительно, Ковенев сразу же показал себя смелым и сильным летчиком с хорошей осмотрительностью и мгновенной реакцией. Воевал самоотверженно, показал себя настоящим боевым товарищем, на которого можно положиться в тяжелые минуты боя.

При таких прекрасных задатках Федор Ковенев скоро втянулся в суровую боевую работу. Не припомню случая, чтобы он отказался по какой-либо причине от полёта. Сильные перегрузки в схватках он переносил, пожалуй, легче, чем кто-либо другой в эскадрилье. Никогда я не видел его усталым после напряжённого боевого дня. Во всяком случае, нагрузка в пять-шесть боевых вылетов за день на нём сказывалась меньше, чем на других. К концу Теруэльской операции Ковенев считался в эскадрилье одним из лучших. В бою умел смотреть и видеть. Мастерство его росло от схватки к схватке. Он реже и меньше, нежели другие лётчики, привозил пробоин в самолёте…». (Из книги А.И. Гусева - «Гневное небо Испании»). 28 февраля 1938 г. Фёдору Дмитриевичу было досрочно присвоено воинское звание «старший лейтенант». Сбил 6 самолётов (2 лично и 4 в группе). Утром 10 марта 1938 г., возвращаясь с задания в одиночку, вступил в бой над своим аэродромом Альканьис с двумя немецкими истребителями. Сбил одного Ме-109, но и сам был сбит унтер-офицером Куртом Рохелем. Погиб и был похоронен в г. Альканьис (по др. данным на кладбище в Мадриде). Награждён орденом Красной Звезды - 14. 11. 1938 г.

87. КОВТУН КАРП ИВАНОВИЧ – лётчик, ПОГИБ.

Родился 15 мая 1908 г. в селе Шаро-Бакумовское (пос. Шарко-Бакумовка) ныне Панинского р-на Воронежской обл., в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса сельской школы. Работал батраком, заведующим избой-читальней. В 1928 г. окончил в Борисоглебске курсы председателей сельсоветов и работал на этой должности. С 1930 г. служил в Красной Армии. Окончил полковую школу и служил командиром отделения в 48-м стрелковом полку. В 1933 г. окончил Ворошиловоградскую военную авиашколу лётчиков, а в 1934 г. - курсы командиров звеньев в 1-й Краснознамённой школе пилотов им. Мясникова. Член ВКП (б). Жена - Анна Петровна, г. Киев. В звании лейтенанта командовал звеном в 109-й истребительной авиаэскадрилье 36-й истребительной авиабригады Киевского ВО. В Испании с 20 октября по 13 ноября 1936 г., был пилотом истребителя И-15 (по др. данным - командир 3-й эскадрильи истребителей И-15). Имел псевдоним «Костя», «Ян», «Ян Ковальчук». Участвовал в нескольких воздушных боях, лично уничтожил 1 истребитель. Утром 13 ноября 1936 г. во время воздушного боя в районе Каса-де-Кампо над Мадридом протаранил истребитель Хе-51, управлял которым лучший ас немецкого «Легиона Кондор» обер-лейтенант Крафт Эбергард, имевший на своём счету 7 воздушных побед в Испании. Его посмертно наградили Золотым крестом с бриллиантами. Ковтун К.И. выпрыгнул из горящего самолёта на парашюте, но при спуске выпал из не застегнутых лямок парашюта и разбился.

«...Война без потерь не бывает, и погибают на войне по-разному. Для воюющего человека эта горькая истина не является откровением. Но есть потери, которые никак не укладываются в нашем сознании, сколько бы лет ни прошло. 13 ноября 1936 г. над Мадридом была сбита машина Кости Ковтуна. Вообще-то Ковтуна звали Карпом, но он не любил это имя, и товарищи звали его Костей. Итак, при выходе из атаки на бомбардировщики, наше звено было атаковано истребителями их прикрытия. Костина машина загорелась, и я перешёл с места левого ведомого вправо, чтобы прикрыть его. Я видел, как целый и невредимый Костя вылез из кабины. Видел, как он прыгнул, открыл парашют. Видел, как его перевернуло вниз головой и, как он выскользнул из ножных лямок. Очевидно, лётчик по привычке не застегнул на груди карабин (Костя всегда грешил этим, объясняя, что лямки сковывают его движения в кабине). Пустой парашют ветер понёс в сторону позиций мятежников, а ещё живой Костя Ковтун падал на мадридскую мостовую…». (Из книги А. И. Гусева «Гневное небо Испании»). Похоронен на деревенском кладбище Компорналь, в 12 км от аэродрома Алькала-де-Энарес. Указом ПВС СССР от 31 декабря 1936 г., за мужество и героизм, Карпу Ивановичу Ковтуну было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина - 31.12.1936 г. К.И. Ковтун - первый из уроженцев Воронежской обл., удостоенный этого высокого звания.

88. КОЛЕСНИКОВ КОНСТАНТИН ИЛЬИЧ – лётчик, ПОГИБ, имеется фото.

Родился 21 мая 1908 г. в селе Воронеж, ныне пгт. Шосткинского р-на Сумской  обл., (по др. данным в с. Младеновка Рыльского р-на Курской обл.), в семье  железнодорожника. Русский. Окончил школу ФЗУ в Брянске. Работал слесарем в ж/д депо станции Брянск. Служил в Красной Армии с 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В 1930 г. - Борисоглебскую военную школу лётчиков. Дальнейшую службу проходил в истребительной авиации лётчиком, командиром звена. В звании капитана командовал отрядом в 107-й истребительной авиаэскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. Член ВКП (б). В Испании с ноября 1936 г. по 12 мая 1937 г., был командиром отряда, командиром 1-й эскадрильи истребителей И-16 и командиром группы. Имел псевдоним «Костя». «…Замечательным лётчиком и человеком был наш комэск Константин Ильич Колесников. Опытный, волевой и бесстрашный командир, он в начале 30-х годов удостоился высокого доверия народа - был избран членом ЦИК СССР. Мне посчастливилось служить под его началом ещё до испанских событий - в 107-й авиаэскадрилье одного из авиасоединений, учиться у Константина Ильича лётному мастерству, быть у него ведомым. С ним вместе летали мы и в небе Испании. Я имел возможность убедиться, что и воздушным бойцом был наш комэск первоклассным. Если он вёл эскадрилью в бой, то всегда атаковал врага первым и никогда не сворачивал с курса. Так было и в бою над Толедо.

Наша девятка И-16 встретилась с 15 «юнкерсами», шедшими на бомбёжку под прикрытием 12 истребителей - «хейнкелей» и «фиатов». - Атаковать! - просигналил Колесников и по своему обыкновению первым ринулся на фашистов. Атака комэска была успешной: «юнкерс», дымя, пошёл к земле. В этом неравном бою наши три звена сбили два бомбардировщика и три истребителя. Константин Ильич превосходно воевал и старался использовать опыт от каждого воздушного боя для совершенствования тактики нашей эскадрильи. Он серьёзно занимался вопросами построения самолётов в бою, взаимодействия, сопровождения бомбардировщиков. Все мы многим обязаны этому замечательному командиру-воспитателю, удостоенному за свои боевые дела в Испании звания Героя Советского Союза. Каждый из нас, его воспитанников, не раз вспоминал Константина Ильича в годы ВОВ. Как пригодилось бы там его великолепное мастерство!  Но, увы, наш командир и друг остался навеки лежать в земле Испании...». (Из книги «Вместе с патриотами Испании»). К.И. Колесников в Испании произвёл несколько десятков боевых вылетов, сбил 7 самолётов (4 лично и 3 в группе). По другим данным сбил 12 самолётов (4 лично и 8 в группе). 12 мая 1937 г. при посадке на аэродром Аликанте у его самолёта отвалилась левая консоль. Истребитель задел плоскостью верхушку оливкового дерева, потерял скорость и врезался в бугор. Летчика похоронили в г. Альбасете.  Указом ПВС СССР от 4 июля 1937 г., за мужество и героизм, Константину Ильичу Колесникову было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина - 04.07.1937 г. и Красного Знамени - 02.01.1937 г.

89. КОЛОСКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - лётчик, ПОГИБ.

Родился в 1911 г. в селе Михайлово Череповецкого р-на Вологодской обл.  Русский. Работал на Сайволовской бумажной фабрике. Учился в Ленинградском бумажно-целлюлозном техникуме. С 1932 г. в рядах Красной Армии. Окончил школу лётчиков в Харькове и Качинское авиаучилище. В звании ст. лейтенанта командовал отрядом в 57-й авиаэскадрилье 142-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. Член ВКП (б). В Испании с 26 марта по 12 мая 1938 г., был пилотом истребителя И-16. 12 мая 1938 г. ст. лейтенант Колосков Н.Н. был сбит в воздушном бою над аэродромом Вильяр-дель-Арзобиспо франкистскими истребителями Фиат-32. Вместе с самолётом упал на республиканской территории и погиб. Награждён орденом Красного Знамени - 22.02.1939 г. «…Летное мастерство Николая Колоскова знали хорошо. В свои 27 лет он был одним из лучших командиров отряда. Тот, кому доводилось в паре с ним вести учебный воздушный бой, на земле выжимал гимнастерку и сушил подшлемник.  Колосков был влюблен в авиацию. Его другой страстью являлись книги. Он знал на память целые страницы из разных произведений, мог увлекательно рассказать о писателе, художнике. Отец Николая Колоскова - школьный учитель - привил сыну вкус к художественному слову.

Своей начитанностью Николай привлекал к себе внимание многих лётчиков. Уже здесь, в Испании, бывало, к концу лётнего дня все устанут настолько, что свет белый не мил, но обращаются к нему: «Коля, расскажи что-нибудь». Колосков, такой же усталый, как и все, никогда не заставлял просить себя дважды. Прижимался спиной к стволу дерева или к фюзеляжу машины, принимал соответствующую позу: «Рабочий день в  финансово-счётном отделе «Геркулеса» начинался, как обычно, ровно в девять  часов…». Рассказ бухгалтера Берлаги из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова под небом Испании вызывал на лицах лётчиков улыбку. Слушая Колоскова дальше, они начинали хохотать. Утомление отступало. А то, бывало, начнёт мечтать вслух, рассказывать о своих дочках, да так, что без умиления нельзя слушать. Николай был ласковым отцом, а в общении с товарищами - мягким и обходительным. Эти черты характера проявлялись и в его внешнем облике. В авиабригаде пользовался известностью незаурядного спортсмена-легкоатлета, занимался спортивной гимнастикой, участвовал в бегах на длинные дистанции…». (Из книги Г. К. Семенова «От Барселоны до Прохоровки»).
               
90. КОЛОСОВ ФЁДОР ПАВЛОВИЧ - лётчик, ПОГИБ.

Родился в 1906 г. в селе Навесное Никольского р-на Орловской обл. Русский. На службу в ряды Красной Армии был призван в 1933 г. В звании лейтенанта командовал звеном в 11-й эскадрилье 111-й истребительной авиабригады Ленинградского ВО. Член ВКП (б). Участвовал в войне в Испании с 31 мая по 13 июля 1937 г., был пилотом истребителя И-16. Всего произвёл несколько боевых вылетов, участвовал в одном воздушном бою. В 18 час. 13 июля 1937 г. был сбит в воздушном бою мессерами. Вместе с самолётом упал на вражеской территории в районе Навалькарнеро и погиб. Награждён орденом Красного Знамени - 02.03.1938 г. «…В тот день мы сбили три самолёта противника, но зато потеряли нашего товарища - Фёдора Колосова. В этом первом для нас воздушном сражении всё воспринималось как-то особенно остро: и ощущение опасности, и радость одержанной победы, и горечь утраты. Позднее, когда мы втянулись в боевые будни, многие из этих ощущений притупились. Вот только к потерям боевых друзей мы никак не могли привыкнуть. И каждый раз, когда, возвратившись на аэродром, мы недосчитывались кого-то из своих, долго смотрели с надеждой в небо - ждали; а вдруг ещё прилетит, дотянет до родного летного поля…».(Из книги «Ленинградцы в Испании»).
 
Продолжение следует в части  16                http://proza.ru/2020/08/09/1568