Мой Ленинград

Катя Курская
В  моей  судьбе был  замечательный период,  когда я  работала  в Курском бюро  путешествий и экскурсий.
Одна из поездок мне очень  хорошо  запомнилась.
Это  был  недельный тур  в Ленинград,  примерно  в  1988-89  году.
Я первый  раз ехала в  этот  город,  с  очень большой группой туристов по  путёвкам, плюс  дети,  которых  родители везли с собой,  без путёвок,  во время весенних каникул.  Конечно,  я взяла сына!
Веселье  началось уже  в  поезде.   В стране антиалкогольная политика, а мои  туристы решительно  доказывают, что  на  Руси без водки -  только  щука!  Почему?  А она  пить  не  умеет!
Наконец,  мы  в  Ленинграде!   Март.   Сыро  и сумрачно. С неба  сыпется, под ногами  чавкает   снег.
Нас  встречает  представитель  ленинградского  бюро  путешествий, милая  женщина.  Её предупредили,  что  группа  большая.   За  милой улыбкой кроется  настоящий  профессионал!  Она сразу  ставит  всё и  всех  по  местам, не то, что я!
- Товарищи, кто  привёз  детей  без путёвок -  становимся  по правую  руку.  Кто  одиночки – слева. 
Вместе с сыном,  становимся в  правую группу.
Бросив быстрый взгляд на  наши  две,фактически, группы,  она говорит тоном, не  терпящим  возражений:
-  Сейчас все садимся в  автобус, который  повезёт нас  к  месту проживания.   Нелегалы (я первый  раз  познакомилась с  этим термином) будут поселены в  частном  секторе.  Остальные,  поселятся в  гостинице.  Не  волнуйтесь.  Всё   у нас будет  прекрасно!  Приятного  отдыха.
В  автобусе  весьма  многолюдно.  Ничего.  В тесноте, но не в  обиде!  Мы с  сыном и  туристка  с  ребёнком,  попали  в большую  трёхкомнатную  квартиру, расположенную  в  довоенной  сталинке, в районе  часового  завода  Светлана.
Хозяева – старички,  встретили нас  очень радушно  и поселили, в  отдельной  комнате,  с  высокими  потолками.  Мебель была  до военной  поры -  проверенная  десятилетиями. Большие металлические  кровати,  зеркало,  комод,  шкаф.  Возможно, они  были старше хозяев квартиры.
Большое  окно  с  видом на колодец  двора.   Везде пыль веков,  паутина, затхлый,  застоявшийся  воздух, пропитанный  запахом чужих тел.  Первым делом,  я  попыталась  открыть  большую  форточку, но  она  была  заклеена,  как  и  само окно,  древними,  давно пожелтевшими полосками  бумаги.
Делать нечего,  начали мы  размещаться.  Удивительно, но  постельное  бельё  было  белоснежным и прекрасно  отглажено.  Это  меня  успокоило.
Примерно  через час,  нас  повезли на  обед и по  экскурсиям.  Сопровождающая  группы, умело маневрируя  между  коллегами и их группами, ловко  проводила большую  Курскую  группу везде, без  очереди.  Я  робко следовала  за ней, перенимая  опыт  работы  с туристами.   Переполненный  автобус,   медленно тащился по мрачному  и  сырому  Питеру. Город поражал  нас  своим величием  и  холодной  красотой.  Неожиданно,  мой  зуб вспомнил  о  не  залеченном  нерве и, проклиная  всё на  свете,  я, как  старшая  группы,  выходила за  экскурсоводом  на открытый просмотр  и  стаскивала  с  уютных  автобусных кресел своих  туристов,  которым хотелось  поскорее  посетить  магазины  Ленинграда, чем все  его  достопримечательности  вместе  взятые.
Наконец,  было  объявлено  свободное время и все  помчались на  ознакомление с  Ленинградскими  прилавками.  Я, мучась  зубом, осталась с сыном в автобусе  и попросила  подвезти  поближе к  дому.
Старички  были весьма  удивлены  нашему  раннему  возвращению,   завели  разговор  о  Курске,  о  работе  в бюро…
Мы разговорились. Оказалось, что   наша   квартирная  хозяйка    -  врач-хирург, в прошлом,  а  её муж – настоящий  полярник!  Они показали нам  шкуру  белого  медведя на полу  в  зале и чучела двух  пингвинов, уютно  расположившихся, рядом с  большой  софой. Мой сын просто влюбился,  в  потрясающего  военной  выправкой,  дедушку.
Хозяйка  дала  какую-то  пилюлю,  зуб  уснул на всю поездку. 
В  разговоре, собеседники, словно  опытные  минёры,  прощупывали  насквозь, пытаясь понять,  о  чём  можно, а  о  чём нет, со мной говорить.   Оказалось,  мы могли  общаться  абсолютно  на  любые  темы, а  моя  открытость  и  эмоциональность,  иногда  прерывалась жестом  хозяйки, закрывающей  рот рукой  и тихо   повторявшей,  раз за разом: 
- Тише,  дорогая,  тише, у стен есть уши!
 - Господи!  - отвечала  я. -  В  стране  Перестройка,  Гласность,  а вы  чего-то  боитесь?  Успокойтесь!  Всё  прекрасно! 
Они  многозначительно  улыбались  и  качали,  мне  в  ответ,  головами.
Мы  быстро  сблизились, закрепив  знакомство  прекрасным  ароматным  чаем  с  булочками.
На  следующий день  у нас  было  назначено  посещение  Эрмитажа.
В  Эрмитаже со мной произошла  забавная история. 
Увидев  там, знаменитое полотно Леонардо да Винчи,  Мадонна  Литта,  я  была очень разочарованна,  так  как представляла  это  произведение  совсем  в  другом  цвете  и качестве.  Забавно вспоминать  мою  наивность!   У  нас  дома  была  прекрасная  литография,  в  настенном календаре, с этим  образом.   Я  пробыла  около этого полотна всё  свободное  время, что  отводилось на  осмотр  сокровищ  Эрмитажа, после  обзорной экскурсии.  Несколько раз  подходила совсем  близко  к витрине,  затем отходила,  заходила с другой  стороны, но маска  разочарования  так  и не  сошла с  моего  лица. В  конце концов,  мною  заинтересовались  англоговорящие  туристы  и  начали   фотографировать русскую  дуру  на  фоне  бессмертного  полотна.  Поняв, что   могу  оказаться  на обложке  какого-нибудь  западного  журнала, с весьма  пикантной  репутацией,   быстренько ушла,  так  и не  разгадав,  тайны образа Мадонны.
Вечером я  поделилась с хозяевами  своими  впечатлениями, а они  успокаивали меня, повторяя:
 -  Стыдно  не  знать, а стремление  узнать – всегда  прекрасно!
 Хозяева  объяснили мне,  что  шедевр  хранится  в специальной  толстой, пуленепробиваемой витрине, поэтому  картина смотрится  не  столь  эффектно, как  хотелось бы.
 Мы  опять  пили чай, нам  было  хорошо  и  уютно вместе.  Хозяйку  звали  Инна  Ивановна, а её  мужа -  Александр  Николаевич.  Тем вечером я  узнала, как  нелегко  сложились  их  судьбы, в  которых  было  всё, что пережило  старшее  поколение – войны, репрессии, блокада... 
Они сказали, что  на  завтра  получили приглашение,   и с  утра поедут  на дачу  к  знакомым, на  Юбилей  свадьбы,  вернутся  к  вечеру, поэтому  мне  доверяется  ключ от квартиры, если, вдруг, они задержатся.
Проснувшись утром,   я  вышла на  работу,  накормила группу  в ресторане  и отправила  на  очередные  экскурсии с  сопровождающим  групповодом ,  которая оказалась  приятельницей  моих  старичков.  Они  уже  рассказали ей,  по  телефону, о том,  какая  я  «милая  девочка».
 Объяснив,  что  хочу  остаться  дома,  чтобы  навести в  квартире порядок,  отпросилась с работы.  Она отпустили меня с  улыбкой и пожеланием  всего  хорошего.
 Для  меня, живущей  в частном  секторе  без  удобств,  было  просто счастьем – помыть и  почистить всё,  с  хорошими иностранными  средствами,  для  уборки  дома,  которые сразу приметила  в ванной  комнате, как  только  заселилась. Наконец  сбылась  мечта - я раскрыла  и вымыла  огромные  двойные  рамы окон, обмела  паутину,  прогнала пыль с насиженных мест, вымела  мусор, вымыла полы и  начистила  зеркала.  Особое  место  заняла приборка на кухне.  Наконец,  всё  в квартире  сияло и радовало глаз! 
За  работой  я  не  заметила, как  скоротала  день. Наконец,  в  замочной  скважине  повернулся  ключ  и на  пороге  появились  хозяева.  Даже  солнышко  любопытно  заглянуло, в  тот  миг,  в  эту квартиру!
  Инна  Ивановна, розовая  с  морозца,  сняв  шубку,  весело  сказала:
- Сашенька! Ты только посмотри,  что  значит  весна  и  солнышко!  Всё  просто  блестит!  Слава  Богу,  дожили. Какая  красота!
Её  счастливые  возгласы,  нарушили слова  моего  сына:
- Какая  весна?  Это  моя  мама  весь день  убирала  у вас.
Инна  Ивановна изумлённо  посмотрела  на  меня:
- Как же я теперь, с вами  расплачиваться  буду?  Ведь вы  приехали всего на  пять дней в Ленинград  и целый  день  потратили  на  уборку  нашей  квартиры?
Я  подошла к ней   и  тихо  сказала:
- О чём вы  говорите,  дорогая  моя?   Это  было  моё  желание и мой  выбор.  Я  рада,  что вам  понравилось. А  теперь,  идёмте скорее  пить  чай!  Чайник уже  согрелся.
Вот  так,  за  несколько  дней,  мы  познакомились  и  сблизились  с  умными  и порядочными   ленинградцами,  память  о них  навсегда поселилась  в  моём сердце.  Жаль, что  в  молодости  мы  столь беспечны  и не  храним,  что  дарит  нам  судьба,  в надежде на  её  бесконечную  щедрость…
Я  очень  благодарна всем, что  читает  мои  рассказы. Вот  вам, в  подарок, кулинарный  рецепт от тех милых старичков, надеюсь, он вам понравится…
Впрочем,  кроме рецепта,  тут  присутствует  и  опыт жизни супружеской пары, прожившей вместе, более  50 лет!
Каждое утро,  в той  квартире,  начиналось  с  пробуждения  хозяйки, часов  в  семь утра,  словами:
- Сашенька,  ты уже  встал?
В  коридоре, в районе  сан. узла,  шлёпанцы по паркету  -  шмырь, шмырь,  шмырь… 
- Доброе утро,  дорогой!  Я сейчас  встану   и  приготовлю   завтрак.  А ты,  достань  рыбку  из холодильника,  помой,  посоли,  травками  посыпь, пусть  пропитается,  пока  я  полежу  немножечко  ещё.
На  кухне, шлёпанцы по кафелю  –  шаф, шаф,  шаф…   Хлопают  дверцы,  льётся  вода из кранов…  Затихло.
Вновь, голос из спальни:
- Сашенька,  включи,  пожалуйста,  духовку, пусть  разогреется.   Сейчас  встану, буду  готовить.
Шлёпанцы по кафелю – шаф, шаф,  шаф…  Хлопает дверца  духовки.
Инна  Ивановна  выплывает  из спальни в халате и бигуди, направляется  в  ванну:
- Сашенька,  пока  я  умоюсь,  поставь  рыбку  в духовку.  Морковку  я вчера  натёрла,  возьми в  холодильнике.  Положи всю. Рыбку – сверху. И  про лук не  забудь, почисти и  нарежь  кольцами.   Сверху  залей майонезом, побольше,  как  ты  любишь!  И  сырка  натри.
Дверь в  ванну  хлопает,  слышен  шум  воды.
Из кухни раздаются  шаф-шафы  и прекрасный  аромат…
Я не  спешу.  Нам  на  завтрак  к половине  девятого,  к автобусу.  Мы же  приехали отдыхать!
Наконец,  Инна  Ивановна  выходит  из ванной – свежая, умытая, с прекрасной причёской и умелой  косметикой,  просто -  КОРОЛЕВА!
Сашенька,  в  стареньких  трениках  и  чистенькой майке,  маленький,  миленький  старикашка,  радует супругу  вкусным завтраком,  завершая  его  традиционным  чаепитием. Ни  одного  слова  утром  я  от него  ни  разу  так  и не  услышала, хотя вчера  вечером, с огнём в  глазах,  он   много  рассказывал  о  своей работе,  о  том, как  сам  завалил  этого  зверя,  шкура которого  лежит на полу,  показывал  свои  фотографии  военной  поры,   где  он – высокий,  бравый  морской  офицер.  Красавец, герой! Мой  сын  сидит,  впитывая  его  слова, словно  губка.
Инна  Ивановна, поев,  говорит,  с нежностью в  голосе:
- Сашенька, я так  устала.  Помой, пожалуйста, посуду.  Потом  вынеси  мусор.  Хорошо?
Она  проплывает  к  дивану  и включает  телевизор.
В кухне  звенят тарелки,  плещется  вода,  затем  - шмыр, шмыр, шмыр,  по паркету в коридоре,  к  шкафу.  Александр  Иванович уже  одет, с  мусорным  ведром направляется к выходу…
Из гостиной  звучит  любимый  голос:
- Сашенька, раз  уж ты  собрался  на  мороз,  захвати  авоську,  зайди в  магазин,  купи  хлеба  и не  забудь  кефир взять.  Ты же так  его  любишь!
Входная  дверь хлопает, дверной  замок  щёлкает, 
  Мы встаём и  начинаем  свой  утренний ритуал,  в местах общего  пользования.
Кстати, как  только  мы  вернулись в Курск,  я  тут же   купила и  запекла минтая по – ленинградски.  Получилось  весьма вкусно и,  благодаря  общительности моей  мамы,  в конце 80-начале,  начале 90-х,  этот  рецепт  прочно  вошёл  в  меню  многих курских семей,  так как  на прилавках  наших  магазинов ничего, кроме  минтая,  тогда не было!
В  Ленинграде,  конечно,  был не  только минтай!  Там, как  в Греции,  было  всё,  что  просто  поразило нас  своим  обилием и качеством!
Конечно, покидая  Ленинград,  мы увозили  из него не  только впечатления  от  посещения  дворцов и музеев, но и полные сумки  добротных  вещей  и продуктов.
Помню, как  Инна  Ивановна  сочувственно смотрела  на  нас  сыном,    разводила  руками:
- Как же  вы  понесёте  такую  тяжесть?  Это просто ужасно!
А,  увидев,  торчащую  из продуктовой  сумки  пачку  спагетти, она,  со  вздохом,  спросила:
- Неужели у вас  в городе и  макарон  нет?
Я тихо ответила:
- У нас,  в  ночь,  очередь  занимают за  курами  и  молоком.
-  Господи!  Как  же вы  живёте?  У нас  блокада  была, так  это ж война!  А  сейчас???  Как же  так  можно  над  народом издеваться?
На что я ей  ответила,  её же жестом и словами:
- Тише-тише.  И у  стен  есть  уши!
После  этого спросила, сколько я   должна  за  проживание сына,  так как  туристка - соседка пожаловалась мне вечером, что  с неё  хозяева,  за ребёнка  взяли  очень  дорого!
Инна Ивановна ответила:
 – О чём вы говорите?  Это мы  должны вам  заплатить за то, что  вы  у нас  жили.  Приезжайте к нам  ещё!  А,  быть может, и  мы  к вам  приедем летом, ведь  вы  рассказывали, как у вас    красиво  в  саду!
Жизнь завертела  меня  в  другом  направлении,  мы  больше никогда не  встретились  с этими  стариками,  но  они живут в моей  памяти.