Взгляд из Назарета

Олег Савич
     Олег Савич
               
     По сравнению с другими городами Израиля, насчитывающими тысячелетнюю историю, мой город, расположенный в северной Галилее, довольно молод. Его создание приходится на середину пятидесятых годов прошлого века. Имя города менялось дважды, сейчас он называется Ноф а Галиль, что на иврите* означает вид Галилеи. (Для точности произношения среднее «а» в названии города надо проговаривать на выдохе). Поскольку Ноф а Галиль расположен в горах, а мой дом находится на вершине самой высокой горы, отсюда открывается великолепная панорама: живописные долины, а на них еврейские и арабские поселения, искусственные водоёмы, сельхозполя.

      * Иврит - (ударение на втором слоге) - язык Библии и государства Израиль

    Уже более четверти века я живу на горе, именуемой Ар Иона, её высота над уровнем моря около шестисот метров. (Артикуляция прописной «А» подобна указанной выше). Моя квартира на последнем этаже могла бы считаться верхней отметкой района и города, если бы не водонапорная башня, лишившая меня почётного приоритета.
   
    В первые дни пребывания на новом месте я решил выяснить, что означает название этой вершины. Первое слово «ар» на иврите означает «гора», а «йона», с ударением на «а», переводится, как «голубь». «Всё понятно, – решил я, – это место называется Голубиная гора». К такому выводу пришёл не только я, но и другие такие же «знатоки» иврита, и, как оказалось, ошиблись все. Позже выяснилось, что эта гора не имеет никакой связи с голубями, а названа в честь пророка Ионы, который ещё в дохристианскую эпоху был здесь похоронен.
     Злоключения пророка Ионы занимают три страницы Ветхого Завета. Господь послал его в Ниневию, погрязшую в пороках, для увещевания или, если не удастся направить нечестивцев на путь истинный, то покарать по примеру Содома и Гоморры (не к ночи будь помянуты). Пророк напросился на корабль в качестве пассажира, в пути разразился шторм, и для успокоения стихии Иона без принуждения согласился быть выброшенным за борт. Трое суток он пребывает во чреве кита, после чего появляется в Ниневии, но, как оказалось, его миссия была напрасной:  жители Ниневии исправились, и Господь раздумал наказывать их.

    Ветхозаветная Ар Иона, как место захоронения пророка, отпугивала живущих неподалёку людей. Сотни, а возможно и тысячи лет никто не пожелал здесь поселиться, и только арабы, живущие окрест, свозили сюда падший скот.
    В конце восьмидесятых годов прошлого века в Израиль стали активно   приезжать евреи со всего мира, и более всего из республик Советского Союза. Для их расселения был возведён большой жилой массив вокруг вышеназванной горы, которая дала название  новому району – Ар Иона (произносится с ударением на «о», так как это имя пророка).

     Так называемым Ноф а Галилем город стал недавно; от рождения он носил гордое название Назарет Элит, то есть Верхний Назарет, в отличие от древнего Назарета, расположенного по соседству в долине.
     Ещё полвека назад библейский Назарет был христианским городом, но массовая инфильтрация мусульман из арабских стран и вытеснение ими коренных жителей привели к тому, что христиан здесь осталось около тридцати процентов. Как известно из Евангелия, Иисус родился в Вифлееме, но его просветительская деятельность началась и продолжилась в Назарете.
 
     Для меня всегда было непонятным агрессивное неприятие христианского вероучения со стороны адептов иудаизма. Евангелист Матфей в начале своего повествования приводит родословную Христа, который является потомком праотца Авраама в 42-м поколении, но ничто не может убедить ортодоксальных богословов и их приверженцев примириться с Новым Заветом. Вполне обосновано возникает вопрос: «Господа, почему имя Иисуса вызывает у вас негодование, переходящее в озлобление?»  Кажется, грех желать лучшего – ваш соплеменник для половины мира является сыном Бога и даже самим Богом – гордиться надо!  Ан нет: при упоминании Христа идейные потомки фарисеев раздражённо отворачиваются, брезгливо кривятся, крутят носами.
     На волне всеобщего отрицания произошло переименование Назарет Элита в обезличенный Ноф а Галиль. Руководителям города приспичило избавиться от слова «Назарет», напоминающего об Иисусе, хотя в интересах города, в плане развития туризма, следовало бы сохранить прежнее название: любой путешественник предпочтёт приехать в легендарный Назарет, чем в никому неизвестный Ноф…

     Хочу продолжить свой рассказ с уточнения названий и имён. Из-за погрешности перевода Библии с иврита (сначала на греческий, а с него на другие языки), некоторые имена собственные не согласуются с оригиналом. Читаем в Евангелии от Матфея: «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришёл и поселился в Капернауме приморском,..». Из-за особенностей иврита в Новый Завет вкралось неверное название города. Вторая согласная в этом названии произносится двояко: в начале слова как «п», а в середине как «ф».
 
      В оригинале город, в котором укрылся Учитель, произносится Кфар Наум, то есть деревня Наума. История умалчивает, кто такой этот Наум. Возможно, задолго до Христа некое свободное пространство занял человек, построил дом и начал обживаться. По соседству появились другие застройщики, и для обозначения места их проживания этому поселению дали название по имени первого хозяина: надо же знать, откуда собирать налоги и куда доставлять почту и товары.

     На карте Израиля есть много городов и поселений, в названии которых есть слово «кфар». Из моих окон, обращённых на запад, можно увидеть купола католического храма в Кане Галилейской (на иврите – Кфар Кана). Здесь на свадьбе своего сводного брата Симона** Иисус сотворил первое чудо, превратив воду в вино.
Наиболее подробно это событие описано в Евангелии от Иоанна:  «…был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них». По указанию Учителя наполнили водой пустые кувшины и получили прекрасное вино. Для истинно верующих – это чудо. Материалисты говорят, что вино получилось в результате смешивания воды с винным осадком на дне кувшина. Какая из этих версий ближе к истине, каждый решает сам, согласно своему мировоззрению.

      ** После смерти первой жены Иосиф обручился с Марией.
         Симон - сын Иосифа от первого брака и сводный брат Иисуса по отцу.
   
     В Кфар Кане находится православная церковь Святого Георгия, которая имеет ещё одно название – «Церковь первого чуда». Католики называют свою святыню церковь Венчания. В этих двух храмах и сейчас происходят свадебные обряды, и брак, заключённый здесь, считается прочным и долговечным. В наши дни в церкви Венчания проводится необычная церемония для желающих упрочить уже созданный брачный союз. Под церковными сводами можно торжественно повторить клятву верности друг другу. Очень красивый и эмоциональный обряд, многие верят, что он укрепляет супружеские отношения.
 
     Есть в Галилее городок Кфар Тавор, расположенный у подножия горы Тавор. В некоторых русских изданиях гора называется Фавор, отличие только в одной букве, но я буду придерживаться канонической версии. Из восточного окна моей квартиры виднеется часть горы Тавор, на вершине которой расположен мужской католический   монастырь. Приблизительно в полукилометре от него находится женский православный монастырь, где немало монахинь и послушниц говорят по-русски. Тавор, как христианский символ пользуется огромной популярностью и массово посещается паломниками всего мира.

      Из-за крутого серпантина экскурсионный  автобус доезжает лишь до подножия горы, выше могут подняться только легковушки арабских таксистов, жителей близлежащего посёлка Дабурия. Для технического решения, в плане облегчения подъёма, был объявлен международный конкурс, лучшим был признан проект фуникулёра, представленный российским инженером. Премию автору вручили, но строить не стали: выяснилось, что канатная дорога отнимет заработок у таксистов. Решили, что не годится лишать людей куска хлеба.

      Впервые я посетил гору Тавор а рамках экскурсии лет двадцать назад, помню, как нашу группу пригласили в небольшой магазинчик, где были выставлены на продажу предметы рукоделия монахинь. Доход от этих продаж – всего лишь подспорье для существования обители, и это, конечно, не покрывает все расходы на содержание. Основная поддержка поступает от добровольных взносов. В наши дни все культовые учреждения имеют сайты в интернете, посредством которых можно пожертвовать средства на жизнедеятельность.
 
     Православный монастырь на горе Тавор назван в честь Преображения Господня. Чтобы узнать, почему дано такое название, обратимся к Евангелию от Марка: «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл их на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними». В продолжении описания узнаём, что одежды Его сделались блистающими и белыми, как снег. Потом появились Илия с Моисеем, которые беседовали с Иисусом. И в довершение этих чудес явилось облако, откуда Господь провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

    В православной традиции гора Тавор называется горой  Преображения.
В Израиле в устных преданиях бытует интересная легенда, весьма похожая на правду: в семнадцатом веке, побывавшие на Святой Земле русские паломники, возвели церковь в подмосковье и назвали её Церковью Преображения. Спустя несколько лет во время царствования второго из династии Романовых – Алексея Михайловича – в районе этой церкви возвели усадьбу, по существу, загородную царскую резиденцию. Это место стало обрастать другими постройками, в конце концов образовалось поселение, которое своё название получило по той самой церкви, основанной паломниками. Так возникло село Преображенское. Любой россиянин знает, какое особенное место занимает в истории России это знаменитое село.

     Не могу удержаться от желания добавить в своё повествования немного юмора. Речь пойдет ещё об одном населённом пункте, название которого начинается на «кфар». Если двигаться от Тель Авива к северо-востоку, то очень скоро попадаешь в красивейший город Кфар Саба; мы уже выяснили, что первое слово означает «деревня», а «са'ба» – на иврите – дед. Как тут не вспомнить чеховского Ваньку и его письмо к дедушке Константину Макарычу! Меня это весьма позабавило, и в моём блокноте появилось шуточное стихотворение «На деревню дедушке».
      
             Кфар Саба – город сказочный и древний;
             И вправду, чем не чеховский сюжет?
             Ведь на иврите «кфар» – это деревня,
             А «саба» на иврите – это дед.

             Давай-ка мы махнём с тобой в Кфар Сабу, 
             В бананово-волшебный аромат!
             Здесь пальмы, эвкалипты, баобабы.
             Коврами роз покрылся город-сад.

             Деревня дедушки – у нас реальный адрес,
             И с ним конверт не пропадёт в пути.
             Письмо дойдёт, но даже не пытайтесь
             Среди Натанов, Лазарей, Пинха'сов,
             Эпштейнов, Рабиновичей и Вайсов, –
             Здесь Константин Макарыча найти.

     Сейчас самое время возвратиться в мой Ноф а Галиль – бывший  Назарет Элит. Ещё не обо всех памятных объектах христианства было рассказано. По существу, именно здесь, в северной Галилее начиналась чудотворная деятельность Христа – теловрачевателя и душеспасителя. Посему все холмы и долины, и вблизи, и те, что виднеются поодаль буквально перенасыщены библейскими артефактами. 
     Для лучшего обозрения дальних мест я купил на местном рынке у какого-то еврея из России советский полевой бинокль, в него хорошо виден Хайфский порт, даже можно прочесть названия кораблей на внешнем рейде. Все библейские места вокруг горы Ар Иона можно обозреть и невооружённым глазом, но бинокль даёт эффект присутствия. Вот за нашим районом проходит дорога, на ней вереница машин движется в Кану Галилейскую, а сразу за дорогой долина Тора'н, которая упоминается в Новом Завете, как место нарушения  субботы учениками. Открываем Святое Благовествование от Луки, читаем: «В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками».

     Фарисеи обвинили Иисуса и его учеников в нарушении святости субботы – никакую работу нельзя в этот день выполнять. Например, у Иоанна сказано, что иудеи стали изгонять Иисуса, за то, что он исцелял людей в субботу.
     Из многих синагог и городов изгоняли Иисуса, даже грозились убить, и это несмотря на его несомненные успехи в деле врачевания. Евангелист Лука приводит горестные слова Учителя: «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве». В этом же Евангелии повествуется об изгнании из Назарета и о покушении на убийство. «И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать».
     Здесь ни Евангелист, ни я не ошиблись – не стал читать, а встал. Пятикнижие (Тору) и другие книги Ветхого Завета молящиеся читают по очереди, этот порядок соблюдается и сейчас. Тот, кому поручали читать главу Священного Писания, встаёт и оглашает текст для всех присутствующих. В тот день Учитель по заведенному порядку встал и начал читать вслух книгу пророка Исайи, дошёл до того места, где говорится о пришествии Мессии, а дальше происходит невероятное: Иисус захлопывает книгу и заявляет, что на нём сбылось предсказание, то есть он – Мессия. Такого святотатства иудеи стерпеть не могли. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой их город был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди среди них, удалился». (Лука, 4:28, 29).

    Эта возвышенность ещё в средние века названа горой Свержения и находится в месте, где мой город соприкасается с библейским Назаретом.
    В конце девятнадцатого века здесь была воздвигнута небольшая церковь на средства российской меценатки Марии Киселёвой. Мне ещё довелось увидеть эту церковь пришедшей  в запустение, но в 2009 году она была отреставрирована. Католики называют эту церковь «Богоматерь в страхе». По преданию на этом месте стояла Божья Матерь – Мария и видела, как  разгневанная толпа вела её сына к краю обрыва. Как известно из истории,  в тот раз Иисус избежал казни. Произошло действо, обыгранное в некоторых приключенческих фильмах: толпа тащит кого-то на расправу, а в конце пути выясняется, что казнить некого – гонимый исчезает в суматохе. То же случилось и с героем скандала в синагоге: все его преследователи были так возбуждены, что подойдя к обрыву, обнаружили, что этот "самозванец" исчез… А в это время Иисус бодрым шагом шёл по дороге в сторону древнего поселения Офел, на месте которого в начале прошлого века возник город Афула. .

    Два тысячелетия отделяют нас от событий, произошедших на территории современного Израиля, и до сих пор человечество пытается разобраться в личности Иисуса Христа. Для многих он Сын Бога и Сам Бог, и в молитвах они обращаются к Господу нашему Иисусу Христу. Другого мнения придерживаются материалисты, готовые поверить в реально существовавшего гения.
    Большинство почитателей Христа акцентируют своё внимание на тех чудотворных делах, что сотворил он до своего триумфального прибытия в Иерусалим. Для Иисуса чудеса  не самоцель, они были нужны для того, чтобы народ поверил в него, в его избранность, и уже затем на платформе этого доверия изложить человечеству основы своего вероучения.      
    Так случилось, что мне посчастливилось жить в том месте, где два тысячелетия назад происходили события, заложившие основу Новой Веры и ставшие началом Новой Эры.