Они воевали в Испании ч. 17

Николай Мринский
После учреждения знака особого отличия "Золотая Звезда" ему была вручена медаль № 16. В 1938 г., сразу по возвращении из Испании, получил назначение на пост зам. командующего ВВС Ленинградского ВО. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Командовал ВВС 8-й Армии. В середине апреля 1940 г. комдив Иван Копец сменил в Минске на посту командующего ВВС Белорусского округа хорошо известного ему по Испании комкора Константина Гусева. Уже 1 мая во главе парадного строя из 300 боевых самолётов он стремительно проносится под аплодисменты минчан над площадью Ленина. Копецу пришлось формировать ВВС округа буквально заново. После присоединения Западной Белоруссии и реорганизации округа, часть авиаполков передали в Калининский и Орловский округа, другие по договору о взаимопомощи перелетели в Литву и Латвию. На 1 марта 1940 г. в ВВС Белорусского особого ВО числилось всего 7 авиаполков. К 1 октября их уже будет 27, а 22 июня 1941 г. врага встретят 35 авиаполков. Накануне ВОВ был назначен Командующим ВВС Западного Особого ВО. Постановлением СНК СССР от 4 июня 1940 г. И.И. Копецу присвоено воинское звание генерал-майор авиации. ВОВ встретил в должности командующего ВВС Западного Особого ВО, - принявшего в первый день войны главный удар немецких войск и преобразованного по мобилизационному плану в Западный фронт. Вечером 21 июня 1941 г. весь руководящий состав Округа и республики, словно по команде, собрался в театре Красной Армии ЗапОВО, где гастролировавший в Минске МХАТ играл "Школу злословия" Шеридана. Ослушался грозного ген. Павлова и остался у себя в штабе только Копец. Обстановка на границе накалялась с каждым часом. Надо было немедленно принимать решительные меры.

Но лишь после полуночи в Минск поступила директива наркома обороны о возможном внезапном нападении немцев, но и в ней по-прежнему звучало: "задача наших войск - не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения". Авиацию было приказано перед рассветом 22 июня рассредоточить по полевым аэродромам. У Копеца ночью могли летать только 242 экипажа из имевшихся 1343. На новых самолётах ночью не летал никто. Приказ выполнить было невозможно. Подтвердил это на допросе в июле 1941 г. и сам ген. Павлов: "Было темно, и наша авиация не смогла подняться в воздух". Однако, если бы даже самолёты и взлетели, то вступить в бой смогли бы далеко не все, так как по приказу самого Павлова буквально накануне самолёты были... разоружены. В середине июня в части ВВС округа прибыла комиссия во главе с генерал-инспектором ВВС РККА генерал-майором С. Синяковым. Генерал проверил и остался очень доволен лётчиками 16-го бомбардировочного полка, которые осваивали новый Пе-2 и уже летали на нём не только одиночно, но и строем. Затем инспекция прибыла в 122-й ИАП, и здесь стали происходить совершенно необъяснимые события. Приехавший сюда же ген. Павлов в присутствии комиссии приказал снять с истребителей вооружение и боезапас. Эту информацию подтверждает и бывший лётчик-инспектор ЗапВО майор Олейников: "В самый канун войны из Москвы пришел приказ подготовить самолёты к какому-то парадному смотру, то есть снять временно вооружение и поэтому в момент фашистского нападения они оказались разоружёнными. Возможно, это одна из причин гибели Ивана Копца". Начало войны ранним утром 22 июня генерал-майор Копец встретил без паники. Пока была связь с частями - отдавал распоряжения и приказы.

Перебросил 2 истребительных полка 34-й дивизии в Лошицу и Слепянку для прикрытия Минска, ещё 2 отправил в Барановичи и Пуховичи. В 9 часов 30 минут ген. Копец издал приказ № 1, в котором поставил задачи подчинённым частям. Устойчивая связь отсутствовала. Информация о том, что происходит в небе у границы, была противоречивой и не до конца ясной. О тяжелейшей обстановке в частях и больших потерях в авиатехнике ни в штабе ВВС, ни в штабе округа ничего не знали. Тем не менее, известно, что в этот же день, 22 июня 1941 г., в командование ВВС ЗапОВО вступил заместитель Копеца генерал-майор Андрей Таюрский. Узнав, что в первые часы войны воздушным налётам противника подверглись 26 аэродромов округа, и авиация, находящаяся под его командованием, потеряла 738 самолётов, из них 528 - на аэродромах, где базировались самолёты и новых типов, не уступавшие по своим тактико-техническим данным немецким, И.И. Копец застрелился в своём служебном кабинете. Тем самым он избежал не менее трагической судьбы нескольких членов командования Западным фронтом, приговорённых к расстрелу по приговору Верховного Суда Союза ССР от 22 июля 1941 г. Предположительно, похоронен в Минске. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени; медалями. 6 мая 2005 г. в г. Ишиме Тюменской обл. открыта мемориальная доска на здании школы, в которой учился будущий Герой Советского Союза, ген. авиации И.И. Копец.

94. КОСАРЕВСКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – танкист, ПОГИБ.

Родился в 1913 г. в Крыму. г. Ялта. В Красной Армии - с 1935 г. В звании младшего командира служил в танковых войсках, был механиком-водителем 2-го танкового батальона 13-й механизированной бригады. В Испании с июля по 13 октября 1937 г., механик-водитель танка БТ-5. Погиб в бою 13 октября 1937 г. у сел. Фуэнтес-де-Эбро юго-восточнее Сарагосы. Награждён орденом Красного Знамени - 02. 03. 1938 г.

95. КОТЫХОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ – лётчик, ПОГИБ, имеется фото.

Родился в 1915 г. в селе Приречье Борисоглебского р-на Воронежской обл.  Русский. В Красной Армии стал служить с 15 декабря 1931 г. В 1931 г. поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, которую окончил в 1933 г. Член ВКП (б). Окончил 2-ю военную Краснознамённую школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМА СССР в Борисоглебске в 1934 г. В звании лейтенанта служил мл. лётчиком в 111-й истребительной авиабригаде Ленинградского ВО. В Испании с 20 августа по 10 декабря 1937 г., был пилотом истребителя И-15. В воздушных боях лично сбил 3 самолёта. Погиб вечером 10 декабря 1937 г. В тот день он, в составе семёрки истребителей вёл бой против 18 вражеских самолётов в районе аэродромов Бухаралос и Кандасном. В бою был подожжён итальянскими истребителями Фиат-32. На горящем самолёте сбил один вражеский истребитель, и какое-то время пытался дотянуть до аэродрома Сариньена, но вынужден был выпрыгнуть с парашютом. Во время спуска был расстрелян вражеским лётчиком. «...Сразу же по возвращении мы узнали, что в этом большом воздушном  сражении погиб  Михаил Котыхов. Потерю Миши я воспринял очень болезненно, потому что служил с ним вместе ещё в Ленинградском ВО.

Несмотря на то, что Мише было всего 22 г., он уже хорошо освоил технику  пилотирования и практику воздушного боя на двух типах самолётов - И-15 и И-16. В 1937 г. он приехал в Испанию, просил меня взять его в нашу эскадрилью, но напряжённые воздушные бои не прекращались, и дело с его переводом затянулось. И вот он погиб… Примерно в середине октября местные жители привезли на наш аэродром тело русского лётчика, которого они подобрали в 20-25 км отсюда. Я узнал в нём Мишу Котыхова. У него в груди было восемь сквозных пулевых ранений, купол парашюта - весь в пулевых пробоинах. Тело Михаила было отправлено на аэродром Бахаралос, где базировалась эскадрилья Анатолия Серова. Впоследствии выяснились обстоятельства его гибели. В неравном воздушном бою под Уэской самолёт был подожжён. Михаил покинул горящую машину, но фашисты настигли его и расстреляли в воздухе...». (Из книги «Ленинградцы в Испании»).  Похоронен в Бахаралосе (по др. данным в Пеньянба). Награждён орденом Красного Знамени - 02. 03. 1938 г.

96. КЛИМОВ АНДРЕЙ ИЛЬИЧ – БЕЗ ВЕСТИ.

Родился 1906 г., лейтенант, член ВКП (б). Пропал без вести 29 октября 1936 г. после боя под Сесинья. Награждён орденом Красного Знамени в 1937 г.

97. КРУТОУС ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ - танкист, ПОГИБ, имеется фото.

Родился в 1914 г. Окончил танковое училище. В звании лейтенанта проходил службу командиром танкового взвода. В октябре 1937 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании. Погиб 11 октября 1937 г. в бою на Арагонском фронте. Похоронен в Валенсии. Награждён орденом Красного Знамени - 02. 03. 1938 г.

98. КОРШУНОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - танкист, ПОГИБ, имеется фото.

Родился в 1914 г. В Красной Армии - с 1936 г. В звании младшего командира служил механиком-водителем в танковых войсках. С июля по 13 октября 1937 г.  участвовал в гражданской войне в Испании, был механиком-водителем танка БТ-5. Погиб 13 октября 1937 г. в бою у селения Фуэнтес-де-Эбро юго-восточнее Сарагосы. Лейтенант Коршунов А.В. награждён орденом Красного Знамени - 02. 03. 1938 г.

99. КОВРОВ ФЁДОР КУЗЬМИЧ – танкист, ПОГИБ.

Родился в 1912 в дер. Посудьево Дубровенского р-на Витебской обл. Призван на службу в 1934 г. Мл. командир, командир танка. Герой Советского Союза (посмертно). Погиб 9 июля 1937 в бою под Брунете. Награждён орденами: Ленина, Красной Звезды, Красного Знамени.

100. КЛИМИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ – ПОГИБ.

Родился в 1904 г. в Казани. Русский. В Красной Армии - с 1921 г. Член ВКП (б). В звании старшего политрука служил в одной из воинских частей. В 1938 г. воевал в Испании в 1938 г. Погиб 11 февраля 1938 г. в автокатастрофе. Похоронен в Валенсии. Награждён орденами Красного Знамени - 02. 03. 1938 г. и 02. 01. 1937 г.

101. КРАПИВНЯНСКИЙ НИКОЛАЙ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ – штурман, ПОГИБ.

Родился в 1915 г. в пос. Угры-Гучи Орловской обл. Русский. В Красной Армии - с 1933 г. Окончил авиационное училище. Лейтенантом служил в одной из авиачастей в должности штурмана бомбардировщика. В этом же качестве находился в Испании с 14 декабря 1937 г. по 10 июня 1938 г.  в составе 24-й бомбардировочной группы республиканской авиации. 10 июня 1938 г., исполняя обязанности финишёра на аэродроме во время грозы, был убит разрядом молнии. Похоронен в сел. Касас-Ибаньес. По другим данным, похоронен на городском кладбище Мадрида. Награждён орденом Красного Знамени - 14. 11. 1938 г.

102. КУРПЕ ПАВЕЛ ТРИФОНОВИЧ – танкист, ПОГИБ.

Родился в 1912 г. В звании младшего командира служил в танковых войсках. 
С осени 1936 г. по 22 февраля 1937 г. участвовал в гражданской войне в Испании. Погиб 22 февраля 1937 г. в бою в районе высоты Пингаррон. Похоронен на кладбище в Мадриде. Награждён 2 января 1937 г. орденом Красной Звезды.

103. КЕМПЕ ЭМИЛЬ -  1908 г. р., ПОГИБ в Испании в 1938 г. 

104. КОМАРОВ ЕГОР ИВАНОВИЧ – ПОГИБ в Испании в 1939 г. Место гибели и захоронения не установлено.

105. КОРСУНОВ ПЁТР ИВАНОВИЧ – танкист, ПОГИБ.

1910 г. р., дер. Понизовье Оршанского р-на Белорусской ССР. Отец - Иван Константинович. Мл. командир. Механик – водитель. Погиб в Испании 12 февраля 1937 г. в бою во время танковой атаки. Награждён орденом Красной Звезды в 1937 г.
 
106. КОСОГОВ НИКОЛАЙ ИЛЛАРИОНОВИЧ – ПОГИБ.
 
1912 г. р. дер. Екатериновка Покровского Сельсовета Криворожского р-на Днепропетровской обл. Отец – Илларион Аббакумович. Младший командир, погиб в бою 13 февраля 1937 г. Награждён орденом Красной Звезды в 1937 г.

Продолжение следует в части  18                http://proza.ru/2021/02/11/766