Приключения в Польше. Следствие продолжается

Алексей Ульянищев
 Мы уже пропустили свое время экскурсии в Величке, поэтому быстро сели в автобус и поехали.
Величка - небольшой городок в 10 километрах от Кракова. На улицах тихо, мило, уютно, но особо ничего интересного, кроме памятника шахтерам на центральной площади.
Соляная шахта находится в самом центре города. Около здания, где находится спуск в соляные копи, стояли две группы экскурсий. Перед нами были французы. Ждали мы примерно 30 минут, потом к нам подошла экскурсовод и началась удивительное путешествие в подземный соляной город. Экскурсовод предупредила о том, чтобы все держались плотнее к друг к другу, не отставали и не отвлекались по сторонам. Будут встречаться боковые тоннели, в них заходить категорически запрещено. Туннели прорублены на 380 км под землей и заблудиться в них очень просто. Первым добывать здесь соль решил король Казимир I. Было это в 1044 году. Сначала соль добывали и транспортировали вручную. Потом придумали систему специальных горизонтальных колес, которые толкали люди и лошади. Аппетиты росли, шахту углубляли, доход короля увеличивался. В 18 веке Польшу поделили. Австрийцы положили конец королевской монополии на добычу соли. А заодно - механизировали подземные работы, построили мельницу и подъемник. В 1912 здесь уже была огромная современная солеварня. В годы Второй мировой немцы пытались построить тут подземный завод по производству военной техники. Судя по всему, не получилось. После войны шахту закрыли. С тех пор она зарабатывает исключительно на туристах.
   Кроме того, еще в 16 веке польские врачи решили, что солью можно лечить недуги - от простого насморка до астмы. Под землей нет никаких бактерий, вирусов и грибков, что само по себе хорошо, а в воздухе содержится много элементов, которые полезны для дыхательных путей. В Величке открыли соляные купальни. Работают они до сих пор. Есть и санаторий, где больные проживают под землей и проходят курс лечения болезней дыхательных путей .Ствол Даниловича - самый старый из сохранившихся. Его прорубили в середине 17 веке. Сначала использовали для транспортировки соли на поверхность. Потом через него под землю спускались шахтеры и туристы.
  Фантастическая экскурсия в подземный соляной мир начинается спуском по 380 ступеням, которые ведут на первый подземный уровень, находящийся на глубине 64 метра. Лестница прилегает к стволу, вырубленного в пласте соли. С другой стороны, через перила, пустое пространство, не всегда освещенное. Лестница узкая, всего на два, три человека и спускались по одному на каждой ступеньки. Такое впечатление, что спускаешься в черное пространство ада. На первой остановке по бокам площадки вырублены большие ниши, где с подсветкой стоят статуи, целые фрагменты работы шахтеров по вырубке кусков соли.
 Первых туристов сюда начали водить еще в 15 веке. Сначала горные выработки показывали только приближенным короля. Потом - начали пускать всех желающих. Судя по хроникам тех лет, в 18 веке каждый месяц шахту посещало несколько десятков человек, в 19 - уже несколько сотен. Австрийцы увеличили количество туристических интерьеров и открыли доступ на нижние уровни. Они же установили в подземных галереях первые памятники. К 20 веку копи стали популярны.
  Здесь можно посмотреть памятники и целые картины как добывали соль в разные времена, от 13 до 20 века. В шахте девять подземных уровней, глубиной от 57 до 327 метров - с коридорами и галереями. За время работ здесь выдолбили больше трех тысяч камер. Туристам показывают всего 20. На это уходит больше двух часов. Все камеры и галереи носят имена великих поляков - ученых, воинов и правителей.
  Во время добычи соли из породы выделяется метан, иногда он взрывается. Прежде чем люди додумались выветривать газ, его выжигали факелами. Горняков, которые этим занимались, называли "кающиеся грешники". На длинных шестах они поднимали горящий факел высоко вверх, а сами нагибались как можно ниже, чтобы не опалило лицо и волосы
  Работа в шахте никогда не была безопасной, а в средние века обрушения случались куда чаще. Набожные горняки считали, что молитва может их спасти, поэтому строили под землей часовни, где проходили богослужения.
   Изначально часовни были деревянные. В 17 веке одна из них сгорела, был крупный пожар и власти запретили использовать в шахтах легковоспламеняющиеся материалы. Благодаря этому родилось искусство резьбы по соли. Рабочие начали строить часовни прямо в стенах пещер.
На второй площадке, около подземного озера, экскурсовод рассказала интересную историю о том, как работали и жили шахтеры в прошлых веках. Работали по 17 часов в сутки, очень уставали и подняться на поверхность порой не было сил. Ночевали в копях. Стали жить постоянно в соляных пещерах, заводили семьи и создавали целые поселки под землей, женились, рожали и растили детей и очень редко выходили на поверхность. Денег на работу не платили, но после смены каждый шахтер имел право взять с собой горсть соли. А соль в то время ценилась на уровне золота. Вот почему девушки выбирали в мужья тех парней, у кого была больше ладонь. Как и в любых поселениях всегда были неверные жены. И проверяли их варварским способом. Бросали в озеро, если не выплывет, значит - неверная. И о них никто не жалел.
   Наконец подошли к  самой известной и узнаваемой часовне Святой Кинги. Ее создали в 1896 на глубине 100 метров,  по размерам - чуть больше поля для мини-футбола. Высота потолков - около 10 метров. Часовня действующая, по большим праздникам тут проводят литургии.
Всё здесь сделано из соли. Пол - из цельного куска. Люстры - из соляных кристаллов. Невероятно.
  В нишах часовни Св. Кинги стоят всякие религиозные фигуры, в том числе, памятник Иоанну Павлу II, соляная копия "Тайной вечери" и рождественский вертеп.
    Доступ в эти невероятные подземные лабиринты был предоставлен узкому кругу высокопочитаемых людей и лишь в XX веке стал возможен для всех желающих увидеть это великолепие собственными глазами. Это необычное место во все времена посещали известные исторические личности, имена которых можно найти в памятной книге, которая ведется с первых посещений соляной шахты. Это и Николай Коперник, которому даже посвятили камеру, в которой установили величественную соляную скульптуру, и И. В. фон Гёте, и Ф. Шопен, и Ян Матейка, Д.И. Менделеев и многие другие известные деятели. Также посещали эти необычные копи царственные особы, начиная с правящей династии польских королей и заканчивая французским королем Франциском I и русским императором Александром I.
 Очень интересный факт (некоторые утверждают, что это шутка экскурсоводов): посетителям разрешалось трогать экспонаты руками и даже слизывать соль, но не более ... 2 кг и за этим строго следили. Что мы и пробовали, да не один раз. Особенно нас привлекали места, где окраска соли меняла цвет, от темно-зеленого до голубоватого, а затем становилось белой. 
  На третьей площадки в стенах было вырублено несколько камер с разными скульптурами и всех их запомнить невозможно. В центре ствола возвышались деревянные укрепления, почти до верхнего уровня шахты. Страшно представить, как это всё держится. А глубина площадки была 110 метров.
    Через галерею, прошли метров 150 и вышли к камере Веймара. Я обратил внимание, что по бокам галереи были проходы в глубь пещеры, отгороженные красной лентой. Именно здесь ребята из четырех человек приподнесли нам еще один сюрприз. Они шли последними в группе, и никто не заметил, когда они исчезли. Я старался держаться ближе к экскурсоводу, так как хотелось больше услышать интересных историй. Недалеко от меня, в центре группы, была Данута. Девчонки первые спохватились и сказали мне о том, что исчезли часть ребят. Быстро всех пересчитали и действительно четверых не было. Кстати, перед спуском в копи, экскурсовод тоже всех пересчитала в группе. Ванда (экскурсовод) быстро вызвала по рации группу спасателей. Уже через 15 минут они спустились на скоростном лифте и были около нас. Еще через 20- минут привели наших ребят. Оказалось, что их привлек внимание гном с факелом, который их призывал к себе рукой. Ребята пошли за ним. Сколько раз они поворачивали по туннелю, они не помнят. Потом этот мужик исчез, и они остались в полной темноте. Из них никто не курил, у них не было ни зажигалки, ни спичек. Идти в полной темноте испугались и решили ждать, когда их найдут. Я разволновался — невероятно. Только утром я получил предупреждение у консула, и вот опять происшествие. Если этот случай станет им известен, то нашу группу в тот же день отправят на Родину. А дальше отыграются на мне, это точно. Данута заметила мое состояние  и подошла ко мне   
         - Алексей! Что вы так разволновались? На вас лица нет, стоите весь белый. Не расстраивайтесь так сильно, вы думаете это первый случай с экскурсантами? Почти каждую неделю отклоняются часть людей от маршрута. Правда, чаще всего это происходит с русскими. Они очень неорганизованные и верят в привидения, вот и ходят за ними. Единственно, что нам могут предъявить, это оплатить штраф за задержку четырех групп экскурсантов и оплатить затраты за поиски ваших оболтусов. Но я постараюсь все уладить, когда мы поднимемся на поверхность и я переговорю с администрацией -
           - Дана! Вы не все знаете, что было со мной этим утром. Меня предупредили о том, что если еще раз случится с вашей группой какая-нибудь история, похожая на случай с горничной, то вы будите срочно отправлены на Родину. Этого я очень не хочу -
           - Давайте продолжим наш разговор вечером — прервала меня Данута - а то уже студенты обращают внимание на нас. А им этого не надо знать -
   Экскурсия продолжалась, но мне уже не было так интересно, и я шел в конце всей группы. Прошли в современная пещеру, ее разрабатывали в 20 веке 50 лет назад, после аварии с оборудованием, камеру залили соляным раствором и здесь появилось мрачное подземное озеро темно-зеленого цвета.
 Камера Йозефа Пилсудского разбита на две части тоннелем. Раньше там ходил плот. После того, как кто-то утонул, аттракцион прикрыли. Фигурка справа - Св. Ян Непомук, покровитель тонущих.
 Под потолком - множество лестниц и переходов.
 В одной из последних камер есть небольшой музей. Здесь представлены всякие разные виды друз соли. От видов и форм просто дух захватывает. Цветные кристаллы особенно красивы. Похожи на какие-то морские водоросли.
 Как оказалось, в последней  галерее можно было выпить кофе, перекусить или послушать музыку Часть  столиков были свободны и мы с удовольствием разместились. Нам подали по чашке кофе с пирожным. Что интересно, за все время экскурсии никто не замерзал, а температура не превышала 15 градусов, дышалось очень легко и настроение было отличное у всех ребят, кроме меня.
  Спускались мы по лестнице через ствол Даниловича, а поднимались через соседний ствол Региса. Шли старыми коридорами шахты. По бокам подпорки из дерева, со временем они пропитались солью и превратились в камень. На стенах и потолках свисают сталактиты из соли. В середине туннеля видны следы от вагонеток, которые возили на лошадях. Кое -где под ногами солевой раствор. От влаги соль постоянно растворяется и даже скульптуры тают и их через определенное время делают заново. Шли мы довольно долго, примерно метров 400 или 500. Клети подъемников вмещали только 5 человек и лифт был скоростной. Я поднялся на поверхность в последней пятерке. Ощущение подъема было неприятное, выскакивали с глубины 134 метра как пробки из бутылки шампанского.
   На улице было очень жарко. Дана ушла в администрацию шахты и ее долго не было. Ребята хотели пойти погулять вокруг, но я не разрешил, боялся, что они еще что-нибудь мне преподнесут. Уставшие, но довольные сели в автобус и поехали обедать. Где-то к 17 часам приехали в отель и решили отдыхать, так как завтра рано утром мы уедем из Кракова. Только я прилег в номере, как раздался стук в дверь. Опять пришел по мою душу Александр Матвеевич из консульства, поздоровался и спросил
        - Алексей Сергеевич! У меня к вам несколько вопросов, первый: «вы знакомы с каким- либо сотрудником из Министерства иностранных дел Польши?»
        - Вам не кажется, что это странный вопрос? Я же консулу объяснял.... — меня прервал Александр
        - Здесь я задаю вопросы и прошу на них четко отвечать! -
        - Это что, допрос? - спроси я
         - Пока беседа, но если вы не будите подробно отвечать на вопросы, то я вас отвезу в консульство -
        - Я никогда, ни с кем, как в Польше, так и в Союзе не был знаком из сотрудников МИД Польши — ответил    я.
   Но Александр не успокоился
        - Может у вас были приватные отношения с кем- либо здесь в Польше? -
        - Я общался только со студентами и преподавателями Познаньского СХИ на отрытой моей лекции. Постоянно разговариваю с нашим куратором, но только по деловым вопросам -
        - А в Советском Союзе вы не встречались с польскими гражданами? - опять не унимался Александр
        - В 1963 году к нам в Мичуринск приезжал профессор Ежи Гробовских с научно-исследовательского института садоводства  Польши в Скерневицах. Мой научный руководитель попросил меня провести с польским профессором экскурсию по моим опытным садам. Около часа мы ходили по садам и беседовали только по научным вопросам. Еще что вас интересует из моей жизни? -
         - Вы не хамите, иначе мы продолжим разговор в другом месте -
  На этом и закончилась наша приятная беседа. Не попрощавшись, Александр удалился.
   Я был в недоумении и, одновременно, злился. Мне хорошо знакома технология проведения разговора с провинившимся резидентом. Вначале продержать 2-4 часа в приемной. Затем в кабинете «ошарашить» неожиданными вопросами, напугать, и в конце обязательно угрожать жестокими наказаниями. И эта психология везде одинаковая, будь то в комсомоле, партии, или в министерстве. Я это все проходил, и не один раз, начиная от института, а дальше на работе в совхозе. Вот только здесь, в консульстве забыли о первом шаге этой технологии. Сижу и размышляю, с какой стати мне «лепят» МИД Польши? Что они подразумевают, или «копают» под меня? Это «пахнет» шпионажем, а как же еще понимать. Нет, просто наша группа каким- то образом попала в чьи -то политические разборки. Все очень странно и непонятно. Я думаю к этому делу причастна Данута, уж очень она спокойная и все наблюдает со стороны. Надо сегодня или завтра с ней обязательно откровенно поговорить. Ребята и девчата тоже волнуются, а неопределенность — хуже всего. Опять стук в дверь. Заходят наши девчата
        - Алексей Сергеевич! Вы извините нас, но мы волнуемся за ребят и за вас. Этот мужчина уже второй раз приходил к вам. Это не наше дело, но мы чувствуем, что его посещение связаны с нашими приключениями в отеле и в соляных пещерах. А ребята сегодня еще раз подставили вас и Дануту. Вы думаете ребята полезли через ограждения за мужиком с топориком? Да, ни в жизнь бы они за ним не пошли. Их приманила необычной красоты девушка, к тому же почти голая, только прикрытая просвечивающей тканью. Она ребят и завела в пещеры. Они говорят, что это была принцесса Кинга, у нее на голове была корона с камушками. А вы очень взволнованные, переживаете за нас, мы же все видим. Что будет с нами, можете объяснить? -
        - Сегодня после ужина подходите всей группой в фойе на нашем этаже. Я все вам расскажу -               
    Данута после ужина опять отъехала на пару часов, но меня предупредила. Ближе к 19 часам ребята пригласили меня. Все собрались в фойе
       - Ни вы, ни я, перед поездной не прошли инструкции о том, как надо себя вести за границей. Это не праздный вопрос для советских граждан. В результате и вы, и я попали в патовую ситуацию, из которой пока я не вижу выхода. Скандал с горничной был, видимо, спровоцирован заранее. На улице стояли две машины с польскими и иностранными корреспондентами. Но администратор, случайно или так было задумано, не пустила их в отель. Но горничная дала корреспондентам интервью после выхода из отеля, и что она наговорила, мы не знаем. Кроме этого, на второй день Валерия подала в полицию заявления о том, что ее русские ребята пытались изнасиловать. Но до настоящего времени в газетах Кракова пока нет никакой информации об этом случае. Всеми этими вопросами занимается наше посольство и консульство в Кракове. Вчера утром меня вызвал консул и был очень неприятный разговор. Он меня предупредил о том, что если еще раз произойдет с вашими студентами случай, подобный с горничной, то он обещал в тот же день отправить всех нас домой в Союз, а там с нами будут заниматься с вами другие люди. Нам помогает разобраться с этими непростыми вопросами наш куратор Данута, но она пока со мной не разговаривала. Я вас прошу, даже требую, ведите себя соответственно, не расслабляйтесь, и помните, к русским за границей относятся не всегда дружелюбно. О приключении с ребятами в Величке. Я просил Дануту, чтобы этот срыв экскурсий не вышел за пределы администрации соляных копей. Дана обещала, но результаты ее переговоров мне пока неизвестны. Ребята! Из-за вас приостановили движение четырех экскурсий, а вызов спасателей обернется штрафами Познаньского или нашего института. Когда вы повзрослеете и научитесь оценивать ситуацию? Как только узнаю что-нибудь нового, то вам обязательно сообщу. Сидите в номерах и никуда не выходите за пределы отеля. Спокойной ночи! -