Добро и Зло

Дина Норбут
На протяжении тысячелетий жителей планета Земля учили делить мир на хорошее и плохое. В сознании людей формировались чёткие границы этого хорошего и плохого. Из этого же формировалось отношение к добру и злу, выстраивались сами понятия.
Начиная с раннего детства, ребёнку внушалось, что такое хорошо и что такое плохо. Принималось это бездумно, без должного анализа, ибо анализировать человека тоже старались не учить. Этому способствовали и дуально выстроенные сказки.

В сказах
Вспомним хотя бы очень популярную у всех народов тему противопоставления родной дочери и падчерицы. Падчерица, как правило, наделена разного рода добродетелями: она сказочно красива, и умна, и добра до абсурда, в то время, как родная дочь прямая противоположность ей: некрасивая до безобразия, ленивая, злая и т.д.
 В сказке «Морозко», к примеру, замерзающая Настенька на вопрос Деда Мороза, тепло ли ей, неизменно покорно отвечает, - Тепло, дедушка, тепло! А Марфушенька-душенька грубо и прямолинейно требует жениха побыстрей,  да драгоценностей побольше.
Читатель, конечно, сочувствует обиженной и кроткой Настеньке и насмехается над её названной сестрой. Но ведь на самом деле таких резких противоположностей не случается. Абсолютная доброта, абсолютный альтруизм тоже не может быть полноценным добром. В реальной жизни такой человек терпит фиаско.

Бабушка Акулина

К примеру, в рассказе М.Горького «Бабушка Акулина» очень чётко это прослеживается. Человека, не умеющего любить себя, просто используют те, у кого с совестью не всё в порядке. У бомжей, живших за счёт и благодаря старенькой бабушке, это чувство давно атрофировалось. Даже перед самой своей смертью она проявляет заботу о «детках», которые без всякого угрызения совести забирают у неё деньги припасённые на похороны и устраивают пир, в то время, как их кормилица умирает в одиночестве под шум и гам, устроенный «детками».


Дуальный мир

В дуально выстроенном мире, поделённом на добро и зло,  было удобней жить, прежде всего, власть имущим. Народом с негибким мышлением управлять легче.
Дуальное  мироустройство способствовало формированию стереотипного мышления. Стереотипы же строились на этнических ценностях того или иного народа и они окончательно закабаляли человеческое сознание в рамки стереотипного мышления и поведения.

Мир многогранен

Современному человеку известно, что белый цвет вбирает в себя все существующие в природе цвета, также и любой другой аспект жизни многоцветен. Всё зависит от того, кто оперирует этими понятиями или ситуациями.
Если взять сущность человека, в нём обязательно есть и положительные, и отрицательные качества. Нет никого абсолютно плохого, так же, как нет никого, абсолютно хорошего. Более того, одна и та же черта в разных ситуациях проявляет себя по-разному. Например, человек бескорыстен, о нем говорят, готов последними штанами пожертвовать. Это очень ценная черта в отношениях с близкими людьми, но ведь такого человека и обмануть легко. На современном языке: лохом сделать.
Получается, что в реальности, нет абсолютного добра, в нём всегда можно отыскать зло. Это в любом случае относительное добро. Так же и со злом. Например, парень совершил кражу для того, чтобы спасти жизнь тяжело больной матери, на лечение были нужны деньги. С точки зрения морали и закона он совершил зло, но, если рассмотреть человеческую сторону, силу любви к близкому человеку, желание сохранить жизнь матери, он совершил добро.
Воистину, нет худа без добра, как и нет добра без худа. Делить мир строго на добро и зло – это удел негибкого застывшего в стереотипах ума.