Как обманывают читателей-1

Галина Райхерт
                Плохие книги не только бесполезны, но и 
                вредны.
               
                Толстой Л. Н.

   Читатель сегодня оказлся в сложном положении: море книг захлестнуло прилавки с интернет-площадками. Да еще электронные книги, которых в разы больше! Невольно закрадывается сравнение с рынком продуктов – всего так много, не знаешь, что съесть. Правда, существуют санкции – продовольственная цензура, несколько сократившая ассортимент. А на книжном рынке и того нет…
   Среди изобилия – муки голода. Что есть и что читать? Есть мы не перестанем, а как с чтением?
   Каждый писатель – читатель, если только он не персонаж плохого старого анекдота. Поэтому и объединение читателей с писателями не только возможно, но и целесообразно. К тому же труд  писателя требует восприятия, участия и соучастия, постижения, понимания читателя, совместного труда души.. И ждет писатель не только и не столько гонорария, сколько своего читателя. «Нужна равнозначность зарядов – писательского и читательского. Отдающего и берущего» (Л.Халиф, «ЦДЛ»).
   О каком обмане читателя –  автором! – можно говорить?
   Обман читателя бывает двух видов: технический, сугубо материальный, в нем писатель не участвует, или почти не участвует. И духовный, интеллектуальный обман – с этим сложнее.
   Читайте дальше.
   Когда Л.Толстой говорил о плохих книгах, он и не представлял себе, что они могут быть плохими не по содержанию, а по своему материальному, вещному воплощению.
   Читатель – еще и обыкновенный потребитель, покупатель. Он не должен переплачивать за плохую бумагу, за чистую бумагу, за  слегка замаранную бумагу – «каляки-маляки» и загогулины вместо рисунков. О переплате за «жеваную бумагу» малограмотного текста, косноязычия речь еще впереди. Это – проделки издателя, совместно с редакторами и оформителями.
   «Не нравится – не покупай!». Так ответят издатели и продавцы.
   Но книги нынче продают сплошь и рядом в запаянной полиэтиленовой упаковке! Не пролистать, не заглянуть внутрь… Внутри же может оказаться что угодно: желтенькая газетная бумага (это еще ладно, хорошая книга и в таком виде будет читана-перечитана!), но там окажутся огромные поля, интервалы после каждого абзаца, пустые и полупустые страницы после каждой главы… Если, скажем, перечень или рецепт какой – непременно в столбик! Рисунки – на удивление размашистые, которые и рисунками назвать сложно, подобное машинально черкают, говоря по телефону. А то и просто можно полюбоваться лихим и вполне бессмысленным росчерком.
   Для чего это делают? Когда жиденький текст надо растянуть на полноценную книгу. Иногда книгу-сборник известного писателя разбивают на две-три!  Посмотрите некоторые издания М.Задорнова. Если изловчиться и посчитать объем, получится, что читатель-покупатель платит за какие-то 180 страниц текста, растянутых на все 300 без какой-либо необходимости! А ведь книга – источник информации, хоть как ее назови и преподнеси.
   А широкие поля и колонтитулы! А каждая глава – с середины новой страницы!.. Бумага дорожает, и впредь будет дорожать, но ее не жалеют, как и кошелек читателя. Пример: книга «Свои. Путешествие с врагом» Руты Ванагайте, Эфраима Зурофф (издательство «АСТ», 2018 г.), где из 80 .начальных страниц – 16 (!) ЧИСТЫХ, а нижний колонтитул – 3,5 см из 21 см страницы! Итого – на странице – менее, значительно менее 2000 знаков. Дальше считать не захотелось. Для чего понадобилось такое расточительное оформление? Чтоб книга была подороже.
   Еще один ловкий прием: кусочки текста оформить в виде рукописного текста. Это неважно, что они нелепо выглядят и с трудом читаются. Зато занимают много места!
   В книге бывают перепутаны страницы, часть их пропущена… Прошли те времена, когда в конце книги заботлииво помещали крошечный листочек со списком замеченных опечаток! Пожалуйся читатель сегодня на технический брак – перед ним даже вряд ли извинятся.
   Приводить примеры – опять же занимать место. Желающим поясню отдельно.
   А еще бывает вот что:
   «Купила я тут в Доме книги на Калининском две книги –Улицкую и Веллера, а когда пришла домой, обнаружила, что никакие это не Улицкая и Веллер, а какие-то малоизвестные авторы, которых протаскивают с помощью известных имен. От Улицкой и Веллера там только рецензии на полстраницы, но обложки так оформлены, что  фамилии рецензентов  выпячены и набраны крупным шрифтом, а авторов - незаметным мелким. Мошенничество чистой воды и обман покупателей. Нет времени с ними бодаться, а то прямо хоть в прокуратуру пиши».
Такое письмо пришло автору заметок от москвички, читателя, филолога.
Что, наши маститые писатели не знают, как используют их имена и рецензии?
   Многие читатели современной прозы не могут собрать все произведения любимого писателя. Те же Л.Улицкая и Д.Рубина издаются весьма некорректно: в сборнике может быть пара новых рассказов, остальное – перепечатки. Получается, продают втридорога то, что уже раз-другой куплено.
   Под запаянной упаковкой – аннотация на обложке. Здесь можно встретить и «Мировой бестселлер!»,  «Переведено на 30 (а то и 50) языков!». Чего мелочиться. Кто проверит? Внутри опять может оказаться что угодно, не надо всему верить.
   Пожалуй, этот обман тоже относится к техническому.
   Во всех  случаях читатель-покупатель вправе требовать книгу в открытом виде! Продавцы вполне могут один экземпляр держать  распакованным и показывать желающим. Даже косметику и парфюмерию продают, предоставляя пробники, а книги вынуждают покупать как котов в мешке!
   За столетия с совершенствованием печати сложились определенных форматы книг, то есть их размеры, вес и толщана. Есть огромные тома -  взять хотя бы «Самиздат века» весом около 8 кг! Можно читать, лишь уложив на стол или рядом, кто как приспособится. Но этот размер оправдан и масштабом материала, который неправильно было бы разъединить и разложить на разные томики. Есть книжки карманные – может, в дорогу. Есть крошечные – на любителей и коллекционеров. «Новый завет и Псалтирь» размером с ладонь вполне можно читать и удобно держать при себе, он не тяжелее смартфона.
   Но попробуйте прочитать «Окна» Д.Рубиной, выпущенные в виде тяжелого альбома, где рассказы сопровождаются картинами ее мужа! Не стоит говорить о достоинствах картин и их соответствии тексту, – книга плучилась увесистая, громоздкая, ее не удержишь на весу, а за столом с пюпитром читают очень немногие! Это – настоящее одоробло, неуклюжий тяжелый предмет. По этой именно причине ее не хочется перечитывать.
   Кстати, издательство успешно отучают читателей от «больших» книг. Поскольку они дороже и плохо раскупаются. «600 полос мы быстро не продадим», –  так сказали автору этих заметок в крупнейшем в России издательстве «Эксмо», хотя книга их устраивала.
   Казалось бы, что здесь зависит от автора-писателя?
   Кое-что зависит. Перед отправкой книги в печать автору предоставляют для согласования и обложку, и верстку. Если автора не устраивает, как будет выглядеть книга, он может и должен возразить!  Но многие этого не делают, потому что вообще не спорят с редакторами-издателями. Да, это дело неблагодарное и рискованное. Автору этих заметок пришлось спорить, например, с новосибирским издательством по поводу обложки. В конце концов она была заменена и получила достойный вид в отличие от аляповатого первого варианта.
   Второй пример свежий (декабрь 2020 г.). При сверке верстки обнаружилось, что редактор, некто О.М. Шапаева, решила и сократить текст, и «размазать» его, употребив не только интервалы и пробелы, но и цитаты изобразив каракулями (образец этого «почерка») можно увидеть на странице ВК издательства «ДарЪ»).Это еще было не все, и масштабы разрушений не оставляли надежды на сотрудичество и договоренности… Увидев изуродованную книгу, автор отказался от сотрудничества с издательством, потому что за свою книгу было бы просто стыдно.
   Кое-какие примеры приведены и в давних статьях и эссе автора. Так что выбор есть!
   Время от времени появляются новости, как в типографиях, а то уже и в магазинах обнаружены и изъяты контрафактные книги. Что это такое?
   .Среди незаконно, подпольно изданных книг в первую очередь надо назвать допечатанные помимо согласованного с автором тиража. Никто ему об этом не сообщает, узнать об этом сам он практически не сможет. Издателю удобно: книга долго в продаже, автору можео сообщить, что «плохо расходится» и замылить авторские деньги… Об этом уже упоминалось. Такие книги часто оказываются в продаже за рубежом.
   Издатель может и украсть книгу или ее часть, перепечатав под другим именем… На этом попадалось очень крупное издательство.
   Но это – тиражи небольшие, читатель от этого не страдает.
   Учебники и пособия чаще издаются контрафактом, их печатают в огромном количестве, типографии тоже не хотят платить налоги. При этом экономят на краске, клее, которые могут оказаться ядовитыми… Здесь чаще попадается прямой брак: размазанная краска, неровные строчки и шрифт, пропущенные страницы и т.д.
   Читатели – не покупайте такую продукцию, не пополняйте кошелек мошенников!
А котов в мешке просто возвращайте.
   О втюхивании читателю заведомо низкопробного чтива, то есть обмане интеллектуальном, пойдет речь в продолжении…
 Ред. Август 2021 г.                г.Гирне, Северный Кипр