Лютер был антисемитом

Андрей Браев-Разневский Абр
Почему Мартин Лютер был антисемитом?

История в лицах

22.04.2017267621

Стефан Янссон (Stefan Jansson)


Мартин Лютер, без сомнения, был антисемит. Это одна из мрачных глав его жизнеописания и, возможно, самая трудная для понимания. Как мог он, проповедующий милосердие, написать книгу «О евреях и их лжи» — одно из самых отвратительных произведений ненависти, которые вообще когда-либо публиковались? Сжигайте и изгоняйте, вот каково было его послание. За несколько сотен лет до того, как нацисты воплотили его идеи в жизнь.


Дик Харрисон (Dick Harrison) — профессор истории в Лундском университете. По его словам, Мартин Лютер разделял те антисемитские настроения, которых придерживались почти все в Германии XVI века. Равно как и многие в Швеции и Финляндии.


«У нас в Швеции тогда евреев не было, но в наших церквях мы можем найти множество антисемитских изображений. Вероятно, их сделали немецкие церковные художники, приезжавшие сюда. Кроме того, еще в конце XIII века всех евреев выслали из Англии, во Франции они тоже повсеместно изгонялись. Испания своих выслала в конце XV века», — рассказывает Харрисон.


В Германии было иначе


Другими словами, евреев ненавидели повсеместно. Тем не менее в Германии их все-таки не изгоняли, как в Англии и Франции. Ведь регион был расколот на множество княжеств, и те не вводили единых запретов. Однако ненависть и антиеврейские настроения были привычными.


«В этом обществе Мартин Лютер и вел свою деятельность. Сначала Лютер стал читать Библию, переводить и усваивать ее послание.


В Новом Завете он наткнулся на евреев, которые убили Иисуса. Поскольку он вообще с самого начала был антисемитом, евреи в его глазах превратились в негодяев.


© РИА Новости, Утарбеков | Перейти в фотобанк
Богослужение в синагоге для бухарских евреев
Лютер перенес это на свою веру и проповедовал антисемитизм другим.


Он был не одинок, но именно его проповеднический талант, его способность оказывать влияние проявили это особенно ярко, потому что он был очень харизматичной личностью».


Иисус был евреем


Читая Библию, Мартин Лютер столкнулся с той простой истиной, что Иисус и сам был евреем.


«Иисус не был евреем, он был божий человек, говорил Лютер. Он был первым символом христианства и сыном Божиим. Непорочное зачатие, Святой Дух и так далее», — рассказывает Харрисон.


«Лютер был знаменосцем христианства, убеждавшим, что все, что у нас было до этого, ошибочно. Просто евреи этого не понимали. Еще одно доказательство того, что они глупые, плохие и опасные», — добавляет историк.


Тем не менее профессор Харрисон подчеркивает, что основная причина антисемитизма Мартина Лютера крылась в той повсеместной ненависти к евреям, которая царила в Европе.


Когда свирепствовала «черная смерть» — эпидемии чумы — все считали само собой разумеющимся, что это евреи распространяли болезнь, например, отравляя колодцы. Молва о еврейских заговорах против христиан и мусульман ходила повсюду.


«Лютер в этом отношении — просто дитя своего времени», — говорит Харрисон.


Взгляды Лютера менялись


Католический профессор теологии Вернер Жанронд (Werner Jeanrond) из Колледжа святого Бенета при Оксфордском университете настроен не так категорично, как его шведский коллега профессор Дик Харрисон.



КОНТЕКСТ
Эдуард VI и Папа: аллегория реформации
Индульгенция была хорошей идеей
Frankfurter Allgemeine Zeitung25.08.2016
Жизнелюбивые евреи связывают Трампа и Путина
Politico14.04.2017
Чего боятся украинские евреи
The New York Times14.04.2017
О евреях и об одной мечте
Delfi.lt23.02.2017
Еврейская боль
Globes29.11.2016
Жанронд рассказывает, что Лютер был убежден в том, что евреи обратятся в христианство, когда писал свой первый критический труд о евреях в 1523 году, примерно через три года после великой Реформации.

«Теперь-то все было ясно, понятно и современно, благодаря Реформации. Теперь все должны были увидеть, как обстоят дела на самом деле. В то же время Лютер напомнил своим современникам, что Иисус и сам был евреем, что нет ничего плохо в том, что бы быть евреем».


Лютер в старости


Когда Лютер 20 лет спустя писал свою книгу «О евреях и их лжи», его надежды уже угасли.


«Он расстался с иллюзиями и понял, что не все могли присоединиться к реформистскому походу. Ни турки, которых он называл мусульманами, ни евреи, ни католики, ни протестанты, отклонившиеся от его собственного учения.


Он был очень этим подавлен. Ведь Лютер считал, что скоро конец света и было бы неплохо, чтобы все стали исповедовать одну веру. Тогда-то он и потерял то, что сам когда-то в юности защищал, — осознание, что у всех нас разный опыт восприятия Бога и поэтому мы должны учиться друг у друга», — говорит Жанронд.


Еврейский писатель и журналист Йоран Розенберг (G;ran Rosenberg) тем не менее говорит, что сочинение Лютера отличается от других антиеврейских средневековых сочинений.


«В первую очередь оно выделяется тем, что Лютер пишет самое антисемитское произведение времени своим обычным языком, очень свежим и немного грубым», — говорит Розенберг.


«В воздухе витал христианский антисемитизм, так как евреи было группой, которая отказывалась признать Иисуса Христа. Они претендовали на то, чтобы осуществлять связь с Богом, а ведь эту роль уже взяло на себя христианство.


Так что иудаизм конкурировал с христианством. Этот антисемитизм постепенно рос и со временем принимал все более ненавистнические формы, выливаясь в гонения», — рассказывает Розенберг.


Вера оправдывает средства


Хотя антисемитизм и имел место в лютеровской Германии, Лютер не всегда придерживался таких взглядов. Он разделял общее мнение, согласно которому евреи должны были признать Иисуса Христа богом. Но он не хотел их к этому принуждать. То есть он не был расистом, считает Розенберг.


По-крайней мере, изначально не хотел. А ненависть Лютера к евреям была вопросом веры, по мнению Розенберга. Долгое время Лютер надеялся, что евреи увидят «свет» и «истину» и обратятся.


Поворотный момент наступил примерно в середине 1530-х годов, когда Лютер больше не считал возможным принимать то, что евреи не признавали Иисуса как мессию.


Отношение Лютера к евреям изменилось, теперь он хотел либо обратить их, либо изгнать силой.


«Я думаю, что Лютер был совершенно убежден, что видит свет и истину. И теперь он мог наконец показать миру и евреям, что это правда», — говорит Розенберг.


Лютер и Гитлер


Четыреста лет спустя на сцену вышли Адольф Гитлер и нацисты, и кровавая баня для евреев воплотилась в жизнь. Нацисты использовали прямые отсылки к Лютеру. Часть из них считали, что вся нацистская программа давно существовала в сочинениях Лютера.


Профессор Дик Харрисон в этой связи решительно отрицает, что в том, что случилось с евреями во время Второй мировой войны, можно обвинить Лютера.


«Корни антисемитизма уходят гораздо глубже. Кроме того, за свои поступки мы все отвечаем сами. Лютер умер в XVI веке. Нацизм появился в XX», — говорит Харрисон.


© AP Photo,
Евреи во время оккупации Варшавы Германией
 

Согласно Розенбергу, Лютер в Германии был канонической личностью, которая имела огромное влияние на нацистскую пропаганду.


«Есть масса примеров того, как его постоянно упоминали, перепечатывали снова и снова его сочинения, а нацистские протестантские священники прибегали к нему, чтобы оправдать Хрустальную ночь. Достаточно было лишь прямо процитировать Лютера и сказать, что следует сжигать синагоги», — говорит Розенберг.


Что сказал бы Лютер о Холокосте?


По мнению профессора Вернера Жанронда, Мартин Лютер пришел бы в ужас, узнав о Холокосте. В этом Жанронда поддерживает его коллега из Лунда Дик Харрисон.


«Лютер ужаснулся бы Холокосту, — говорит Харрисон, и констатирует, что Господь сказал: „Мщение за мной", — И в этом, я думаю, большинство христиан во все времена согласились бы ним».


«Я всей душой надеюсь, что Лютер был бы против, — в свою очередь говорит Розенберг, — Но ведь наверняка никто этого никто не знает. О каком из этих двух Лютеров мы говорим, о более раннем или более позднем? Боюсь, что поздний Лютер придерживался бы того, что он написал в своем сочинении „О евреях и их лжи", так что, возможно, он бы на это и посмотрел… Возможно».



Лютер Мартин
ЛЮ;ТЕР Мартин (Martin Luther; 1483, Эйслебен, Германия, — 1546, там же), один из основоположников протестантизма в христианской религии и крупнейший лидер немецкой Реформации.

Отношение Лютера к евреям претерпело изменения на протяжении его жизни. В первый период (приблизительно 1513–23 гг.) Лютер был склонен осуждать преследования евреев и рекомендовал «истинно христианскую» терпимость по отношению к ним. В частности, в своем комментарии на Псалом 22 (примерно 1519 г.; /см. Псалмы/) Лютер осуждает проповедников, которые не способны ни на что, кроме как «преувеличивать проступки евреев по отношению к Иисусу Христу и тем самым сеять озлобление против евреев в сердцах верующих». Лютер резко осуждал конфискацию Талмуда и раввинистической литературы. Заявляя, что не следует ожидать обращения всех евреев в христианство, он, тем не менее, надеялся, что многие евреи примут крещение после того, как услышат его проповеди. Впервые Лютер специально обратился к еврейскому вопросу в памфлете «О том, что Христос родился евреем» (1523). Указывая, что евреи того же происхождения, что и основоположник христианства, Лютер заявлял, что они были правы в своем отказе принять «папское язычество» и что, если бы он сам был евреем, то, видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочел бы превратиться в свинью, нежели стать христианином.

Постепенно, однако, Лютер убедился, что евреи не намерены принять христианство и в его реформированном, «подлинном» виде. По этой или по какой-либо другой причине в его отношении к евреям начинает обнаруживаться враждебность. В 1526 г. он жаловался на упрямство евреев, сохраняющих верность своему традиционному пониманию Святого Писания. Нападки Лютера на ростовщичество (см. Ссуда денежная) начали приобретать антиеврейский характер, а «Застольные беседы» (1530-е гг.) содержали частые жалобы на «неподатливых евреев с железным сердцем и упрямых, как дьявол». Явно антиеврейский характер носят два памфлета — «О евреях и их лжи» (1542) и «О непроизносимом имени Божьем» (1543), где Лютер в полной мере следует средневековой антиеврейской литературе, повторяя ее полемические нападки на евреев как «отвратительных паразитов», «воров и разбойников, похищающих детей и отравляющих колодцы», и т. п. Хотя бранные выражения характерны для полемики Лютера также против католической церкви, папы, князей, юристов и т. п., в случае евреев он предлагал применение практических мер — от принудительных работ до прямого изгнания. Многие из протестантских правителей принимали политические рекомендации Лютера. В 1537 г. евреи были изгнаны из Саксонии. Просьбы Йосельмана (см. Иосеф бен Гершон из Росхейма) вступиться за саксонских евреев Лютер отверг с доводом, что евреи не оправдали его дружелюбного отношения к ним. В Гессене было введено дискриминационное «Уложение о евреях».

Антиеврейская позиция Лютера вызвала разочарование и горечь в еврейских кругах, особенно в Германии, и отрицательное отношение к Реформации, хотя в реформаци­онном движения были и деятели (Генрих Буллингер в Швейцарии, Андреас Озиандер в Нюрнберге и другие), критиковавшие выпады Лютера против евреев. Высказывания Лютера оказали формирующее влияние на враждебное отношение лютеранской церкви к евреям и в течение столетий вдохновляли антисемитизм, служили истоком травли евреев и антиеврейской пропаганды, включая нацистскую.

ных данных.

Подробнее
OK
Inhalt
Navigation
Weitere Inhalte
Metanavigation
Suche
Choose from 30 Languages
Albanian Shqip
Amharic ;;;;
Arabic ;;;;;;;
Bengali ;;;;;
Bosnian B/H/S
Bulgarian Български
Chinese (Simplified) ;
Chinese (Traditional) ;
Croatian Hrvatski
Dari ;;;
English English
French Fran;ais
German Deutsch
Greek ;;;;;;;;
Hausa Hausa
Hindi ;;;;;;
Indonesian Indonesia
Kiswahili Kiswahili
Macedonian Македонски
Pashto ;;;;
Persian ;;;;;
Polish Polski
Portuguese Portugu;s do Brasil
Portuguese Portugu;s para ;frica
Romanian Rom;n;
Russian Русский
Serbian Српски/Srpski
Spanish Espa;ol
Turkish T;rk;e
Ukrainian Українська
Urdu ;;;;
DW.COM IN 30 LANGUAGESDW AKADEMIEABOUT DWDW.COM
Deutsche Welle
Поиск
ТЕМЫ и стиль жизниУчеба и карьераПо ГерманииФоторепортажиТуристу на заметкуКадр за кадром
ПРОЕКТЫ DW
вТРЕНДdeВыборы в ГерманииНемцова. ИнтервьюСатирическое шоу "Заповедник"Телепрограмма "DW Новости"Телепрограмма "Европа в фокусе"МЕДИАТЕКАLive (English)Все медиаформатыУЧИТЬ НЕМЕЦКИЙ
КУРСЫ НЕМЕЦКОГО
Курсы немецкогоDeutschtrainerDeutsch InteraktivMission EuropeRadio DDeutsch - warum nicht?Audiotrainer
DEUTSCH XXL
Deutsch XXLDeutsch AktuellDeutsch im FokusTelenovelaBandtagebuchLandeskunde
COMMUNITY D
Community DDas Portr;tPodcasts & NewsletterService
ПРЕПОДАВАТЬ НЕМЕЦКИЙ
Преподавать немецкийDW im UnterrichtUnterrichtsreihenDeutschlehrer-InfoDW AKADEMIEКОРОНАВИРУСБЕЛАРУСЬНОВОСТИПОЛИТИКАЭКОНОМИКАКУЛЬТУРА И СТИЛЬ ЖИЗНИУЧЕБА И КАРЬЕРАПО ГЕРМАНИИВТРЕНДDE
ТЕМЫ ДНЯ / КУЛЬТУРА И СТИЛЬ ЖИЗНИ
КУЛЬТУРА И СТИЛЬ ЖИЗНИ
За столом у Мартина Лютера
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ЛЮТЕРА В ГЕРМАНИИЛютер и религиозная революция в ГерманииОзарение, наследие и черное пятно в жизни ЛютераГлавный храм "Протестантского Рима"Материнский храм немецкой РеформацииГде в Германии оставил свой автограф Петр ПервыйМартин Лютер и его КатаринаВартбург - замок, в котором Лютер перевел Новый ЗаветАйзенах - город, где учился ЛютерГород Лютера Айслебен10 дней, которые изменили мирВ Германии открыт музей, посвященный детству Мартина ЛютераЗа столом у Мартина ЛютераЮбилейные торжества по случаю 500-летия РеформацииПодарок от датской королевыНовая выставка в замке ЛютераДом-музей Лютера в Айзенахе вновь открывает двериВ Айзенахе составили "психограмму" Лютера
Что ели и пили наши предки полтысячи лет назад? Оказывается, очень вкусные вещи. А пиво разрешалось пить даже во время поста. Но в меру.

   
Мартин Лютер (слева вверху) на картине Лукаса Кранаха Младшего Тайная вечеря (фрагмент)
Мартин Лютер (слева вверху) на картине Лукаса Кранаха Младшего

Легендарного богослова и реформатора Мартина Лютера (Martin Luther) аскетом нельзя было назвать. Он умел наслаждаться жизнью, и, как достоверно известно, питал особую слабость к жареной сельди и разваристой гороховой каше-пюре. Запивал он все это пивом, собственноручно приготовленным женой - Катариной фон Бора (Katharina von Bora).   

XVI век - эпоха Реформации, открытий и… новых для Германии продуктов питания, таких как картофель, помидоры, сладкий перец, кукуруза, кабачки. Но все это буквально спасет Старый свет от голода намного позже. А пока что кухня четы Лютер - средневековая. И, заметим, отнюдь не такая однообразная, как можно было бы предположить, утверждает автор кулинарного путешествия в эпоху Реформации Лео Фогт (Leo Vogt). В "Кулинарной книге Лютера и Меланхтона" автор рассказывает о традиционной кухне Виттенберга - города, где встретились инициатор Реформации Мартин Лютер и его будущий верный соратник, гуманист Филипп Меланхтон (Philipp Melanchthon).

"Ешь пищу не сырую…

…пей воду ключевую, реки истину святую", - наставлял Мартин Лютер своих современников и, благодаря стараниям любимой жены, сам придерживался собственных советов. В хозяйстве Лютера насчитывалось десять свиней, пять коров, девять телят, козы, несколько лошадей, куры, гуси, утки, голуби...

Но мясо, как и рыбу, овощи, фрукты, яйца и сыр подавали на стол в качестве "гарнира" к основной еде - хлебу и зерновым. Белый хлеб, разумеется, ела в те времена только знать, черный - все остальные. На человека приходилось от 400 граммов до 1,6 кг в день, то есть в пять раз больше, чем едят в Германии сегодня.

Котел, сковорода на треноге
Кухня эпохи Реформации

Основные блюда - супы из капусты, репы, бобовых и каши - варили обычно над открытым огнем в больших котлах и сковородах на треноге. Мясо, птицу и рыбу готовили преимущественно на вертеле, прикрепленном над огнем на разной высоте: чем крупнее кусок, тем ниже. К жаркому подавали соусы и подливы, в которые добавляли травы, пряности, уксус, молотые орехи, яичный желток, иногда даже сахар.

КОНТЕКСТ
Как пили немцы в Средние века
Немцы уже в Средневековье любили хорошо погулять. А тот, кто мог себе это позволить, еще и щеголял при этом своим богатством, совершенно не думая о загрязнении окружающей среды. (16.01.2017)

500 лет c Мартином Лютером
Вартбург - замок, в котором Лютер перевел Новый Завет
Во времена Мартина Лютера на стол накрывали быстро, зачастую гости приносили с собой миски, кружки, ложки и ножи. Вилки в обиходе еще не прижились, а тем, кто пришел без собственной ложки, сосед по столу одалживал свою. Мясо, овощи и рыба подавались на стол крупными кусками, иногда целиком, и еду разделывали руками на деревянных досках или тарелках. Так делали все, даже знать.

За обеденным столом опального профессора Лютера собирались друзья, студенты, служанки, работники, нищие… Нередко Катарине нужно было накормить 50-60 человек одновременно. Во время поста  (70 дней в году) ели лишь раз в день и на столе неизменно появлялась рыба - жареная на вертеле, копченая или соленая.

Козленок в молоке и бюргерский суп

На завтрак чаще всего ели овсянку с фруктами. О большой пользе именно этой каши писала еще знаменитая монахиня Хильдегарда Бингенская (Hildegard von Bingen). Иногда это был суп из свежей крапивы и листьев одуванчика. Он, по мнению современников Лютера, благотворно сказывался на пищеварении. В меню Катарины нередко включали козленка в молоке. Его тушили долго, добавив травы (чабрец, майоран), сухофрукты и чеснок. Чеснок - как средство, обладающее рядом чудодейственно-оздоровительных свойств, способное предотвратить страшную эпидемию и к тому же сдобрить практически любое блюдо, - Катарина использовала более чем щедро. Еще одно блюдо, которое готовили в котле, - тушеный кролик. Его тушили с морковью, пастернаком и айвой, сдобрив все внушительной порцией шалфея.

Бюргерский суп
"Бюргерский суп"

Для особо многолюдного застолья у мудрой хозяйки имелся проверенный и популярный "бюргерский суп". Его готовили и для народных гуляний, пиров, свадеб. Лео Фогт предлагает рецепт на... 400 человек: 5 кг зерен спельты (полбы) или перловки, замоченной с вечера, поставить варить. В это время в кипящую воду (130 литров) постепенно добавить по 3 кг моркови, пастернака, сельдерея, савойской капусты, фенхеля, лука-порея, фасоли, репчатого лука, брюссельской капусты и три большие головки чеснока. Овощи порезать кубиками, добавить лавровый лист, перец соль и травы по вкусу. Перед подачей в суп положить готовую крупу, можно добавить отварное мясо (10 кг). Если готовить с любовью, в хорошем настроении и смеяться во время шинковки лука, - успех гарантирован, обещает автор кулинарной книги.

Тмин и бузина

Сорняки (они же дикие травы) - такие как щавель, валерианелла, чабрец, портулак или салат-латук - служили приправами. Фрукты ели свежими, тушеными, жареными, сушеными или маринованными. Делали впрок и так называемую "айвовую колбасу" - из айвы с добавлением меда, мелко порубленных орехов, сухофруктов, корицы и гвоздики.

Но пряностью "номер один" считался тмин (лат. Cаrum carvi). Со времен Карла Великого семенам этого скромного растения приписывались всевозможные свойства, его использовали даже как чудо-средство для повышения потенции.

Не забудем, конечно, и бузину. Соцветия, ягоды и листья этого воспетого поэтами и писателями кустарника творят настоящие чудеса. С соцветиями бузины готовили целебный чай, снимающий жар, делали сироп, блинчики, кнедли. А из плодов - желе, вино, знаменитый майский пунш, также добавляли в пиво …

Пиво по рецептам жены Лютера Катарины фон Бора
Пиво и ликеры готовят по рецептам жены Лютера Катарины фон Бора и сегодня

Ах да, пиво. Его во времена Лютера умела готовить каждая хозяйка. Варили хмельной напиток из чистой, ключевой воды. Свежее, еще некрепкое пиво пили иногда вместо обычной воды, качество которой было гораздо хуже. Поэтому любимый напиток немцев позволялось пить даже во время поста. Но в меру, ведь "пить без жажды, учиться без желания, молиться без искренности - впустую потраченное время", - цитирует Лео Фогт одно из назиданий великого богослова.




Антисемитские рекомендации Лютера Править
Узнать больше
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.
Поскольку, по мнению Лютера, христианам ни евангелизировать иудеев без репрессий, ни терпеть живущих среди них иудеев более невозможно, его рекомендации относительно принуждения этого народа к переходу в лютеранство носят следующий характер[15]:

во-первых, сжечь (а что не сгорит, то засыпать землёй) все их синагоги и школы;
во-вторых, подобным образом разрушить и их дома, ибо в домах они могут устроить то же, что и в синагогах и школах (явно не называется в этом памфлете, но больше всего лютеран раздражали католические богослужения и католическая катехизация в синагогах, школах и домах евреев — то, о чём до рейхстага 1530 года они не подозревали);
в-третьих, изъять религиозную иудейскую литературу;
в-четвёртых, подобно тому, как римский папа за обман христиан утратил право их учить, запретить раввинам преподавать, так как они в противоположность закону Господа своенравно пользуются послушанием несчастного народа и пропитывают его ядом, проклятиями и богохульством, а всех книжников и талмудистов посадить в тюрьмы;
в-пятых, запретить иудеям свободное перемещение по стране, если же это не будет сделано законом, то протестанты вправе грабить их на дорогах[16];
в-шестых, запретить им ростовщичество, изъять у них все деньги и драгоценности из серебра и золота (то есть оставить им только медные деньги, расписки и т. д.). Их деньги не нужны христианским общинам, но из этих средств каждый обращённый в лютеранство иудей получит деньги на обзаведение хозяйством и прокорм его несчастной семьи в зависимости от потребности;
в-седьмых, принудить всех молодых и сильных их мужчин и женщин исключительно к тяжёлому физическому труду.
Хотя даже после этого немногие из них примут лютеранство и будут приняты лютеранами как братья, но отъезд упорствующих в своём лжеучении в другие страны, особенно в Иерусалим, не расстроит Лютера. Причём Лютер особо поясняет, что это — не месть, а лишь исполнение воли божьей.