Не покорившийся город и люди

Максим Чуланов
 О Великий город над гордой Невой. Не сломленный,не побежденный. Стойкость защитников твоих -воспеты в стихах и прозе. Слава  в веках защитникам твоим.
    Я потомок одних из таких защитников города. Моя бабушка и ее сестры и их брат,тоже защищали город. Моя бабушка Снегирева Тамара Ивановна в девичестве Иванова. Все 900 дней и ночей работала на заводе. Ее младшая сестра ушла на фронт в 17 лет. Вытаскивая раненых с передовой. Брат Иванов Сергей Иванович -ушел на фронт в самом начале войны. Их рассказы о Блокадном Ленинграде -на всегда впечатались в мою память. Вот один из них.
                ЛЕБЕДА.
  Этот рассказ моей бабушки.
   В середине весны 1942 года моя бабушка в один из теплых дней после работы -ее отпустили до утра с завода.  В месте с подругой поехало в Старую деревню за крапивой и лебедой . Им сказали ,что там около старого кладбища  много молодых побегов. А крапива -это кладись витаминов. Вот они и поехали. Где как добирались,но приехали и тут их ждал не приятный сюрприз . Вся крапива была выдрана и было пустое место-голая земля. Они конечно растерянные ,решили возвращаться назад. Тут моей бабушки захотелось по обычным человеческим нуждам.  И она спустилась в ложбину и тут же закричала подруге . Что-бы та шла к ней. Подруга спустилась и захлопала глазами. Вся ложбина была в лебеде и крапиве. Они стали собирать все-подряд. В это время началась бомбежка и они укрылись в разваленном доме . Сколько времени они там просидели ,бабушка не помнила. За спиной в мешке лежал ценный груз. Крапива и лебеда. Стояла жара и все это начало преть .Когда бабушка поздно ночью пришла домой ее мутило ,тошнило. Она поставила мешок на стол и уснула прямо здесь на кресле. На утро она ушла на работу -на Васильевский остров ,а ее мама сварила из этих растений щи. Они оставили не много щей и моей бабушки ,но она их есть не смогла. Так-как она угорела от запаха когда везла им траву в мешке.
   Бабушка еще долго не переносила запах лебеды. Ее сестра потом говорила мне,что моя бабушка просто не стала их есть-так как хотела больше отдать им .А то что ее воротила от запаха -была просто отговорка. Я склоне верить своей крестной. Потому что хорошо знал бабушку. Она и в моем детстве осталась именно такой:-Доброй ,отзывчивой ,готовая поделиться последним куском хлеба с другим человеком.
    Бабушка ушла из жизни прожив долгую,трудную жизнь. Она пережила моего дедушку на 3 года. ЕЕ сестры тетя Леля погибла зимой 1941-42 года . ЕЕ брат вернулся с фронта контуженым в 1942 году. Умер он уже в 80 годах. А вот мои тетки -я привык их так называть. Ушли из жизни позже.
  Но память о их будет жить в моем сердце вечно. А как в прочем о всех защитниках и тружениках великого города героя.  Была бы моя воля -я всем кто пережил блокаду ,кто погиб в блокадном городе ,от голода ,холода и ранений -не раздумывая присвоил бы звание героя. Город герой-Слава твоим защитникам не сломленных в тяжкие годы испытаний. Вечная память -всем тем кто не сломился и не покорился чуме -под названием фашизм.