Превратности судьбы

Ольга Тушнова
(на реальных событиях)


... Она родилась осенью - 8 октября. Была моей одноклассницей и соседкой по парте. Танечка... Танюшка... Мы вместе прошли многое - и переходный возраст, и первую любовь, и дурацкие поездки к её бабушке на каникулы с ночевкой в “штабе” - сооружении типа сарайчика, построенного маминым братом Тани - её дядей.

Тогда нас бабушка чуть не с собаками искала по всему поселку до двух часов ночи. Чуть с ума не сошла, пока еле живых случайно обнаружила полузамерзшими в этом сыновьем схроне. Кутающимися в какое-то тряпье и старое ватное одеяло. Ехали-то мы на весенние каникулы, а это неделя в конце марта.

О том, как мы, желая сократить путь, попали на картофельное поле под лежавшим ещё  снегом - отдельная история. По колени просто провалились в пашню и еле вылезли. И ведь не смутило - ни снег, ни выстиранные и пока не высохшие сапожки. Ничего - нашли мамины - и на танцы! А потом - в “штаб”! Дурёхи... Ведь даже для Украины март - это холодно.

К тому времени мы многое узнали по-другому и многим делились друг с другом: первыми тайнами о родителях, застуканных за чем-то странным, своими первыми ощущениями от  симпатий. Теми, которые позже, когда в нашей стране, измененной до неузнаваемости перестройками и путчами, наконец-то появится секс, как таковой, - назовут “бабочками в животе”. И еще много чего.

Например, она знала, что я покуриваю в восьмом, последнем, классе и бегаю на танцы в парк. Я была старше всех в классе - первый класс открыл мне двери почти в девять. Сама вот она курить так и не научилась. Но лучше бы, наверное, курила...


Я же ревновала её к другим девчонкам. Это, отнюдь, не была ревность собственника или, упаси бог, физиологическая.

А началось всё с появления в нашем классе девочки, приехавшей с родителями из ЮАР. У нее были такие наряды, что моментально многие мои подружки стали подругами для Тани - так звали и новенькую. Нет, в школу она ходила в форме, но у нее первой оказались безразмерные нейлоновые колготки, тапочки-мыльницы, мода на которые придёт гораздо позже, и, разумеется, костюм “ Адидас” на физкультуре.


И моя Таня оказалась не исключением - по иронии судьбы день рождения у ее тезки Морозовой был с моим вместе. Нужно ли объяснять, к кому пошла моя Танюша? А ведь это была первая проверка на вшивость.
Много позже я анализировала, почему так получалось? А всё очень просто: я девочка из рабочей семьи, у меня никогда не было запредельно дорогих шмоток, только все необходимое. Потому что учили музыке, купили в кредит пианино и платили за обучение, а это два месяца - и новые сапоги, три - и новый плащ. Но было, как было...

А ещё с появлением новенькой наши девочки начали как-то странно кучковаться, собираться компашками по домам друг у друга, когда родителей не было дома. Я думаю, эту “заразу” привнесла в нашу спокойную жизнь именно Морозова.

Догадайтесь, чем они занимались? Правильно - выпивали. И кстати, как сейчас хлещутся “успехами” сомнительного характера в интернете, так тогда, даже не стесняясь, рассказывали об этом в школе. Причем, только о тех, кому было плохо. И хихикали. В такие минуты мне хотелось Морозову убить...

... Пролетела школа. Мы вошли во взрослую жизнь. На какое-то время судьба нас развела. Семья, дети... А потом вдруг случайно я встретила подружку с животиком - в прекрасном и волнительном  ожидании первенца.

Разговорились - да, недавно вышла замуж.

- Знаешь, за кого? За Юрку - сына заведующей детсада, в который ещё ты ходила.

Юрку я помнила отлично - он был моим одногодком и партнером по танцам в старшей и подготовительной группах. Жаль, не сохранилось фото, где мы, переодетые в одинаковые, шитые на заказ из разного цвета шелка, платья танцуем попарно с искусственным цветами в руках.

Наша дружба не сказать, чтобы возобновилась полностью, но мы снова стали ближе, я приходила к ней домой, она - ко мне. Пришло время рожать, и я крестила её Юльку.

... Жизнь не стояла на месте. Всё время шла какая-то, как сейчас говорят, движуха. Пообщавшись какое-то время более-менее тесно, Таня опять нашла кого-то поинтереснее. Эх, знать бы мне тогда все эти причины, может, сегодня было бы всё по-другому.

А причина была до боли знакомой и далеко не новой. Таня... пила. Но пока она это скрывала, как обычно и поступают все пьющие люди. И это ей удавалось. Потому и общения со мной было скучным. Я далеко не скучный человек, но уж в чем,  а чем, а в этом точно компанию не составила бы. Плавали - знаем. Папочка...

И Таня опять как-то незаметно, несмотря на крестницу, отошла на задний план. При звонках обещала непременно зайти вместе с Юлей, но дальше обещаний дело не шло.

Ещё раз, в следующий, мы встретились во дворе детсада, куда ходили мои дети.

- О, а ты чего тут!?

- А мы теперь тут живём!

Разговоры... У Тани с Юрой уже двое детей, причём вторая девочка - Инночка - полуторамесячная.

Кума как-никак! Позвала в гости. Встречу, говорит, надо обмыть. Заметьте, не я сказала. Обмыть - так обмыть. Я тоже живой человек. Единственное, что я сделала, - отвела детей домой. Муж был уже дома. И я отпросилась на часок-другой.

Пришла по адресу. Подружка открыла дверь с ребеночком-крохой на руках, практически кормящей. Юли, к сожалению (а может, к счастью) дома не было - забрала мать, и мы, укачав ребенка, уселись говорить за житье-бытье.

Вино, нужно сказать, было самого низкого пошиба. Ну если разлито было в “шампанские” бутылки - могло ли быть там что-то хорошее? Так, бормотуха какая-то... Через десять,  буквально, минут на столе появилась вторая, а там и третья. Причем, моя масса, значительно отличавшаяся от Таниной, сносила это пойло нормально - как компот, в то время, как Таня была уже сильно подшофе.

В общей сложности, через полтора часа моя кума отключилась. И все бы ничего, если бы не начала плакать Инна. Ребенок хотел есть, а я не могу разбудить маму. Нет, не кормить - этого бы я не позволила, - спросить, чем можно и можно ли вообще заменить грудное молоко в данном случае?

Время десять вечера, ребенок орет, мама спит. Телефон не фурычит. Дверь закрыть не могу - нечем. Захлопнуть - тоже. Вдруг придется вернуться? На свой страх и риск нашла в холодильнике молоко, развела посильнее водой и накормила орущего ребенка. Девочка уснула, а я, написав записку, все же ушла, прикрыв дверь поплотнее на полотенце.

... На следующий день Таня, как ни в чем не бывало, пришла ко мне - с ребенком и... бутылкой вина. Это начинало становиться тоскливым. Но я позволила ей выпить, а потом мы говорили. И она рассказала мне всё, что не смогла вчера. Просто, имея уже печальный опыт, я дозировала ей количество.

- Кума, спасай! Никому не говорила, тебе скажу! - сказала Татьяна. - Засосало, прячусь от матери, от Юрки, в день не могу, чтобы хоть бутылку не выпить. Тебе доверяю - ты поможешь!

Я была в полном недоумении. С одной стороны льстило, что просит именно меня, а не тех, кто подсадил её на стакан, а с другой - чем я могла ей помочь? Зашить рот!? Отправить в ЛТП? Кодирования тогда еще не было - пьянство было асоциальным явлением. Но она мне доверяла!

Тем ни менее, напустив на себя грозный вид, я сказала: “ Таня - это твоя жизнь  как ты ей распорядишься - так и будет! Я все-равно с детьми сижу дома. Чтобы не пить, приходи хоть с утра и будь у меня с Инной до вечера. Пока не придет муж - и твой, и мой - с работы. Но если пить - не приходи!..”

По сути - оттолкнула. Простить себе не могу до сих пор. Не потому, что не помогла, а потому, что позволила больше не прийти. Дала намек, что можно  и так..
Она так и сделала. Может, во мне, в общем-то незлопамятном и незлорадном человеке, тогда впервые проснулась та обида детства, может я действительно была не в силах что-то изменить, но вышло, как вышло.

Я не совсем бездействовала - поняв, что она больше не придет, отрыла в блокнотах телефон матери, встречалась с Юрой. Мать сказала, что если это не прекратится, она лишит ее прав на детей. А Юра - вы не поверите, - что у него есть другая женщина, и что он не просил ее рожать второго! Вот так...

... Спустя 10 лет, состоялась ещё одна встреча. На рынке. Мы покупали мясо, собираясь ехать отдыхать... Таню узнал мой брат и показал мне. Я даже сразу не обратила внимания на женщину с синяком и землистого цвета лицом, в растянутой, явно с мужского плеча, кофте и полуцыганской, измятой юбке...

... Сегодня через знакомых на Украине (последние четверть века я живу в России)  я узнала, что её нет уже около пятнадцати лет, и что она не умерла естественной смертью. Была трагедия, подробностей которой я так и не узнала...

Я написала и посвятила ей стих.
Может, она и услышит... И прости меня, Танечка, если сможешь, за то, что я не оправдала тогда твое доверие...