Лука делла Роббиа. Кафедра для певчих

Алина Алексеева-Маркезин
Лука делла Роббиа. Кантория (кафедра для певчих). Мрамор. 1438 г.
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

     В 1431 г. строительная комиссия флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре заказала молодому скульптору Лука делла Роббиа большую певческую трибуну (канторию) над входом в северную сакристию собора. Два года спустя была заказана еще одна кантория — над входом в южную сакристию — в пару к первой, вернувшемуся во Флоренцию Донателло.Позже мы рассмотрим эту замечательную работу Донателло.

     Кафедру Луки делла Роббиа украшают десять квадратных мраморных рельефов, восемь из них, расположенных в два ряда фронтальной части кафедры, два — боковые стороны.

   Над рельефами на карнизе кафедры высечены первые слова псалма Давида,а на рельефах предстают группы отроков и маленьких детей, поющих, танцующих, играющих на музыкальных инструментах.

    Это подобие больших прямоугольных балконов, опирающихся на консоли; тема украшающих их рельефов восходит к одному из псалмов Давида, призывающих восхвалять Господа в пении и танцах.

    Облику детей  мастер придал житейскую достоверность и некую приземленность. Дети танцуют нечто вроде народной пляски, старательно поднимая ноги. Подростки, усердно распевающие псалмы, так выразительны, что кажется, слышны их голоса. Обработка поверхности очень тщательная и очень детализированная.


    Фигуры Лука делла Роббиа поют и музицируют, вкладывая в музыку всю полноту чувств. На одном рельефе видно двух детей, держащих тяжелую книгу нот.

 Трое других, постарше, заглядывают в ноты через их плечи. Все пятеро поют с нескрываемым старанием. Линии, очерчивающие их фигуры и складки одежд, вторят друг другу, так же как вторят друг другу их голоса.

   Этим приемом скульптор пытается подчеркнуть стройность пения. На другом рельефе привлекает внимание группа из трех юных певцов, тоже смотрящих в развернутые ноты.

 Их фигуры исполнены гармонии. Они стоят обнявшись, объединенные одним порывом, и кажется, что и пение их должно отличаться такой же слаженностью. Одежды напоминают античные тоги в их текучих линиях также заметна внутренняя гармония и музыкальность.

     Латинская надпись на кафедре воспроизводит строки 150 Давидова псалма «Хвалите Господа»:

«Хвалите Его звуком трубным,
Хвалите Его на псалтири и гуслях,
Хвалите Его с тимпанами и ликами,
Хвалите Его на струнах и в органе,
Хвалите Его на звучных кимвалах
Всякое дыхание да хвалит Господа...»

      Украсив кафедру изображением поющих и играющих на различных музыкальных инструментах детей, скульптор создает необычайно привлекательный по своей поэтичности и точности жизненных наблюдений образ детства и юности.

Д. Вазари:

«...совершенно оставив ювелирное дело, он (Лука делла Роббиа) отдался скульптуре и уже ничего другого не делал, весь день работая резцом и рисуя по ночам. И делал он это с таким старанием, что, нередко чувствуя ночью, что у него застыли ноги, он, чтобы не отходить от рисунка, согревал их, засунув в корзинку со стружками...»