Переписка с бывшей учительницей-12. 06. 09. 2002 г

Петр Панасейко
            Изучаешь биографии советских актеров и актрис и удивляешься: по два три брака за спиной. Может в этом профессия виновата, кто знает? А вот моя бывшая сельская учительница прожила в любви и согласии с одним мужем. И эти годы, с её слов, были самыми счастливыми в её жизни: «Очень тяжело пережила болезнь и смерть Александра Григорьевича. И вот прошло уже 10 лет (17 октября будет десять), а я не приду в себя. Люди ходят, улыбаются, веселые (имею в виду тех, у кого умерли мужья), а я всегда как ночь. Меня страшит одиночество, мне жутко».
            К вопросу о потери любимого мужа, а нашего директора школы, Ольга Ульяновна обращалась в письмах часто. Я, как мог, успокаивал её. Но что я мог ещё сделать, находясь за тысячу километров от неё?
           По сути, она, после смерти мужа, уже не жила, а существовала. И не только по этой причине. Вот что она писала мне в этом письме: «Да, трудно сейчас адаптироваться в жизни, настолько она бурная, со всеми неожиданностями застаёт врасплох. Вот мы ждём акцию неповиновения. Не принесёт ли она нам гражданскую войну?»
          Увы, она оказалась права в своём предсказании: ровно через два года после её слов о войне гражданской, она вспыхнула на территории Донбасса. И конца ей не видать, хотя и прошло уже более шести лет. Новый президент Зеленский, обещавший перед выборами войну прекратить, пока что ничего для этого не сделал, теряя ежедневно свой предвыборный рейтинг.
          Дочитал я до конца письмо Ольги Ульяновны и понял одну вещь: во времена социальных потрясений везде страдают в первую очередь пожилые люди. В данном случае, люди, которые родились и выросли на некогда цветущей советской Украине.
          Вот доказательство: «Побывала я в Запорожье, и сколько увидела людей с протянутыми руками. А я родилась с чутким сердцем и не могу спокойно проходить мимо человеческих страданий, мимо исковерканных человеческих душ. Всех жалко, всех хочется обогреть, а поэтому и страдаю душевно, а душу исцелить трудно».

09.02.2021 г.

На фото: Плетень О.У. 1971 год