Кто это там Ю кен дуит - We Can Do It!?

Николай Каланов
Золотая заклепка
Из Книги Каланова Н.А. "Энциклопедия морских суеверий" - https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/
При строительстве судна использовалась одна золотая заклёпка, которую прятали от посторонних глаз. Золотая заклёпка должна была принести удачу кораблю.
Один из торжественных ритуалов скрепления сооружений золотой заклёпкой получил широкое распространение в век индустриализации. Во время строительства кораблей, мостов использовались десятки тысяч железных или стальных заклёпок. Но одна заклёпка должна была быть золотой. Заклёпывалась она уже на финальном этапе строительства объекта. После крепления последней, золотой заклёпки следовало празднество по случаю окончания строительства.
При строительстве железнодорожного моста через залив Ферт-оф-Форт в Шотландии было задействовано около 6,5 миллиона заклёпок. Мост был одним из чудес света, поскольку являлся первым железнодорожным мостом длиной 1,5 мили с гигантскими опорами высотой в 300,5 футов. Строительство продолжалось 7 лет, 4 марта 1890 года мост был построен. Эдвард, принц Уэльский, скрепил мост последней, золотой заклёпкой.
Первый дирижабль ZBS-4 был выпущен в г. Акрон, штат Огайо в 1929 г. Последнюю золотую заклёпку вбил контр-адмирал Вильям Моффет, глава Бюро Аэронавтики.
В наш промышленный век заклёпки в металлических конструкциях заменила сварка, но кое-где традиции всё же продолжают существовать. Во время Второй Мировой войны на судне «Либерти» было более 14000 заклёпок. В 2000 году все эти заклёпки были доставлены на судоремонтный завод в Толидо, Великие Озёра. Одна из заклёпок была золотой.
Наивно предполагать, что золотая заклёпка была на каждом корабле, однако таких случаев было предостаточно. До нас дошли некоторые моряцкие истории, связанные с этой заклёпкой.
Моряки любили байки о том, как молодых и привлекательных девушек завлекали на корабль якобы для того, чтобы показать им пресловутую золотую заклёпку. Обычно заклёпка скрывалась от посторонних глаз с наружной стороны носа судна, и, чтобы её увидеть, ничего не подозревающей жертве приходилось наклоняться за борт. В это время коварный матрос овладевал несчастной.
В современном кораблестроительстве вместо заклёпок используется сварка. При изготовлении пластиковых лодок также не используются заклёпки. Деревянные лодки обшивают досками – наиболее трудоёмкий процесс при строительстве лодки. Последнюю доску, которую крепили к лодке, называли «доской виски». Далее следовала весёлая церемония опустошения всех бутылок, которые заботливо оставлял рабочим заказчик.
Это только на первый взгляд, кажется, что сложно прикрепить одну металлическую деталь к другой с помощью заклёпки. Однако если использовать определённое количество заклёпок, то они очень хорошо крепят металл.
Крепились заклёпки на станке или вручную. Клепать вручную – очень трудоёмка работа. Два человека накаляли заклёпку докрасна и расплющивали её край специальным молотком.
Преимущество использования заклёпок при строительстве морских судов было в том, что, благодаря натяжению, детали меньше деформировались, что позволяло кораблю легче переносить шторма.
Когда впервые вместо заклёпок была использована сварка, это привело к тому, что в корпусе кораблей образовались большие трещины. Золотые заклёпки, конечно, не несли функциональной нагрузки. Они выполняли исключительно декоративную функцию, их ролью было лишь поддержание традиций.
На фото слева — Клепальщица Рози (англ. Rosie The Riveter) — культурная икона США, представляющая американских женщин, работавших на фабриках во время Второй мировой войны, многие из которых производили боеприпасы и военные снаряжения. Эти женщины иногда вступали в совершенно новые сферы работы, занимая традиционные места мужчин, которые были в армии.
Образ Клепальщицы Рози часто ошибочно ассоциируется с другой женщиной, изображённой на пропагандистом плакате тех времён, «We Can Do It!» — это фото справа. Кстати, ни та, ни другая к флоту отношения не имели.
Энциклопедия морских суеверий - https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/
http://proza.ru/