Галстук

Василий Рылов
- С завтрашнего дня всем начальникам служб, начальникам смен, старшим мастерам, мастерам, быть в галстуках, - распорядился начальник цеха Макаров на ежедневном совещании проводимом в раскомандировке начальников смен.
Я работал старшим мастером плавильного отделения, на котором принимали чугун из доменного цеха в ковшах, доводили до нужного химического состава и температуры. При охлаждении чугуна выделяется большое количество графита, основная составляющая которого - углерод. Графит постоянно витал в воздухе плавильного отделения и оседал на оборудовании, рабочих. Прибавьте к этому повышенную температуру от разливаемого металла, постоянное нахождение в суконной куртке для защиты от брызг расплавленного металла и вы поймете, что наличие галстука на шее в такой грязи и при такой жаре никак не способствовало поднятию имиджа мастеров, а скорее обратный эффект, вызывающий насмешки у рабочих. Имея уже некоторый жизненный и производственный опыт понимал, что не выполнение распоряжения начальника цеха вызовет его недовольство и возможный конфликт, но ничего не мог с собой поделать. Выполнять такие распоряжения - это значит не уважать себя, как личность. Скажут - прыгать в колодец, прыгай! Я эти галстуки вообще не любил никогда и одевал только по торжественным случаям и когда очень настаивала жена, или требовала форма одежды ( в армии).
На следующий день на совещании Макаров первым делом проверил наличие галстуков. Без галстуков было со мной еще двое мастеров. Макаров предупредил, что если мы и завтра не оденем галстуки, он не допустит нас до работы. На следующий день я был без галстука в гордом одиночестве. Макаров поднял меня и спросил, почему я не выполняю его указание?
- Эрнст Степанович, я не хочу смешить народ и носить галстук в условиях цеха изложниц, когда кругом грязь и повышенная температура. Галстук не относится к форме одежды и носить его или не носить - это решать каждому самостоятельно. Я галстук носить не буду.
- В таком случае, Василий Степанович, я отстраняю тебя от работы и направляю к заместителю директора комбината по труду и кадрам для решения вопроса о твоей дальнейшей работе, - озвучил начальник цеха и предложил покинуть совещание.
Вышел из раскомандировки, что делать? Идти к заместителю директора или сразу писать заявление на перевод в другой цех. После некоторых раздумий решил, что к заместителю директора нужно сходить, переоделся в чистую одежду и пошел в заводоуправление.  Заместителем директора комбината по труду и кадрам был Махалов Борис Родионович, мы с ним были знакомы по делам совета мастеров цеха изложниц, в котором я был председателем. Я бывал у него довольно часто, в основном по вопросам жилья для мастеров цеха изложниц. В приемной секретарь сказала, что у Махалова посетитель, пришлось подождать. Когда посетитель вышел, я зашел.
- Зачем пришел, ты же на прошлой неделе был, жилья пока нет, ничем не смогу помочь, - встретил меня Борис Родионович ответив на мое приветствие.
- Борис Родионович, я по другому вопросу. Меня направил к Вам начальник цеха Макаров,- и я объяснил сложившуюся ситуацию с галстуком.
- И что, он из за этого отстранил тебя от работы? - улыбнулся Махалов, - ладно, выйди, я с ним сейчас переговорю.
Я вышел в приемную, присел на стул, жду. Я уже, в принципе понимал, чем закончится наш разговор с Махаловым. Конечно же он поддержит начальника цеха.
- Заходи, - позвал Махалов, - ну, ты же понимаешь, что я должен поддержать Макарова? Он же хочет, как лучше чтобы было в цехе. Что, тебе трудно одеть галстук?
- Борис Родионович, я все понял, что мне делать?
- Иди и работай, а насчет галстука подумай!
Выйдя из заводоуправления решил не возвращаться в цех сегодня, а пошел на трамвайную остановку и уехал в Заводской район, где, в магазине, купил тонкую водолазку черного цвета. Утром надел ее и пришел на совещание у начальника цеха. Макаров посмотрел на меня, ничего не сказал и начал вести совещание. Через некоторое время почти все мастера перестали носить галстуки на работе.