89 год. Гл. 55. Случай из ряда вон!

Виктор Ааб
Глава 55. Случай из ряда – вон!

Благо, – случай для уточнения списков участников войны представился совсем скоро.
Несколько дней назад меня вызвали в военкомат, да не повесткой – а просто пригласили. Подумал – опять выдавливать для себя телефоны вояки будут, силой военной власти. Не дамся!..
Оказалось – совсем не по этому поводу. Пригласили в кабинет к облвоенкому – я не увидел там знакомого мне Порошкевича. Встретивший вместо него моложавый майор оказался исполняющим обязанности военного комиссара, сообщил, что пригласил – по приятному поводу, и познакомиться поближе. Представился – Сурковский Владимир Тимофеевич.
Торжественно объявил – мне присвоено очередное воинское звание – капитан. Поздравил, пожал руку, нашёл слова, от которых приятное тепло легло на душу:
– Виктор Васильевич, воинское звание – капитан, – это серьёзное звание. Не многие в запасе его получают. На вас было подано представление по результатам военных сборов. Есть приказ Министра обороны о присвоении вам очередного звания. Искренне рад.

А ведь мне тоже чертовски приятно. И надо же, – совершенно неожиданное событие, что называется – награда нашла героя.
В своё время, очень тяжело расставался я с мечтой о карьере военного, но вот, что на гражданке солидное воинское звание получу – совершенно не предполагал. Хотя – профессия связиста, – какая она к черту гражданская профессия? Не явно конечно, больше – по инерции, но всё ещё под Уставом связи ходим. Всё время в мобилизационном режиме находимся – обеспечить работу связи всеми доступными силами и средствами! Да не забывать, – даже во сне, что связь должна быть непрерывной устойчивой, надёжной и гибкой… Вбили прочно учителя на военной кафедре в институте эти аксиомы…
А реальная жизнь подтвердила – на гражданке, для связистов такие же требования, что и в армии. Разве что – в одежде цивильной ходим, и слава Богу – не расстреливают сейчас за её отсутствие.
Ну что ж, товарищ капитан – продолжай и дальше достойно нести службу на благо Родины.

Владимир Тимофеевич сам, вдруг, начинает интересоваться:
– А как вы работаете с участниками войны, – ведь они же, кроме очереди на внеочередную установку телефона, ещё и льготы по оплате имеют?
– Конечно! Участники войны и лица, приравненные к ним – платят двадцать процентов от стоимости установки. Для них на 80 рублей меньше это удовольствие обходится, чем для обычных граждан. Что касается инвалидов войны – так им и вовсе, бесплатно проводится телефон. Да что там деньги – была бы реальная техническая возможность – я вмиг бы разрешил эту проблему.
Злы многие из них, в том числе и на связистов – на всю страну обещаний им пораздавали, – да больше  – на словах! Обещаний, не обеспеченных ни ресурсами, ни материальным подкреплением! А ведь заслужили же люди! – стыдно им просто в глаза смотреть…

– Погодите, Виктор Васильевич, погодите… Сурковский наклоняется и из тумбы стола вытаскивает несколько папок, – ознакомьтесь, почитайте… что скажете?
Папка с документами, личное дело, фотография, справки, запросы…
Сначала я недоумеваю, потом, начинаю соображать, – потом… вчитываюсь и вчитываюсь… – лоб вспотел, озноб какой-то охватывает…   
…изменник Родины... прислуживал фашистам… принимал участие в массовых расстрелах мирных жителей… был осуждён трибуналом… отсидел в лагерях 20 лет…
Одна папка, вторая, третья… – фамилии ни о чем не говорят… и вдруг, – Боратаев…
Ну-ка, ну-ка? – служил в Русской освободительной армии, попросту – был власовцем, осуждён… отсидел двадцать пять лет…
Я не верю своим глазам. Да это же сосед моей тёщи, обычный человек, правда – странноватый, нелюдимый и вечно угрюмый. Тенью ходит, незаметный и взгляд у него – волчий… Настоящий участник войны, – так размахивал передо мной однажды удостоверением, льготу выбивая, несмотря на соседство! Я значения особого не придал. Многие выбивают положенные льготы, чуть ли, не кулаками…

Надо же! Впервые пришлось столкнулся в реальности с человеком, который был по другую сторону баррикад во время войны, с изменником… преступником… – больше, чем преступником. И оказывается – он в реальности – обычный человек! Как все…
А ведь мои дети играют с его внучкой… – да что же это я…
Сурковский улавливает мою ошарашенность
– Вот-вот Виктор Васильевич, – я тоже это испытал! Мы сейчас проводим тотальную проверку всех участников войны, у которых имеются удостоверения. Много нечисти набилось в их ряды… – позорят по настоящему, заслуженных воинов…
Он – военный. Он не привык выбирать выражения, Он рубит – как видит и чувствует проблему…

Я выдавливаю из себя – ну и… – и что же с ними будет теперь?
– А ничего! Самое-то обидное, что – ничего… Но удостоверения отберём – это точно. Вы можете у него, у Боратаева снять телефон?
– Нет, не могу, – я точно знаю, что не могу…
Вот то-то и оно, Виктор Васильевич, – сложный вопрос…
– Владимир Тимофеевич, только сейчас пришло в голову. Здесь в военкомате, получается, самый точный учёт участников войны. Как бы мне поработать у вас – сверить свои списки. Очень уж они раздулись в последнее время. Убеждён с таким биографиями, с которыми вы меня сейчас ознакомили – среди них немного «участников» будет. Но подозреваю, что у некоторых удостоверения и липовыми могут быть, – просто, по блату выписанными. После того, что вы показали – кто сможет утверждать, что такого не может быть в принципе…

– Что ж, поработайте… Только у нас на учёте находятся участники и афганцы, а инвалиды войны – это не к нам. Их учёт ведётся в учреждениях соцобеспечения. Помочь списки инвалидов уточнить – не смогу.
Да, что это я? Действительно – инвалиды – они ведь для армии не интересны…
Я возвращаюсь пешком из военкомата на работу…  из головы не выходит Боратаев… ну и гад!.. телефон на общей линии с бабой Валей… – блокираторный…
Несколько дней выбираю время, хожу в военкомат как на работу. Список редеет, но не так уж и значительно. В военкомате не отмечено, имеет участник войны телефон, или не имеет. Для военного учёта этот факт не имеет важности.  А мне нужны – именно, без телефонов.
А подобных Боратаеву нашлось-то всего пока у Сурковского пять человек – редкие экземпляры, и это хорошо, что удалось их вычислить.

В целом же – не очень эффективной сверка оказалась. Ещё мне ведь важно чтобы участник войны проживал по месту прописки – куда ему и требуется телефон. Ведь многие в списке давным-давно заявления написали. Может быть, и не живут там вовсе – переехали или умерли. Время – оно ведь диктует свои законы. Мне не хочется упоминать слово – умерли, – будем говорить – убыли, и если это так – зачем их в списке держать?
Надо делать подворный обход и у меня, кажется, есть человек, который с этим справится. И этот человек – Семенов Алексей Николаевич. Боевой радист – вся грудь в орденах! Как не ему – эту работу провести. Уж кому-кому, а Алексею Николаевичу важность этой работы объяснять не требуется. Сам – ветеран войны – не упустит малейшей возможности помочь побывавшим в боевых переделках людям. По законам боевого братства. Как солдат – солдату.

– Вы уж, пожалуйста, поосторожнее с ними, заодно и техническую возможность перепроверяйте. Постарайтесь обследование провести незаметно, не привлекая внимания. Может быть, там технической возможностью, особенно в частном секторе и близко не пахнет, что их зря будоражить. Не знаю, может быть, через соседей – уточняйте – живёт по указанному адресу ветеран, или нет… дело деликатное. Но список наш всё-таки должен быть точным.
Зачем я ему это говорю?..
Семенов всё понимает и соглашается. Очень добросовестный, очень исполнительный человек – Семенов. Хотя, совсем нелёгким для него является это задание.
Не шибко делится своими переживаниями Алексей Николаевич – не показывает виду, но всё равно, во время встреч иногда с горечью вырывается из души

– Виктор Васильевич, я как будто похоронки на своих однополчан получаю – этот умер… этот… этот… – а вот этот, давно не проживает по указанному адресу – соседи сообщили...
Но сколько радости излучают его глаза, когда он всё-таки находит способ телефонизировать прописанного в списке ветерана. Такое тоже бывает, и тогда я, не мешкая, даю команду Юртабаевой подготовить наряд.
Медленно, но движется дело, то скорбит Семенов, то радуется. И для него и для меня – нет важнее этой работы. Это и есть – определённость.