Армия и казаки в Семилетней войне ч. 9

Николай Мринский
На фото: бой казаков с прусскими кавалеристами.

Однако прибыл фельдмаршал к войскам лишь 10 октября. Отзывы о нём были в целом негативные и в армии долго не верили этому назначению. С конца октября русские войска, исходя из воли императрицы, стали располагаться у Одера на зимние квартиры. Только в Померании оставался корпус Чернышёва. Однако, зимовать на Одере было невозможно и граф Александр Бутурлин, прикрываясь решением военного совета, отвёл армию (98 тыс. чел.) к р. Висле. Лёгкие войска осуществляли прикрытие, следуя по бокам и сзади. Они несли потери. Уже к 1 ноября Тотлебен и Краснощёков вступили в схватки с прусскими гусарами («мясниками» из 6-го полка). В это время из Австрии в Россию перестали высылать славян, набирать гусарские полки стало сложно. Полковнику Маслову послали приказ набрать 600-700 малороссийских казаков для зачисления в гусарские полки. Всего на Украине набрали в гусары 1200 чел. С дона в 1760 г. подошли 2000 казаков. Очевидцы считали, что при Салтыкове дисциплина в армии ослабела, мародёрство и грабежи усилились. Командиры стали карать подчинённых жёстче, особенно это касалось непослушных казаков. Как отмечал опять же Наполеон, всегда детально изучавший опыт чужих армий, в кампании 1760 г. русские не дали ни одного сражения: они ходили взад и вперёд без всяких последствий. Затянувшаяся война чрезвычайно тяготила императрицу и правительство; ощущался крайний недостаток в деньгах. Недовольство Петербурга вызывало и то, что в самого начала войны России отводилась подчинённая роль, она обязывалась всё время подыгрывать Австрии, воевавшей за Силезию.

Русские же стратегические и имперские интересы между тем были направлены на другие цели. С 1760 г. русские дипломаты все решительнее требовали от союзников солидной компенсации за пролитую на общую пользу кровь. Уже с начала 1758 г. Восточная Пруссия с Кенигсбергом была оккупирована Россией. Более того, её жители присягнули в верности Елизавете Петровне, признаваясь подданными России. Это напоминало историю с Лифляндией и Эстляндией 1710 г., когда задолго до заключения мира Пётр Великий включил обе провинции в состав Российского государства. И теперь Россия намеревалась удержать Восточную Пруссию в составе империи. С наступлением 1761 г. началось планирование очередной кампании. После удачного похода на Берлин в войсках были уверены, что и во второй раз такой поход удастся. Но теперь военный совет думал сначала осадить и взять ключевую на прусском побережье крепость Кольберг, контроль над которой позволил бы решительнее действовать против Фридриха и столицы его королевства, а уже затем идти за Одер и на Берлин. Не исключали взятие Кюстрина и набега на Силезию силами в 2 тыс. казаков. В марте 1761 г. с пруссаками было заключено перемирие до 1 мая. Начался обмен пленными. После перемирия, 15 мая, 16-тысячный корпус графа Румянцева был направлен на осаду Кольберга. Крепость с моря стал обстреливать и русский флот. 19 июня неприятель крупными силами, смяв казаков и драгун, прорвался в Кольберг. Теперь против Румянцева стояли силы противника в 26 батальонов и 45 эскадронов.

В результате задержания курьера с шифрованным посланием к Фридриху, 19 июня в г. Бернштайн был арестован Тотлебен. На допросах в тайном повытье он показал, что намеревался, завоевав доверие Фридриха, заманить прусского короля в ловушку и захватить его. Учитывая свойственную Тотлебену приверженность к авантюре и его же неумеренное честолюбие, можно признать такое объяснение правдоподобным. Сохранившиеся в прусских архивах письма Тотлебена к Фридриху подтверждают его показания на допросах: сведения, сообщаемые пруссакам, являются неполными, неверными или устаревшими к моменту отправки. Следствию, тем не менее, эти доводы показались не убедительными. Единственным результатом информации, переданной Тотлебеном, является неудачная экспедиция корпуса фон Цитена в Польшу в июле 1761 г. Тогда Цитен не нашел в Польше разрозненных российских отрядов, о которых сообщалось Тотлебеном, и вынужден был повернуть назад, так и не достигнув каких-либо определенных успехов. В 1763 г. Тотлебен осуждён военным судом на смертную казнь, но помилован, взошедшей на российский престол Екатериной II. По Указу, опубликованному в Москве 22 апреля (11 апреля) 1763 г., Тотлебен приговаривается за «вредные намерения» против Российского государства к лишению всех чинов и наград и пожизненному изгнанию из пределов России. В чём состоят «вредные намерения» в Указе не разъясняется. Большинство современников связывает опалу популярного генерала с происками завистников, не простивших ему славы покорителя Берлина, и, в первую очередь, с именем графа Захара Чернышёва.

Указом Екатерины снимается секвестр с недвижимого имущества Тотлебена и его денежных вкладов в Гданьске и Гамбурге. Тотлебену выплачивается полное генеральское жалование за месяц-два перед арестом и, с вычетами, за всё время пребывания в заключении. В сопровождении премьер-майора Мезенцева и, знающего немецкий язык, прапорщика Реэра, а, также, 6 рядовых, занятых перевозкой личных вещей генерала, изъятых при задержании и теперь возвращённых ему, Тотлебен доставлен к российской границе, где и оставлен 24 мая (13 мая) 1763 г. в местечке Шульценкруг. Какое-то время Тотлебен проводит в своих поместьях, тяготясь однообразной жизнью сельского помещика, скитается по всей Европе, скрываясь от кредиторов, затем, к изумлению современников, возвращается в Россию, где лишь недавно счастливо избег казни. Ему разрешается проживать в г. Порхове и выдаётся из казны на содержание по рублю в день (фунт мяса стоил тогда в столице 5 копеек). Получает, по другим сведениям, зарабатывает прощение, прослужив год рядовым на Кубани, где вновь отличается храбростью при отражении набегов горцев. Необычайная, по меркам того времени, мягкость наказания, а, также, быстрое прощение и восстановление в прежних чинах, а, затем, и повышение в чине человека, чья измена была официально доказана и подтверждена опубликованным Высочайшим указом, представляют доныне загадку. Ряд авторов (Александр Горбовский, Юлиан Семёнов) полагают, что т.н. предательство Тотлебена являлось в действительности получившей нежелательную огласку тайной операцией, задуманной в Санкт-Петербурге.

От Тотлебена пришлось временно избавиться, но заслуги его не были забыты теми высокими лицами, которые за ним стояли. Это предположение не подтверждается, но и не опровергается известными фактами. Интересно, что, разоблачивший измену Тотлебена, подполковник Фёдор Аш закончил свои дни в заключении: арестован, будучи к тому времени отставным бригадиром, в 1777 г., просидел 19 лет в крепости Динамюнде, в 1797 г. был помещён пожизненно в Спасо-Ефимьевский монастырь, где содержались душевнобольные государственные преступники. В 1769 г. Тотлебен вновь российский генерал-майор и направляется во главе отдельного отряда для ведения боевых действий против турок в Грузии. Успешно воюет в Имеретии, берёт ряд турецких крепостей, занимает столицу княжества г. Кутаиси. Разбив 12-тысячный турецкий корпус, осаждает город и крепость Поти. Невзирая на достигнутые военные успехи, отмеченные орденом Александра Невского (возложен самой императрицей в день Св. Александра Невского 10 сентября (30 августа) 1771 г., на обеде во дворце по этому случаю присутствует и генерал-аншеф З. Г. Чернышёв) и долгожданным званием генерал-поручика. Впоследствии Тотлебен отозван Екатериной из-за распрей с союзниками - грузинскими князьями, наносящих, по мнению императрицы, вред влиянию России в регионе. В не меньшей степени на решение императрицы повлияла вражда между Тотлебеном и царём Картли Ираклием II. В дальнейшем Тотлебен командует российскими нерегулярными войсками, казаками и башкирами, в Литве.

В 1772 г. генерал-поручик граф Тотлебен направляется в Польшу, где принимает участие в войне с конфедератами, к которым одно время, после изгнания из России, намеревался примкнуть. Умирает он от горячки в Варшаве. Похоронен со всеми воинскими почестями и, к неудовольствию соотечественников-немцев, по православному обряду и в православной часовне, несмотря на своё лютеранское вероисповедание. Но вернёмся ко времени ареста Тотлебена. Тогда вместо него временно назначили полковника Билау, но затем 9 июля лёгкие войска возглавил бригадир Берг. Всеми же казаками в отряде Берга поставили командовать бригадира Булацеля. 4 июля 1761 г. русская армия опять пошла вперёд – в Силезию, навстречу австрийцам. В походе от корпуса Румянцева к Бергу прибыл бригадир Краснощёков, взамен отправили полковника Машлыгина. Бригадир Булацель был назначен командовать Чугуевским полком. А вместо него всеми казаками в отряде Берга стал командовать Краснощёков. Русская армия 1 августа стала переправляться через Одер. Пруссаки напали на казаков и русскую кавалерию прикрывавшую армию. Кавалерийские стычки следовали всё время. 19 августа бригадир Краснощёков в ходе боевого столкновения у Вербена с прусскими гусарами и драгунским полком, взял в плен поручика и 27 солдат. 21 августа Луковкин захватил в плен поручика и 45 рядовых. Австрийцы спустились с гор и соединились с русскими у Лигнице. Лаудон настойчиво предлагал совместную атаку неприятеля. Граф А. Бутурлин осторожничал, так как не верил ему.

Продолжение следует в части  10                http://proza.ru/2021/05/25/341