Шалости среднего возраста. 11. Из Литвы в Башкирию

Юрий Рязанцев
Предыдущая: http://proza.ru/2021/01/14/1344


     В последний раз я приехал в Клайпеду накануне Вильнюсских событий.

     Таксист, который вёз меня от вокзала до Колиного дома, спросил:

- Раз вы из московского поезда, то наверняка знаете, когда в Клайпеду войдут наши советские танки.

     Я подумал, что он сошёл с ума, и ответил любимой фразой Коли:
 
- «Куда ступил сапог русского солдата, там он и останется!» Так что не волнуйтесь. Прибудут, когда придёт срок.

     Проезжая мимо порта, я увидел большой корабль с иностранным флагом и плакатом на борту: «Русские, не отдавайте Клайпеду литовцам! Это наш исторический Немель!»

     Теперь уже я спросил у таксиста:

- Это что же такое?

- А, немецкие туристы. Хотят, чтобы Клайпеду русские оставили им.

     Мы подъехали. На стене дома я прочитал записку: «Литовцы! Не покупайте квартиры у русских. Они и так достанутся вам бесплатно, когда русские удерут отсюда!»

     Что происходит? Пулей влетаю к Николаю Ивановичу, а он на себя не похож. Вместо крепкого мужика вижу замученного дистрофика. У хозяев не просто чемоданное настроение – квартира пуста. Только на балконной двери колышется одинокая занавеска.

     Харита с порога заключила меня в объятия и огорошила:

- Слава Богу, не опоздал! Я тебе звонила в Москву, хотела предупредить о нашем отъезде, но телефонная связь не работает, перегружена. Хорошо, что успела продать наше жильё соседу. Вся мебель погружена в товарный вагон, и поезд уже в пути. Ночь проведём на полу, а завтра отправимся в дорогу до Сибая, вот три билета. Надо спасать Колю, его тут залечили. А там как инвалиду войны ему предоставят жилплощадь, я уже с кем надо договорилась.

     Николай Иванович мрачно добавил:

- Без тебя, крестник, я бы отсюда не уехал. Никуда и никогда.

     Жена безнадёжно махнула рукой:

- Ну как с таким дураком иметь дело? Из-за своих вечных кукишей накликал на себя беду. И это не в первый раз. Врачи-литовцы, когда попадал к ним в больницу, разводили руками: «Не знаем, чем ему, бедняжке, помочь! Это что-то новенькое в медицине! Возможно, это осложнение ещё от фронтовых ранений». Посмотрим, что скажут врачи в Сибае.

     Мы с трудом добрались до Москвы в переполненном вагоне, а оттуда поехали в Магнитогорск.
 
     Прибыли поздней ночью с полуживым Колей. Его мучила острая боль в животе. Из вагона до такси несли крёстного буквально на руках, и Харита повезла его в Сибай, собираясь немедленно положить в больницу. А Коля требовал, чтобы я поехал вместе с ними в машине.

     Однако Харита поручила мне доставить их багаж до нового места. Пришлось задержаться на вокзале до утра, когда в Сибай уходил поезд по узкоколейке.

     Там на станции меня встретила жена Коли, вся в слезах:
 
- Знаешь, что мне сказали здешние врачи? «Удивляемся, как он ещё жив у вас. У него же неоперабельная грыжа. Причём, её уже удаляли. Выросла на прежнем месте». Я уверена, что в Клайпеде ему давали лекарства, ускоряющие развитие болезни. А я ещё этим «врачам» делала подарки!

- А где ты сама остановилась? – спросил я.

- Вот гляди: ключи от квартиры. На улице Александра Суворова. В двух шагах от той больницы, куда я положила Колю, в отдельную палату. Отвезём вещи – и сразу пойдём к больному.

     Вот так я впервые попал в Сибай, и мы покинули Литву навсегда чуть ли не первыми. Вслед за нами начался грандиозный исход русского народа, туда, где его никто не ждал, - на родину.

     Вскоре Клайпеду заполонили фашиствующие молодчики, и начались погромы и грабежи, русских выгнали из центра города. Но первым делом националисты набросили цепь на шею бронзового Ленина, привязали памятник к грузовику и с грохотом несколько часов таскали его по всем улицам.

     Очевидцы рассказывали: «Когда он проносился с дикой скоростью мимо здания старинной тюрьмы, то всегда поворачивался к ней боком и указывал негнущимся пальцем на угрюмое здание, как бы угрожая своим мучителям: «Вот ужо я вас туда всех засажу!»

     Откровенно говоря, узнав об этом, я пожалел Ильича, в отличие от нашей высшей власти, его «верных» учеников – сталинцев-ленинцев. Более того, они разжаловали и отправили в отставку действующего генерала за неподчинение их приказу: «Немедленно покинуть Клайпеду вместе с вверенными вам воинскими частями!» Так что напрасно генерал собирался оборонять город совместно с русским населением. Клайпеда стала исключительно литовской.

Безумное время! Такие дела:
На улице Тайкос девчонка жила.

Казалось, что есть, то и будет навек –
Дедуля её штурмовал Кёнигсберг,

Отец был на верфи портовым рабочим.
Девчонка жила хорошо, между прочим.

Теперь в подмосковной она электричке.
«Подайте на хлеб!» на картонной табличке. *

______________________________
*Здесь и далее стихи автора.


Следующая: http://proza.ru/2021/02/13/1379