Быть вместе

Сергий Чернец
Всегда ли хорошо быть вместе?

Для человека важно – не только, чтобы его замечали, но и, чтобы понимали и правильно оценивали.
Если, раскрасив волосы в разные цвета, человек нравится себе самому, он может не понравиться окружающим: старушки первые начнут ругаться – раскрасилась пёстрой курочкой, одна половина красная другая синяя, а посерёдке зелёная…
С другой стороны, плохо всегда «прогибаться» под окружающих. Каждый человек стремится быть Личностью, с большой буквы. Чтобы иметь Свой характер, Свои принципы, а не действовать «однозначно» – «я как все» и сливаться с толпой. Потому что все уже знают и понимают, что Толпа – это плохо.

В науке психологии Толпой называют большую неорганизованную общность людей. И в толпе на первый план выходят самые низкие. Низменные, скрытые проявления человеческой природы. Человек в толпе теряет свойства личности, которые раньше контролировал, так как он никому из рядом идущих не известен и не интересен. - Он становится анонимным – не Иванов или Сидоров, которого любят в семье и уважают на работе, просто «человек из кучи народа», человек из толпы.
Это делает человека более безответственным. В дальнейшем, в толпе, сняв с себя ответственность, человек перестаёт отдавать себе отчёт в своих поступках, теряет способность анализировать ситуацию. Утрачивает самоконтроль, расслабив силу воли, он больше наблюдает за поведением окружающих. Заражаясь возбуждением толпы и начинает подражать всем другим.
Эти факторы делают среднего человека в толпе более доверчивым, агрессивным и ожесточённым.
Чтобы заставить что-либо сделать отдельного человека или небольшую группу людей, - надо привести убедительные доводы: например, сломать дом, разрушить строение. А чтобы сдвинуть с места толпу, достаточно привести её в возбуждение сильными высказываниями, затрагивающими интересы большинства. Так разрушались Храмы пропагандой: попы обманщики и прочее нелестное про священников, а чем были виноваты здания? Чем виноваты книги? Купола? – но толпе сказали – разрушим (фас(!), как собаке) – люди разрушали всё на что укажут.
О разумности и доказанности аргументов можно не беспокоиться – толпа реагирует на риторику: на крик, на складность речи, на фантастические обещания и на прочее.
Этими свойствами толпы пользуются все революционеры, политики и общественные деятели: кто-то помнит, что один из политиков обещал лечь на рельсы и подставить голову под колёса поезда, чтобы поезд её отрезал – если он не сделает народу то и то… не сделано было ничего, но стало в два раза хуже, чем было – однако, политик не лёг под поезд, а ему же ещё, за его «неисполнение» поставили музей и прославили его!
Подобные эффекты можно показать более прагматично: например, на эстрадном концерте. Вот мы попадем на выступление юмориста (Измайлова) – публика хохочет над его шутками и нам тоже будет очень смешно. Но если потом вы посмотрите запись его выступления, вы уже не будете так хохотать. Дело в том, что причина вашего смеха не только в шутках была – вы заражались весельем окружающих.

Личность – в значительной мере есть плод влияния множества больших и малых групп. Именно под влиянием групп людей, в которые мы включены, входим на протяжении жизни, складываются наши интересы, наши представления о добре и зле, формируется окончательный характер.
Для формирования Личности, группа – это «зеркало», в котором человек видит своё отражение в восприятии другими людьми. Получая оценку своих действий от группы, Личность корректирует своё поведение. В группе находятся люди. Обладающие бОльшими знаниями и готовые ими поделиться, научить других. Чем в большее количество разнообразных групп человек входил на протяжении жизни, тем больше он обогащался и духовно и по навыкам: был, например, в профессиональной группе плотников, строивших дома, потом работал в сельском хозяйстве и научился владеть трактором, а потом стал строителем каменщиком в городе, - он накопил различный опыт; в итоге сам построил дом, сам развел сад и огород, а от общения с хорошими людьми – сам стал неплохим наставником молодого поколения.

Есть, однако, немало и отрицательных сторон группового воспитания. В группе человек испытывает на себе давление окружающих. Далеко не всякий может или хочет противостоять этому давлению. Умение приспосабливаться к окружающим, уступать общему мнению называется – конформизмом.
Конформизм не однозначен.
Если во всём соглашаться с групповыми установками, можно отучиться самостоятельно принимать решения и отстаивать свои интересы. С другой стороны, всегда в чём-то человек не сходится с мнением большинства. – Получается, что тогда надо вечно спорить и конфликтовать? Но такой человек не уживётся ни в одном коллективе.
Вывод прост – надо найти «золотую середину».
В мелочах можно и уступить, - когда-то лучше промолчать, - а иногда стоить убедить окружающих в своей правоте. По-настоящему бороться за свою точку зрения нужно в крайних случаях, когда другой исход абсолютно неприемлем и это имеет принципиальное значение. Это называется «здоровым конформизмом».
Будучи членом какого-то коллектива, следует уважать других участников группы и, одновременно, заботиться о целостности своей личности.
В группах, как правило, есть проблема разделения ответственности. Её можно рассмотреть на примере: вот, группа подростков разбила чужую машину. Каждый в отдельности из этих подростков на это не решился бы, но вместе они «разделили» ответственность за этот поступок, и на совести каждого осталась незначительная доля проступка: я только зеркало разбил, а я только стекло выбил… принять какое-либо решение совместно – было проще, чем взять ответственность только на себя. Таким образом – люди, привыкшие принимать коллективные решения, менее самостоятельны.
Конец.