02 Югозапад. Боровск

Tumanchik
Итак, Боровск (из Интернета):
Первое упоминание о городе содержится в духовной грамоте великого князя Ивана Красного, датированной 1358 годом. Однако найденная на Боровском городище керамика датируется более ранним временем, XI—XIII века, что свидетельствует о существовании здесь древнерусского поселения. Археологические раскопки и обследования Боровска показывают, что на расстоянии 500—800 метров друг от друга находились поселения на левом берегу реки Протвы («Петрова гора») и на правом (на городище и в районе Косого оврага).
В 1378 г. великим князем Московским Дмитрием Боровск был отдан в удел его двоюродному брату – серпуховскому князю Владимиру Андреевичу. С этого времени князь Владимир и его потомки стали именоваться серпуховско-боровскими.
В 1380г. при приближении к Москве татаро-монгольских полчищ князь Владимир Андреевич со своей дружиной выступил из Боровска на помощь великому князю Дмитрию и принял активное и решающее участие в Куликовской битве, командуя Засадным полком. После этой битвы князь Владимир получил прозвища «Донской» и «Храбрый».
Боровский монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву.
О Пафнутии. Парфений родился в сельце Кудинове Боровского уезда, был внуком крестившегося в православие татарского баскака Мартина. Родители мальчика, Иоанн и Фотиния, были людьми благочестивыми. В 1414 году Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком (это рядом с Боровском) и впоследствии находился в послушании у Никиты Серпуховского — ученика преподобного Сергия Радонежского. Сам Пафнутий впоследствии стал учителем и наставником для другого известного церковного деятеля — Иосифа Волоцкого.
В 1444 году Пафнутием был основан монастырь у Боровска, при впадении реки Истерьмы в Протву. Более 63 лет длился монашеский подвиг Пафнутия. О его жизни сохранилось два литературных документа, написанных его учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского» Вассиана (Санина), епископа Ростовского, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского» старца Иннокентия. Канонизирован Макарьевским собором в 1547 году. Память святого Пафнутия Боровского совершается в Православной церкви 1 (14) мая. 13 октября 2016 года в Боровске, недалеко от храма Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, Пафнутию Боровскому установлен бронзовый памятник.
После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, из-за нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь. На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). В ХV в. великий русский изограф Дионисий в Пафнутьев-Боровском монастыре расписал стены первого белокаменного собора Рождества Богородицы.
В 1480 году во время Великого стояния на Угре в городе Боровске располагалась ставка Ивана III. Дважды в Боровск прибывал с войском Василий III – во время походов на Литву в 1513-1514 г.г. и в 1515 г., ожидая нападения татар под руководством Мухаммед-Гирея. К этому времени на левом берегу Протвы, напротив городища появилась Пушкарская слобода, которая подтверждала мощь и значение города, который в ХVI в. продолжал оставаться оборонительным пунктом юго-западных границ Московского государства.
В 1508 г. Василием III Боровск был отдан в «кормление» Михаилу Глинскому, а в 1566г царем Иваном IV Грозным – в удел своему двоюродному брату Владимиру Старицкому. В 1565 году, когда царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город с прилегающими землями вошёл в состав последней и причислялся к ней до конца 1567 года.
В период Смутного времени в 1600-1618 г.г. Боровск подвергся сильному разорению. Наиболее трагическим событием для города в этот период стала крестьянская война 1606-1607 г.г. под предводительством Ивана Болотникова. Боровчане, поддержавшие восставших, были наказаны войсками князя Ф.Мстиславского, а деревянная Боровская крепость – сильно разрушена. В 1610 г. при подходе к городу Лжедмитрия II с войском польским Яна Сапеги, царский воевода Михаил Волконский встретил его с гарнизоном в стенах Пафнутьев-Боровского монастыря. Монастырь был взят только после десятидневной осады, а после этого разграблен и сожжен. В 1615 и 1618 г.г. в город дважды приезжал князь Дмитрий Пожарский с целью сбора войска для похода против поляков.
В 1619 г. рядом с пушкарской слободой была устроена Казацкая слобода. 45 казацких семей были переселены в город на жительство. В 1634 г., после пожара, уничтожившего крепость, Боровск потерял значение оборонного пункта и начал развиваться как торговый центр. Получили развитие кирпичное, кожевенное, пивоваренное, маслобойное, салотопное, свечное производства. В городе появились мастера серебряных дел, иконники.
Во второй половине ХVII века город оказался центре событий, связанных с церковным расколом. С конца ХVII в. о Боровске заговорили как о старообрядческом городе.
О расколе в русской церкви, об Аввакуме, боярыне Морозовой и ее сестре Урусовой.
В начале Великого поста 1653 года, Патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, приведшая впоследствии к расколу в русской православной церкви.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в славянских переводов некоторых текстов, в частности Символа веры: изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из 8-го члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истиннаго». Было внесено множество других незначительных изменений, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

В июле 1653 года Никон созвал в своей крестовой палате Собор, на котором произошло первое публичное столкновение патриарха Никона с приглашённым на Собор протопопом Иваном Нероновым, который, заступившись за муромского протопопа Логгина, начал оскорблять и обвинять Никона; Неронов был поддержан группой других клириков[21]. Столкнувшись с сопротивлением, царь Алексей Михайлович по просьбе патриарха созвал Собор, проходивший под председательством царя и патриарха Никона в царских палатах в марте — апреле 1654 года. Собор признал необходимость исправления русских церковных книг и обрядов по «старым харатейным и греческим» образцам; вопрос о перстосложении на Соборе не ставился.
В феврале 1656 года, в неделю православия (первое воскресение Великого поста), патриархом Антиохийским Макарием и иными иноземными иерархами, пребывавшими в то время в Москве, в Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто совершает крестное знамение двумя перстами. В апреле того же года патриарх Никон созвал собор русских епископов, на котором все крестящиеся двумя перстами были отлучены и прокляты.
После ссылки и гибели (апрель 1656 года) епископа Коломенского и Каширского Павла, который был сурово наказан за высказанное им на Соборе 1654 года особое мнение о поклонах, движение против реформ возглавили несколько клириков: протопопы Аввакум Петров, Лонгин Муромский и Даниил Костромской, поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор, инок Епифаний, поп Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят и др. Оппозиция реформам получила новое дыхание после самовольного оставления в 1658 году Никоном Москвы; историк Русской церкви митрополит Макарий (Булгаков), обращая внимание, что Никон и после Собора 1656 года дозволял служение сообразно дореформенной традиции, отмечал: «Проповедники раскола нашли себе в наступивший период междупатриаршества сильное покровительство; начали резко нападать на Церковь и её иерархию, возбуждать против неё народ и своею возмутительною деятельностию вынудили церковную власть употребить против них канонические меры. И тогда-то вновь возник, образовался и утвердился тот русский раскол, который существует доселе и который, следовательно, в строгом смысле получил своё начало не при Никоне, а уже после него.»[21]
Большой Московский собор 1667 года, осудив и низложив Никона за самовольное оставление кафедры в 1658 году и подтвердив решение собора 1656 года о том, что все крестящиеся двумя перстами — еретики, и анафематствовал всех не принявших реформу. В дальнейшем в силу государственной поддержки церковной реформы имя Русской церкви было закреплено исключительно за принявшими решения Соборов 1666 и 1667 годов, а приверженцев дореформенной богослужебной традиции (старообрядцев) стали называть раскольниками и преследовать.
В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он продолжал свою проповедь и поддерживал своих приверженцев по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосинкеллом российской церкви». В Мезени протопоп пробыл полтора года. В 1666 году он был вновь привезён в Москву, где 13 мая после уговоров на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев. Затем протопопа увезли в Боровский  Пафнутьев монастырь и там продержали около года. И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы Марии было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудовом монастыре, но он стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же в 1667 году был наказан кнутом и сослан в Пустозерск на Печоре. При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозерск. 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозерске.
Таким образом, во второй половине ХVII века Боровск оказался центре событий, связанных с церковным расколом. Кроме Аввакума сюда были  сосланы его сподвижницы сестры боярыня Ф.П.Морозова и княгиня Е.П.Урусова.
Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Под предлогом болезни она 22 января (1 февраля) 1671 года отказалась от участия в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Отказ вызвал гнев царя, он направил к ней боярина Б. И. Троекурова с уговорами принять церковную реформу, а позднее и князя П. С. Урусова, мужа её сестры Евдокии. Морозова обоим ответила решительным отказом.
В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим, они легли в постели и лёжа отвечали на вопросы). После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. 17 (27) ноября или 18 (28) ноября 1671 года Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы.
Патриарх Питирим просил царя за сестёр: «Я советую тебе боярыню ту Марозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал; а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Женское их дело; что они много смыслят!». Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией Прокофьевной в Чудовом монастыре. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Боярыню вернули под арест.
В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно житию Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. 
По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге. Евдокия Урусова скончалась 11 (21) сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 2 (12) ноября 1675 года.

Мне, как атеисту, горестно, что такие мелочи, как замена двоеперстия на троеперстие, поклонов до земли на поклоны в пояс и легкое редактирование священного писания привели к многовековому расколу русской православной церкви. Еще обидней, что та никоновская реформа была фактически спровоцирована римскими католиками, во всяком случае, делалась в их интересах. Это отдаленно напоминает предательские реформы Горбачева. Как и те многочисленные жертвы, которые последовали в процессе и после утверждения реформ на нашей земле. И также, как тогда Никона, в итоге «убрали», так же и Горбачева «ушли». Правда, к сожалению, он выжил. Пока.
Вот такие аналогии возникли у меня в результате изучения истории Боровска.

В 1724 г. был утвержден городской магистрат Боровска. По указу императрицы Екатерины II в 1776 г. город вошел в состав Калужского наместничества. В 1777 г. был утвержден герб города, отразивший мужество и отвагу защитников Пафнутьев-Боровского монастыря в 1610 г.
С 1776 года Боровск — уездный город Боровского уезда Калужского наместничества (с 1796 года — Калужской губернии). В 1777 году был учреждён герб Боровска.
В 1812г. город оказался в зоне военных событий Отечественной войны. Наполеон, оставив Москву, через Боровск и Малоярославец, направился на Калугу. 11 и 14 октября в Боровске находился сам Наполеон. До 15 октября продолжалось разграбление города и монастыря французами. Город почти весь сгорел, жители были разорены.
Благодаря государственным преобразованиям начала ХIХ в. Боровск стал промышленным, торговым центром, вторым после Калуги городом в губернии по числу жителей. В мае 1857 года город вновь сильно пострадал от пожара — сгорело 150 жилых домов, 200 лавок и несколько церквей. В 1860г. в городе было 11 церквей.
Вторая половина ХIХ в. связана с именами философа-космиста Н.Ф.Федорова и основоположника космонавтики ученого К.Э. Циолковского. Федоров жил в городе в 1860-е годы и преподавал в уездном училище историю и географию, Циолковский в 1880-1892 г. там же арифметику и геометрию. Первые научные труды были написаны Циолковским именно в Боровске. (О Циолковском будет отдельная статья).
В 1887 г. было построено первое предприятие промышленного типа – ткацкая фабрика купца Полежаева П.М.
Революционные события начала ХХ века мало затронули патриархальный город. А Октябрьскую революцию 1917 г. население в большинстве своем, якобы, не приняло. С июля 1929 года Боровск — центр Боровского района Калужского округа Московской области. С июля 1930 года Боровск — центр Боровского района Московской области (Калужский округ, как и большинство остальных округов СССР, был упразднён). С 5 июля 1944 года Боровск — центр Боровского района Калужской области.
Оборона Боровска осенью 1941 года. В обороне принимали участие воинские части и подразделения 5, 33 и 43 армий Западного фронта и Московского военного округа.
Освобождение Боровска зимой 1942 года. От немецкой оккупации город был освобождён войсками 33-й армии генерала М. Г. Ефремова в ходе боёв, которые продолжались с 31 декабря 1941 года по 4 января 1942 года. Боровск брали части 113-й, 93-й и 201-й стрелковых дивизий при поддержке частей 338-й стрелковой дивизии.
Герб. В 1777 году (10 марта) был утверждён герб города Боровска, отразивший подвиг Михаила Волконского, павшего смертью храбрых со своими воинами от рук поляков в 1610 году: «Напоминая сие достойное сохраниться в памяти происшествие, герб сего города состоит в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердие, червлёное сердце, показующее верность, в средине которого крест, изъявляющий истинное усердие к Божиему Закону, основанию всей добродетели, и сердце сие окружено зелёным лавровым венцем, показующим нерушимость и твёрдое пребывание достойной славы сему вождю и другим, погибшим за справедливую причину с ним».
Достопримечательности.
- Пафнутьево-Боровский монастырь, ансамбль архитектурных памятников допетровского времени (XVI—XVII вв.). Только его мы и посмотрели.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком: Рабочая ул., 41.
- Старообрядческий собор Покрова Пресвятой Богородицы: Коммунистическая ул., д. 63.
- Старообрядческая Введенская церковь: ул. Циолковского, 10.
- Музейно-краеведческий комплекс «Стольный город Боровск» (Боровский историко-краеведческий музей): пл. Ленина, 7.
- Музей-квартира К. Э. Циолковского: ул. Циолковского, 49.
- Музейно-выставочный центр Боровска: ул. Ленина, 27.
- Музей истории Боровска: Советская ул., д.6а (Боровское городище).
- Музей истории боровского купечества и предпринимательства: ул. Ленина, 18.
- Музей Пожарной охраны города Боровска: Калужская ул., 95а.
- Культурный центр им. Д. А. Жукова: пл. Ленина, 42.
- Городская художественная галерея им. Иллариона Прянишникова: Советская ул., д.6а (Боровское городище)
- Галерея на Молчановке (мастерская и выставочный зал боровского иконописца и реставратора Владимира Кобзаря): пл. Ленина, 25.
- Памятник Циолковскому: Советская ул., Боровское городище.Церковь Бориса и Глеба (храм построен в 1704 г., колокольня — в 1819 г.): Коммунистическая ул., 102.
- Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения и гибели боярыни Морозовой и княгини Урусовой: Боровское городище.
- Памятник уроженцу Боровского уезда адмиралу Сенявину: пл. Ленина.
- Городская усадьба купца Ф. И. Шокина: ул. Ленина, 15.
- Настенная живопись Боровска.
- Звездолёт Овчинникова.
- Галерея репрессированных.

Кстати, у выхода из Пафнутьева монастыря встретили художника Александра Константиновича Бойко, занимающегося исследованием языческих мотивов в православной архитектуре. Жаль, что не было времени, а то могла получиться экскурсия, как в Печорах в прошлом году, часа на три.  Он успел только продемонстрировать, как это язычество отражено на воротах монастыря (твердь небесная, где живут боги, хляби небесные, твердь земная и посередине изображение Бога), а также рассказал, что недалеко от этого места до 1495 года жили язычники, и были земли Литовского царства. Бойко - в настоящее время ст. научный сотрудник Российского института природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачева. Сделал археологические открытия в Боровском районе: одно городище, курган и три селища периода I тысячелетия до нашей эры — I тысячелетия нашей эры. Участник археологических раскопок поселений древних греков VII века до нашей эры.

В 2018 году городские власти объявили о намерении снести 17 особняков XIX века в зоне исторической застройки и заменить их современными муляжами. ВООПИК расценило данную акцию как вандализм и обратилось с жалобой в прокуратуру. Владимир Мединский тогда же заявил, что министерство культуры в ситуацию вмешиваться не будет, так как статус исторического поселения Боровск получит не ранее следующего года. Непонятно, чем эта история закончилась?
Несмотря на то, что за годы советской власти большинство храмов и церквей было разрушено и уничтожено, Боровск сумел сохранить свою патриархальность и неповторимую индивидуальность. История города, его архитектура, его пейзажи не оставляют равнодушными никого: ни художника и поэта, ни опытного туриста, ни просто заезжего дачника. Боровск привлекает не только своим прошлым, пейзажами и архитектурой, но и судьбами боровчан, людей, чья жизнь была связана с городом и которые оставили свой след в его истории. Горожане гордятся тем, что в их городе жил и работал в течение 12 лет основоположник космонавтики К.Э. Циолковский, здесь же до него жил и другой философ-космист Н.Ф. Федоров. Боровск связан с именем адмирала Д.Н. Сенявина. Боровский уезд славится и такими именами своих земляков, как врач Ф.И. Иноземцев, впервые применивший эфирный наркоз, художник-передвижник И.М. Прянишников, математик и механик П.Л. Чебышев.
В истории России Боровску выпала особая роль — роль города-воина, города-щита,  которую он выполнял на протяжении более чем шести веков. Патриотизм и огромное трудолюбие свойственны и нынешнему поколению боровчан. Горожан отличает бережное отношение к культурному и историческому наследию родного края, забота по возрождению традиций и самобытности своей земли. И сколько бы лет ни прошло с тех времен, память о грозных годах сражений, память о павших и уважение к живым занимает особенное место в сердцах боровчан. Оберегая и сохраняя память о страшных и кровавых событиях в истории города, Боровск по праву гордиться своей историей, прошлым и настоящим.
Ну, вот про Боровск и все. Следующим пунктом на нашем маршруте был Полотняный Завод.
Но в стороне от  калужского шоссе, слева находится городок Жуков и рядом деревня Стрелковска – родина нашего великого полководца Георгия Константиновича Жукова. О нем будет отдельный рассказ.
Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то пишите atumanov46@mail.ru