Спор

Наталья Катаева-Вергес
     Когда после лекции я зашла в общежитие, то первыми, кто мне встретился, были Андрей и Сергей Иванович.
     - Вот ты-то как раз нам и нужна, - сказал Сергей Иванович, - поможешь разрешить наш спор.
     «О, какая честь мне оказана - разрешить спор. Интересно о чём они спорят?» - подумала я и пошла к ним в комнату.
     Мне нравились мужские разговоры и споры. В отличие от женщин, у которых было всё замешано на эмоциях, мужчины мыслили логически и могли в нескольких фразах выразить всю суть происходящего.
     Вот и сейчас я приготовилась внимательно слушать Андрея и Сергея Ивановича.
     - Спор у нас произошёл по поводу литературы. Вот скажи, какая тебе больше нравится: современная или классическая? – спросил Сергей Иванович.
     Я пожала плечами.
     - И то и другое.
     - Так-так-так, - озадаченно пробормотал Сергей Иванович. - Назови, кого любишь из классиков.
     - Чехова.
     - А почему именно его?
     - Он пишет, в отличие от других, кратко и ясно.
     - Ну да, авторитет его бесспорен, известно, что краткость - сестра таланта. А какие его произведения ты любишь?
     - «Дама с собачкой», «Душечка», «Дядя Ваня», «Хамелеон», - начала перечислять я и на мгновенье замешкалась: «У Чехова несколько сотен рассказов. Что назвать ещё? «Каштанку»?.. Нет, смешно, это же детский рассказ…
     Сергей Иванович прервал мои размышления.
     - «Дом с мезонином», конечно же, ты читала?
     - Да.
     - О чём этот рассказ? В чём там суть?..
     Я растерялась…
     Вот вопрос так вопрос… Ну не помнила я его. Название – да, знакомо, и читала точно, а вот о чём он?..
     - Кто главные герои? - допытывался Сергей Иванович.
     Немного помолчав, я честно ответила:
     - Не помню.
     Он удивился и махнул с досады рукой.
     - Не любишь ты Чехова!
     «Ой, как стыдно-то, как стыдно!» - стушевалась я.
     - Ну вот видишь, - торжествующе сказал Андрей, - значит, классика не так и важна для современного человека.
     - Но разве можно судить только по этому?
     - Да пойми ты, - продолжил Андрей, - современному человеку не нужна эта древняя чепуха. Тем более подросткам. Для кого были написаны эти рассказы и повести?
     Он поднял указательный палец.
     - Для взрослых. И рассматривались там отнюдь не детские вопросы. Так почему же кто-то в министерстве образования решил, что именно эти произведения нужно знать подросткам? Только оскомину набили. Все дети с отвращением относятся к классике. Уверен, что «Войну и мир» мало кто дочитал до конца, так же, как «Отцы и дети», «Что делать?» и другие... Детям и подросткам хочется читать современную литературу о ровесниках, а не решать взрослые проблемы. Согласись, что в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, эти произведения не могут быть им понятны. Вот тот же «Тарас Бульба» вовсе не для 11-12-ти летних ребят.
      - А что ты скажешь насчёт «Капитанской дочки»? Мои дети, например, прочитали её с большим  интересом, - сказал Сергей Иванович.
     - Не буду спорить насчёт этого романа,  тем более, мой сын ещё только в детский сад ходит, но, думаю, конечно, у классиков встречаются интересные произведения. «Белый пудель» Куприна, «Му-му» Тургенева, «Дети подземелья» Короленко, «Левша» Лескова, «Каштанка» Чехова. Но приключенческая литература и фантастика, на мой взгляд, привлекают подростков намного больше. Они с удовольствием читают Айзека Азимова, Ивана Ефремова, а от классиков их просто тошнит. Я считаю, что нужно пересмотреть школьную программу и привести её в соответствие с возрастом.
     - То есть, ты предлагаешь убрать всю классику? Но как ты не поймёшь, что её нужно изучать!
     - Нужно, не спорю. Но ведь некоторые произведения нереально понять подростку: сколько там архаичных слов, которые вышли из употребления, зачем их знать? А сколько сюжетов, оторванных от реальной современной жизни!
     Андрей немного помолчал и продолжил.
     - Жизнь идёт вперёд, у ребят свои герои, свои интересы, а те произведения, которые они изучают, это какие-то пособия по психологии, если не сказать точнее, по психиатрии.
     - Не перегибай палку!
     - Я предложил бы не убирать классику, а сделать её просто ознакомительной.
     - То есть, ты предлагаешь вкратце сообщить о писателях и порекомендовать прочитать их произведения.
     - Да, и ни в коем случае не заставлять ребят в приказном порядке учить «то-то и то-то», «от сих до сих»! Нельзя заставлять их читать и анализировать то, что им не близко, чтобы в дальнейшей жизни они не шарахались от русской классики…
     - Ну, в общем-то, соглашусь с тобой, что нужно кардинально пересмотреть всю школьную программу по литературе, - сказал Сергей Иванович.
     - Тоже согласна с этим, - добавила я. - Вот тогда и будет у ребят интерес к ней, а не отвращение. Вы знаете, а ведь именно из-за этих несоответствий я и не пошла на филологический.
     - Много ты прочитала из классики? – поинтересовался Сергей Иванович.
     - Не могу утверждать, что хорошо знаю литературу, но прочитала Толстого, Тургенева, Вересаева, Лескова, нравится мне и поэзия серебряного века.
     - А как же ты оплошала с Чеховым? - удивился он.
     Я рассмеялась.
     - И на старуху бывает проруха.
     Он улыбнулся.
     - Ну уж и старуха… сколько тебе?
     - Двадцать четыре.
     - Я тебя на двенадцать лет старше, но себя стариком не считаю.
     - А вообще, мы с вами – счастливые люди, - сказал Андрей. - Уже прожили немало, кое-что о жизни узнали, поэтому, чем старше будем, тем лучше будем понимать классику.
     - А знаете, - подытожила я, - «Читать всё и не нужно, необходимо читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы», - говорил Толстой.
     - Да, он прав, - сказал Сергей Иванович, - поэтому порой и начнёшь читать книгу, а потом откладываешь её в сторону…
     Спор этот произошёл почти сорок лет назад. Литературу пересмотрели, но всё равно находятся недовольные тем, как составлена программа...