10. 5 Минэкономики топит Сибур. Моя идея по нефти

Евгений Семёнович Ржевский
25.03.1999

Юдин сообщил, что в Минэкономики влиятельные руководители не поддерживают создание холдинга Сибур`а и Газпрома, и предложил временно отложить этот вопрос. Проект постановления на эту тему уже согласован с Минтопэнерго (Виноградова и Елизарьев).

Замечу, что в будущем, в 2001-м году, после смены Президента в Кремле, этот проект будет всё же реализован. И я в нём буду участвовать, побываю в Тюмени и в Тобольске вместе с депутатом Госдумы Николаем Рыжковым, вице-президентом Сибур`а Гусевым и другими выдающимися лицами. Но уже в роли сопровождающего руководство лица - аппаратчика Госдумы, и кино оператора. Фильм оказался потрясающим!

26.03.1999

Маслюков одобрил Концепцию развития нефтедобывающего комплекса, которую я разработал. В её основе было создание государственной компании для запуска простаивающих малодебитных скважин. Предполагалась также их модернизация и увеличение дебета с помощью технологии глубинного разрыва недр. Эта технология пришла из оборонки. Узнав о моих стараниях, её предложил мне для использования в Концепции Юрий Мацак, мой старший товарищ, давний друг Маслюкова и его бывший заместитель в комиссии ВПК СССР. Кстати сказать, через много лет эти технологии будут успешно применяться в США при добыче сланцевого газа. Но в 90-е годы о них мало кто знал.

Я немедленно двинулся в Минтопэнерго к министру Генералову и передал ему Концепцию для ознакомления. Тот её одобрил, но порекомендовал решать вопрос о её судьбе с первым зам. министра Калюжным.
Виктор Иванович Калюжный был в те годы очень влиятельным человеком. Он курировал вопросы нефтедобычи и “сидел на трубе”, то есть делил квоты на экспорт нефти между нефтяными компаниями. В дальнейшем, после отставки правительства Примакова, он сменит Генералова на посту министра.


31.03.1999

По совету Генералова я стал часто встречаться с Калюжным. Мне он нравился – неторопливый, флегматичный, знающий дело и не встревающий в разборки между ведомствами.
Но мои ожидания были напрасны. Калюжного не интересовала судьба нефтяного комплекса. Он делил экспортную трубу и тем самым держал нефтяных богов за бороду.
Если бы компания была создана, я с радостью бросил бы ради неё службу в правительстве. Но – не судьба.