15. Дискусы

Виктор Ардашин
        Предыдущий раздел   http://proza.ru/2021/02/04/949

        А теперь позволю себе остановиться на своём самом высшем достижении в части увлечения аквариумистикой. Это, безусловно, содержание и разведение дискусов.

        Дискус появился у аквариумистов относительно недавно. Может быть, в каких-то коллекциях и организациях он и присутствовал. Но для меня появление новой рыбки означает появление её на Птичьем рынке или в зоомагазинах. То есть, когда они становятся реально доступными для приобретения.

        Мой интерес и тяга к дискусам появились относительно недавно. Недавно, с позиций моего нынешнего возраста. То есть, лет 60 назад. И сразу дискусы привлекли к себе мое внимание оригинальной формой тела и окраской. Это достаточно крупная рыбка. По размеру она сопоставима с ладонью крупного мужчины. По всему её тему разбросаны ломанные неоновые полоски, которые очень красивы и «светятся» при попадании на них солнечных лучей.

        Я посоветовался с друзьями-аквариумистами  и посмотрел в литературе все, что удалось найти про дискусов. Рыбка оказалась достаточно сложной к условиям содержания и в разведении. Поэтому и сейчас, спустя уже несколько десятилетий с момента её появления в доступной продаже,  дискус доступен далеко не всем аквариумистам как по организации условий ее содержания, так и по цене.

        Я долго любовался этой рыбкой на Птичьем рынке и особенно на выставках. Но приобретать её не спешил. Очень уж сложным представлялось мне её содержание. Но, наконец, я решился. Во-первых, для дискусов был  выделен отдельный достаточно большой аквариум (ёмкостью примерно в 350 литров). В этом аквариуме я попытался создать условия, которые характерны для природных водоёмов родины дискусов – бассейн реки Амазонки в Южной Америке. Я знал, что дискусы предпочитают мягкую, торфованную (кислую) воду. «Химичить» я не стал, а просто привёз воду в больших молочных бидонах со своей дачи. У нас там весной при таянии снега образуется множество больших и маленьких ручейков. Места у нас торфяные, поэтому вода в этих ручьях приобретает тёмно-коричневый цвет. Поскольку эта вода образуется от таяния снега, то она по природе своей является мягкой.

        В Москве доставленную воду я хорошенько прокипятил для избавления от всяческих микробов и бактерий, Затем профильтровал  воду несколько раз через самые мелкие фильтры. Этой водой я и залил аквариум. В аквариуме я соорудил несколько арок и гротов из больших, хорошо промытых и прокипячённых булыжников. В этих гротах рыбки смогут прятаться в случае их беспокойства.

        Кроме того, я оснастил аквариум мощными внутренними и внешними фильтрами. Для обогрева воды в аквариуме были размещены обогреватели повышенной мощности. Дискусы для содержания предпочитают температуру воды примерно в 30 градусов Цельсия.  Обычные аквариумные рыбки довольствуются температурой 22-26 градусов.

        По совету бывалых аквариумистов, я не стал размещать а этом аквариуме растения. Известно, что растения требуют достаточно яркого света, что способствуют активному развитию бактерий. Кроме того, большинство растений плохо переносят такую высокую температуру воды. Как говорится, от греха подальше.

        И вот - всё готово. Еду на Птичий рынок (тогда еще на Таганке). Там у знакомого любителя приобретаю шесть уже подросших мальков дискусов. Не мешкая ни минуты, мчусь домой с заветной покупкой. Ставлю емкость  с дискусами в подготовленный аквариум для выравнивания температуры воды. Спустя минут 15-20, наконец, выпускаю дискусов в аквариум. Сам размещаюсь перед  аквариумом и, затаив дыхание, наблюдаю за новосёлами. Как им на новом месте?  Всё ли в порядке?

        Вроде ничего! Плавают, осматриваются и, похоже, даже ищут корм. Хорошая примета. Даю корм (красный мотыль и коретру). Едят! Ещё лучше. До самого вечера не отхожу от аквариума. Интересно и на душе радостно. У меня – дискусы!

Долго ещё, приходя с работы, я первым делом бежал к аквариуму с дискусами. Это были мои любимцы в тот период аквариумистики.

        Прошло несколько месяцев. Дискусы стали уже взрослыми, чрезвычайно красивыми рыбками. Я задумал попробовать их размножить. Для этого подготовил другой аквариум, размером поменьше. Но процедура его подготовки практически ничем не отличалась от первоначальной. Только, вместо грота из булыжников, посредине аквариума я разместил глиняный цветочный горшок, сориентировав его «вверх ногами». Немножко приподнял температуру воды до 32 градусов.

        Запустил в аквариум самца и самочку. К  этому времени они уже достаточно хорошо определялись. Самцы немного крупнее и лобастее. А так почти одинаковы. Вот на приведенном снимке видно, что слева расположена самочка, а справа – самец. Он «полобастей» будет. Оказалось, что пол родителей я  определил верно.

        Прошёл день, другой. Всё вроде тихо. Рыбки мои дружелюбно плавают рядышком. С охотой кушают, но никаких реальных действий, намекающих на подготовку к нересту, я не наблюдал. А вот на третий день смотрю –  на горшке лежит икра. Лежит на приготовленном горшочке ровными вертикально ориентированными вполосочками. Да много как! Рыбки мои плавают рядышком с горшком. Обмахивают плавниками икринки, что-то там выклёвывают. Выклёвывают они неоплодотворённые икринки, поскольку те начинают со временем портиться и могут заразить хорошие, рядом расположенные, икринки. Они постоянно ведут такие профилактические работы.

        Где-то на третий день после откладки,  икринки стали подрагивать, прорываться  и из них появлялись мальки. Вернее, это были ещё не мальки, а крошечные личинки, которые даже отдалённо не напоминали своих родителей.

        Вот тут-то и определилась главная особенность поведения дискусов при разведении. Особенность, отличающая их от подавляющего большинства аквариумных рыбок. Вылупившиеся мальки  изо всех силёнок устремлялись к одному из родителей. Они подплывали и прикреплялись к его боку. Дискусы-родители при этом стояли рядом с горшком и практически не шевелились. Так продолжалось до конца процесса появления на свет мальков.

        После окончания этапа выклева мальков, родители чинно и очень медленно стали двигаться по аквариуму, неся на своих боках бесценное потомство. Личинки мальков не зря устремлялись к родителям и крепко-накрепко прикреплялись на их боках. В это время на теле родителей начинает выделяться специальная слизь, которая и является первичным кормом для личинок, а затем и для подросших мальков. Это своеобразное рыбье молочко. Ничем иным, кроме этого родительского естественного корма выкормить дискусят нельзя.

        Очень быстро установился определённый порядок, в соответствии с которым все дискусята оказываются на теле одного из родителей. Этот родитель с гроздьями детишек на своих боках тихохонько плавает по аквариуму. Плавает очень медленно для того, чтобы с одной стороны не стряхнуть малышек, а с другой стороны и стоять плохо. Вода должна медленно обтекать тела малышек, доставляя к ним новые порции кислорода. Это как прогулки для всяких малышей.

        Другой дискус-родитель в это время кормится, отдыхает и на его теле подготавливаются выделения, которыми он будет кормить деток. Примерно каждый час родители становятся рядышком, параллельно друг другу. Дискус, на теле которого в данный момент находятся мальки, резко встряхивается. Мальки кубарем слетают с него. Этот дискус быстренько ныряет в какой-нибудь уголок аквариума. А мальки, беспомощно барахтаясь, отыскивают второго, рядом стоящего родителя. Укрепляются на нём и тут же принимаются за еду. Вот такой интимный момент передачи мальков от папы к маме и запечатлён на приведенной фотографии. Всё это очень интересно и познавательно.

        Постепенно мальки подрастают. Сначала они из личинок, совсем не похожих на родителей, становятся мальками. Мальки день ото дня всё больше и больше начинают напоминать по форме тела своих маму и папу. Об окраске тела речь пока еще не идёт. Всему своё время.

        Пришло и мое время позаботиться о корме для подрастающего поколения. Родительского корма начинает явно не хватать.  Это видно потому, что мальки всё чаще и все дальше начинают отплывать от родителей в поисках корма.

        В качестве подкормки лучше всего использовать розовую личинку дафнии. Это наиболее колоритный и качественный корм для мальков в этом периоде. Теперь мне надо было каждый день ездить на заранее разведанные пруды. Это были подмосковные водоемы, в которых водилась эта самая розовая дафния. Водилась в достаточно большом количестве. Ездил со специально приобретённым сачком для её отлова. В это время для непосвящённых, особенно детей, я весьма напоминал Дуремара из сказки про Буратино. Ну Дуремар, так Дуремар! Детишек-то кормить надо.

        Дискусята уже во всю плавают самостоятельно, не удаляясь однако далеко от дежурного родителя. Здесь они уже очень напоминают по форме тела папу и маму. Потихонечку появляется и базовая фоновая расцветка тела. Сначала она светло розовенькая, а затем потихоньку темнеет.

        Появление светящихся полосочек завершает процесс детства молодняка. Значит – мальки уже подросли и могут начинать самостоятельную жизнь без родительской опеки. Надо было их куда-то пристраивать.

        С этим делом было не все так просто. Рыбки-то были тогда «неходовые». Достаточно сложные в содержании и дорогие по цене. А у меня-то их около полутора сотен! Для начала отобрал сам для себя штук восемь мальков. А с остальными вопрос надо было как-то решать.

        Взял  штучек десять малечков и поехал в выходной день на Птичий рынок. Рыбки две-три продал. Дело идет к закрытию рынка. Пора возвращаться домой. Но вот подходит ко мне мужчина. Спрашивает – много ли у меня дискусят. Поговорили, поговорили и договорились. Он берёт всех дискусят у меня оптом. Берёт, примерно, за полцены и отправляет их с поездом в Польшу. Так и сделали. Теперь, возможно, что в некоторых нынешних польских дискусах течёт кровушка их московских предков. А почему нет?  Всё-таки более сотни особей, родившихся в нашей стране,  уехали на ПМЖ в Польшу.

        Решил я повторить процесс разведения дискусов. Ведь у меня взрослых рыбок, способных к размножению, было две пары. Из первоначально купленных мною шести мальков дискусов оказалось два мальчика и четыре девочки. 

        Теперь у меня уже был личный опыт в  деле разведения дискусов.  Все сделал, как в прошлый раз. Начальный процесс разведения повторили и дискусы. Они отложили на том же горшочке икру. Ухаживали за ней. Приняли на свои бока личинки мальков. Плавали с ними день-другой. А потом вдруг поедали своих деточек и снова начинали чистить горшок для нового икрометания. Снова появлялись мальки и родители их снова поедали. И так продолжалось несколько раз. Недоумевая, я этот эксперимент прекратил.

        Только позже я узнал причину такого поведения дискусов. Причина, как и следовало ожидать, оказалась в моих неадекватных действиях. Я не знал, что надо было убирать из нерестилища горшок сразу, после того, как личинки переселятся к родителям. Наличие горшка в нерестилище снова пробуждал у взрослых дискусов инстинкт отложения икры. Мальки при этом оказывались помехой. Поэтому от них быстренько и освобождались. Все просто. Изучать надо природу-мать!

        Почему моя первая пара дискусов довела весь процесс до логического конца  - я не знаю. Что-то у них, видимо, не «щелкнуло». Мне просто повезло.

       Дискусов я содержал более десятка лет. По просьбе своих друзей-аквариумисов передал всю свою коллекцию для проведения какой-то международной выставки. Там, по согласованию со мной, дискусы и остались. Свой интерес к этим замечательным рыбкам я полностью удовлетворил.

        Сейчас похоже, появилось поколение дискусов, которые не предъявляют таких жестких условий к их содержанию и разведению. Я вижу на выставках дискусов, которые прекрасно плавают в общем аквариуме с другими рыбками. Рыбками, широко распространенными и не требующими для своего содержания особых условий. Да и выставочный аквариум достаточно плотно засажен многими видами водных растений. Что-то здесь, видимо, изменилось. Все же с момента моего знакомства с этим подводным чудом минуло уже скоро семьдесят лет. Срок немалый, согласитесь, мои дорогие читатели. И это – хорошо!

        Продолжение   http://proza.ru/2021/03/22/181

Фото из интернет
Москва, Отрадное
08 февраля 2021 года