Они воевали в Испании ч. 9

Николай Мринский
47. ДЁМКИН ПАВЕЛ ПРОКОФЬЕВИЧ – танкист, погиб.

Родился в 1910 г. в Липовском сельсовете Соседского р-на Воронежской обл. Русский. В Красной Армии - с 1933 г. В звании мл. командира служил механиком-водителем 3-го танкового батальона 14-й мехбригады. В Испании был механиком-водителем танка БТ-5 с июля 1937 г. по 6 января 1938 г. Погиб 6 января 1938 г. в бою под Теруэлем. Похоронен на южной окраине г. Теруэль.  Награждён орденом Красного Знамени - 02. 03. 1938 г.

48. ДЕНИСОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - лётчик.

Родился 1 октября 1907 г. в с. Петровка, ныне Дубёнского р-на Мордовия, в семье крестьянина. Проживал А. Денисов в Москве, где и получил неполное среднее образование. Учился на рабфаке при "Трёхгорной мануфактуре", был на сезонных строительных работах. В Красной Армии с 1929 г. Окончил Ленинградскую пехотную школу в 1932 г. и 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков им. Осоавиахима в Борисоглебске в 1934 г. Вскоре Денисов стал одним из лучших курсантов, быстро овладел истребителем. А когда после учёбы лейтенантом прибыл для прохождения службы в 3-ю истребительную авиаэскадрилью 31-й истребительной авиабригады ВВС Краснознамённого Балтийского флота, сразу же получил назначение на должность командира звена. Товарищами по эскадрилье были опытные лётчики. Некоторые из них прошли испытания на всех типах истребителей, которые выпускались тогда отечественной авиационной промышленностью. Искусно пилотировали самолёты Борис Тахтаров, Василий Багров, Арсен Шубиков, Николай Никитин, Андрей Белов, Аркадий Свиридов, Виктор Трошкин, Вячеслав Преснухин. Именно с этими пилотами и прибыл Денисов с Балтики в Москву. Как и условились, на другой день встретились в штабе ВВС. Через несколько дней 9 одетых в штатское мужчин с небольшими чемоданчиками отбыли "Красной стрелой" в Ленинград. Это были Денисов и его друзья, балтийские лётчики. Из Ленинграда они отправились на комфортабельном судне "Андрей Жданов" курсом Антверпен - Гавр. А дальше - в Париж и в Испанию, где для них на аэродроме уже были подготовлены истребители. День приезда отдали проверке самолётов, двигателей, оружия.

А на следующий день началось дежурство. В кабинах самолётов ждали сигнала. С нетерпением поглядывали в небо. Ведь ехали сюда добровольцами, чтобы помочь испанскому народу. Ехали драться против фашистов. И приказ не задержался. ...Денисов летел в замыкающем звене - ему было приказано обеспечить безопасность с задней полусферы. Вся группа прекрасно видна в безоблачном небе. Комэск Иван Девотченко, лётчики Василий Багров и Борис Тахтаров, далее Арсен Шубиков, Андрей Белов, Аркадий Свиридов, Виктор Трошкин, Вячеслав Преснухин, Николай Никитин. Денисов испытывал настоящее счастье - идти в бой крыло к крылу с надёжными старыми товарищами! С ними Денисов облетал всю Балтику - от Ленинграда до границы. Кажется, будто и сейчас летел он над родной землей. Но это был полёт не учебный и не над Балтикой. Внизу - испанские города, и навстречу летели фашистские самолёты. Балтийцы пo описаниям определили: приближаются Ме-109. Позднее, с 1941 г., встречи с этими истребителями станут привычными. Но сейчас шёл 1937-й. И Денисову, как и его товарищам, предстояло впервые помериться силами с асами немецкого Воздушного Флота.... Участник национально-революционной войны в Испании с 14 декабря 1937 г. по 24 апреля 1938 г. Летал на И-16. Совершил 45 боевых вылетов. Участвовал в 10 воздушных боях, лично и в группе сбил 7 самолётов противника. 14 ноября 1938 г. награждён орденом Красного Знамени. Зимой 1939-1940 гг., майор Денисов участвовал в советско-финляндской войне, в составе 4-й эскадрильи 13-го ИАП КБФ.

Затем был назначен командиром 12-й отдельной истребительной эскадрильи (61-я авиабригада, ВВС Балтийского флота ). Его лётчики совершали боевые вылеты на уничтожение аэродромов, зенитных батарей и других важных объектов. На счету эскадрильи 9 сбитых вражеских самолётов. 21 апреля 1940 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1941 г. окончил КУКС. Участвовал в ВОВ. С 8 августа по 15 ноября 1941 г. командовал 13-й Краснознамённой отдельной истребительной эскадрильей ВВС Балтийского флота. Сражался над Финским заливом, защищая Ленинград. Многократно участвовал в воздушных боях, штурмовках войск противника и в разведках, сбил 1 самолёт. Осенью 1941 г. был ранен. После излечения, переведён на Тихоокеанский флот. С весны 1942 г. командовал 12-м истребительным авиаполком. Был также на других командных должностях в ВВС и ПВО ВМФ. Участвовал в советско-японской войне 1945 г. До 1946 г. майор Денисов служил в морской авиации, затем уволился в запас. Вернувшись в Москву, занимался общественной работой. Был членом военно-научного общества при Центральном Доме Советской Армии. Умер 14 апреля 1976 г. Похоронен в Москве на Преображенском кладбище. В с. Петровка (Мордовия) открыт Музей Героя, а в райцентре Дубенки улица носит его имя. Награждён орденами: Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды; 12-ю медалями.

49. ДОЛГИЙ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ – лётчик, ПОГИБ.

Родился в 1906 г. в с. (ныне город) Красная Гора Брянской обл. Украинец. Окончил авиаучилище лётчиков. Присвоено звание ст. лейтенанта. Служил в Киевском ВО, командовал отрядом 34-й истребительной авиаэскадрильи 56-й истребительной авиабригады. В Испании с 31 мая по 18 июля 1937 г., в качестве пилота истребителя И-16. Совершил несколько боевых вылетов, лично сбил 1 самолёт. Около 8 часов вечера 18 июля 1937 г. в воздушном бою в районе Сьерра-де-Гвадаррама сбил бомбардировщик Юнкерс-52, но и сам был сбит немецким истребителем Ме-109 (пилот обер-фельдфебель Фриц Хильман) и погиб. Награждён орденом Ленина - 02.03.1938 г.

50. ДЕСНИЦКИЙ ПЁТР ПАВЛОВИЧ - стрелок-радист.

Родился 13 июня 1911 г. в селе Новенькое, ныне Ивнянского р-на Белгородской обл., в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу ФЗУ. С 1933 г. в Красной Армии, окончил школу младших авиаспециалистов. Участвовал добровольцем в национально - революционной войне испанского народа 1936-1939 гг. 30 октября 1936 г. стрелок-радист отдельной тяжёлой бомбардировочной эскадрильи П. Десницкий отличился при выполнении боевого задания под Мадридом. Его самолёт был атаковал 5 вражескими истребителями. В воздушном бою он был ранен, но продолжал вести огонь и сбил самолёт противника... Разными были пути - дороги советских добровольцев в далёкую Испанскую республику, но в главном они были очень сходными: все они испытывали ненависть к фашизму, к мятежникам Франко и горели желанием помочь испанскому народу в его справедливой борьбе за свободу и независимость. Дух боевого товарищества, подлинного пролетарского интернационализма царил среди них. 1-я интернациональная бомбардировочная эскадрилья ВВС Испанской республики была сформирована в Альбасете на базе закупленных во Франции семи бомбардировщиков "Потез-540". Эскадрилья состояла из 3-х отрядов, два из них летали на "Потезах" ( по 3 машины в каждом ), а в третий входили 2-3 "Бреге-19" и несколько гражданских самолётов различных типов - спортивные, авиетки и прочие. Командовал 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильей испанец капитан Мартин Луна, бывший офицер королевской авиации. Высокий, плотный, всегда весёлый, жизнерадостный, в кожаной коричневой курточке на молнии, с шерстяным шарфом вокруг шеи - таким запомнили его товарищи...

Мартин Луна приложил немало сил для создания дружного боевого коллектива, но, к сожалению, его вскоре перевели на Север, где он возглавил ВВС фронта. Первые дни шло сколачивание вновь созданной эскадрильи. Большинство из добровольцев (за исключением испанцев и французов) не летало на "Потезах", поэтому вначале и занимались лётчики провозными полётами. Остальной состав эскадрильи изучал материальную часть самолёта и вооружение. Вместе с испанскими лётчиками готовились сражаться с фашистами французские, итальянские, бельгийские, американские и другие бойцы - интернационалисты, а также наши советские добровольцы - И.И. Проскуров, В.Н. Бибиков, И.Н. Соколов, В.А. Агуреев, В.Ф. Володин, Г.И. Тхор, Г.Н. Тупиков, В.В. Шаров, Г.X. Петров. Технический и обслуживающий персонал был в основном испанский... 31 декабря 1936 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1941 г. окончил ВВА, в 1942 г. - КУКС при той же академии. С 1943 г. в действующей армии. С 1948 г. майор П.П. Десницкий - в запасе. Проживал в пос. Ивня Белгородской обл. Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

51. ДЖИБЕЛЛИ ПРИМО АНЖЕЛОВИЧ (итал. Gibelli Primo) – лётчик, ПОГИБ, есть фото.
       
Родился 27 декабря 1893 г. в г. Милан, в семье столяра. Итальянец. Проживал в Турине, а с 12 лет – у родственников в Безансоне, во Франции, где окончил три класса гимназии. Возвратившись в Турин, стал работать в мастерской. Одновременно посещал вечернюю техническую школу. Работал на фабрике по производству авиамоторов компании «Фиат» в Турине, где занимался испытанием авиамоторов. В 1918 г. был призван в армию, но в боевых действиях не участвовал. Демобилизовался из армии в 1919 г. Снова работал на фабрике компании «Фиат» в Турине, но в сентябре 1920 г. был уволен за участие в забастовке. В 1921 г. эмигрировал в Советский Союз и принял советское гражданство. Работал водителем автомобиля «Форд» в Москве, одновременно обучаясь русскому языку. В Красной Армии с 1921 г. Участвовал в Гражданской войне с 1921 г. по 1922 год. Служил на Украине курсантом стрелкового училища, был командиром броневика. Принимал активное участие в борьбе с бандформированиями на Украине с 1921 г. по 1922 год. С 1922 г. стал служить в авиации. Окончил Зарайскую военную школу лётчиков 1 декабря 1923 г. Служил в отряде «Ильич» авиации Украинского ВО, был ст. лётчиком, командиром звена. Окончил Качинскую авиашколу. Служил в качестве военлёта в 1-м авиаотряде РККА. Принимал участие в борьбе с дашнаками на Сев. Кавказе и басмаческими бандами. В 1926 г. во время выполнения разведполёта был сбит и попал в плен к басмачам, однако сумел бежать, угнав самолёт, в котором находился английский военный советник.

По другим данным, совершил вынужденную посадку, но смог устранить повреждение и взлететь под носом у приближающихся бандитов. А английского инструктора, являвшегося военным советником дашнакских отрядов, ему удалось взять в плен в другом эпизоде. Весной 1928 г. в непогоду смог отыскать в Азовском море, оторванную от берегового припая и унесённую штормом льдину с рыбаками, за что был награждён именным оружием и Почётной грамотой ВЦИК. С 1933 г. работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. Присвоено звание капитан. Однажды предпринял неудачную попытку пролететь на самолёте под мостом через Москву-реку. В результате самолёт был разбит, а сам он тяжело травмирован. После лечения был уволен из армии, занимался ремонтом авиадвигателей, работал на автозаводе в Москве. В сентябре 1936 г. 42-летний лётчик-испытатель решил прервать спокойное течение жизни и записался добровольцем на развернувшуюся Гражданскую войну в Испании. В составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи «Испания». пилот Джибелли, пользовавшийся прозвищем «Кольдеро» с октября 1936 г. сражался против войск ген. Франко, отстаивая интересы республиканского правительства Испании. Сначала храброму Примо пришлось полетать на устаревшем двухместном лёгком бомбардировщике «Breguet 19», а после его серьёзного повреждения мастеровитый лётчик пересел в кабину французского «Potez 54». Проявляя в воздушных боях профессионализм и отвагу, он не раз успешно громил немецкие истребители «Heinkel Не.51» и ускользал от зенитного огня франкистов.

Совершил 30 боевых вылетов. Но 10 ноября удача отвернулась от Примо. на подлёте к Мадриду, северо-восточнее г. Алькорсина (Алькоркона), на самолёте Потез-54 в одиночку бомбил вражескую артиллерийскую батарею, обстреливавшую столицу, его машина была сбита над целью зенитным огнём. Несмотря на то, что Примо удалось выпрыгнуть из горящего самолёта и раскрыть парашют, ветер направил его в стан врагов. Тяжело раненного тут же взяли в плен, а на следующий день с борта одного из истребителей немецкого легиона «Кондор» во время авиационного налёта на пост республиканцев был скинут на парашюте парусиновый мешок. Распаковав его, сослуживцы советского лётчика обнаружили разрубленное топором на мелкие части тело Примо Джибелли и записку: «Так будет с каждым иностранцем». Проведённая позже судебно-медицинская экспертиза выявила, что отважного пилота зверски расчленяли, когда он был еще живой. Официально считается похороненным на кладбище Мадрида. Итальянец Примо Джибелли, Постановлением ЦИК СССР «за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм» был посмертно удостоен 31 декабря 1936 г. звания Героя Советского Союза. Он стал одним из первых иностранцев, чьи заслуги перед СССР были отмечены столь высоко. Награждён также орденом Ленина - 31. 12. 1936 г., орденом Красного Знамени – 1926 г.
 
Продолжение следует в части  10                http://proza.ru/2020/03/18/1848