Переписка с бывшей учительницей-7. 17. 12. 2001 г

Петр Панасейко
         Ни для кого не секрет, что в советские времена художественные фильмы киевской киностудии имени Довженко и Одесской киностудии составляли в некоторых случаях конкуренцию фильмам российских киностудий («Сердце Бонивура», «Место встречи изменить нельзя»). В 1991 году Украина стала независимым государством. И вот, со слов моей бывшей учительницы, какие фильмы снимали и смотрели в 2001 году мои бывшие  земляки: «Фильмов, подобных «Освобождению», «Балладе о солдате» у нас нет и в помине. Одна – чушь. Грабежи, убийства, насилие – вот что культивируется на экранах телевидения».
          Задал я как-то Ольге Ульяновне и личный вопрос: «Как она одна в пожилом возрасте ведёт своё домашнее хозяйство?». Ответ не заставил себя ждать: «Петя, ты удивляешься, как я справляюсь одна на огороде? Это моя жизнь. Я  очень понимаю твою маму, что она ждёт весны. Я помаленьку полю до часу, до двух, потом отдохну и выполняю более лёгкую работу. И если удастся детям уговорить меня переехать к ним , я долго жить не буду. Меня задавит безделие. Сейчас у меня есть цель: сделать то, сделать другое. А как же жить без цели, без надежды? Ждать смерти, как солдат призыва? Движение – это жизнь».
         Больше я ей подобных вопросов не задавал. Чтобы не обидеть.
         В письме она коснулась и моей первой учительницы Вишневской Натальи Тихоновны, которая в своё время учила и мою маму. Читатели могут мне задать вопрос: «А почему я не переписывался и со своей первой учительницей?» Конечно, я мог бы переписываться со многими земляками родного села, но … здесь требуется небольшое объяснение.
            Когда я в мае 1991 года вернулся в Тольятти из украинского села Малиновка, то взявшись за перо, написал письма многим бывшим сельчанам с благодарностью за тёплый приём в родном селе. С нетерпением ждал ответа. Увы, ответила мне только Плетень Ольга Ульяновна. Остальные мои письма проигнорировали. Бог им судья.
          «Наталья Тихоновна, - писала мне Ольга Ульяновна, - тоже в возрасте, она с 1919 года. Ещё держится, живёт материально хорошо. Ведь сын директор ООО (читай: председатель колхоза). Она передаёт всем вам привет. Передала привет и Анатолию Никитичу, он на пенсии, но ещё работает и сильно болеет».
           Прочитав эти строки, мне стало жаль нашего учителя пения. А мне снова вспомнились его уроки, особенно те два, на которых мы разучивали песню «Маленький трубач». Не могли дождаться второго урока, чтобы узнать его судьбу. Увы, она оказалась печальной: трубач погиб.

07.02.2021 г.

На фото: Плетень О.У. 1971 год