Путевые Заметки. Фиджи. Fiji окончание

Ким Федоров
Доехали. Сува. Это экономический и политический центр Фиджи, крупнейший город южной части Океании за пределами Австралии и Новой Зеландии с населением около 180 тысяч человек.
До отеля - только на такси. Автобусы, конечно, есть. Но их Броуновское движение, вызываемое той же причиной, что и у микроскопических взвешенных твёрдых частиц, то есть теплом (жара труднопереносимая), показалось мне ещё более хаотичным. Рисковать люблю. Сделал это частью своей жизни, но в данном случае, внутренний голос, часто более разумный, чем я, ненавязчиво посоветовал хорошего таксиста. Что он хороший, Всевышний позволил мне сo вселенской легкостью убедиться буквально через 15 минут. А чего тянуть? Дел у Него, наверняка, и без меня хватает, можно впопыхах и забыть.

Через 5 минут я уже распаковывал свой чемодан в гостинице (трудно было назвать её отелем). Мой боксёрский клуб заказал и оплатил мне 3-х звёздочную отель-гостиницу. Как говорится, мои ребята членские взносы считать умеют.
Ещё через десять минут администратор, пухловатая смуглая женщина неопределённого возраста, постучалась в дверь и сказала, что таксист, который меня привёз сюда, ждёт внизу. Я спустился в холл, перебирая на ходу, что я сделал не так, не обидел ли, не оскорбил ли ненароком, не зная местных традиций..."Вы оставили свой пакет на заднем сидении" – буднично поведал местный "шеф", вручая мне мои забытые две бутылки коньяка.

Вот это да! Для него $160 были бы целым состоянием, причём далеко не лишним. Но он без колебаний вручил мне то, что ему не принадлежало. Я приятно удивился и предложил ему деньги, от которых он сначала отказывался, но было видно, что он в них очень нуждался. Я настоял, и таксист с бладарностью принял от меня $10. Попытался попросить у него визитку, на что он беспомощно развёл руками и протянул мне обрывок бумаги с его номером телефона. Вспоминая те дни, могу с удовольствием сказать, что несколько раз воспользовался его услугами, правда, без особой надобности, так как всё было в "шаговой доступности". Мы оба испытали похожие чувства от неожиданного знакомства. Не думаю, что это было просто случайное совпадение на затерянном в южной части Тихого океана милом островке. Хотя у читателя может быть свой взгляд на этот счёт.

Устроившись в номере, между трёх щедро обещанных звёзд, занялся самоотображением, переосмысливая события и подводя промежуточный итог первых дней пути.
Вывод: легко смеяться, имея несколько сотен долларов в кармане, прекрасную страну за твоей спиной, дом, работу и поддержку авторитетной организации. А забрать эти доллары да бросить тебя в местные условия? Каким будет твой весёлый внутренний настрой?
При всех тех трудностях, что продавец мороженого и его соотечественники явили миру там и тогда, они сохранили доброту, отзывчивость, терпимость, чувство юмора и, что самое интересное, оптимизм! Уже за одним за этим стоит ехать в “тьмуокеань” южно-экваториального масштаба.

Вывод был сделан, мысли сами, не путаясь, разложились в ячейках человеколюбия, и время звуковым сигналом в ушах напело сознанию, что пора начинать знакомство с городом, с культурой и со страной, используя ноги, а не колёса.

Спустился вниз, поговорил с администраторм (она же - директор гостиницы), её дочерью, 18-летней помошницей по расселению, и молодым портье, 20-летним скрытым воздыхателем дочери-помошницы (в перерывах между "встречай-подай-принеси"). Мне не терпелось узнать о главных достопримечательностях столицы из первых рук.
Визит вежливости к руководству местным гостеприимством закончился радостным сюрпризом. Мне предложили "upgrade", то есть самый лучший номер в гостинице, который был на 60 долларов в сутки дороже, но для меня, как для "ценного гостя", по той же цене. Жилой фонд оказался заполненным только на треть (июль в Южном полушарии - зима, сезон выживания без туристов), то есть они себе это могли позволить. Доброта или “прекрасное обслуживание клиента” - уже было неважно. Я в ответ их радушно поблагодарил. День удался, счастье с удовольствием подмигнуло собравшимся у стойки регистрации, не хлопать же их всех по плечам. Похоже, эта полoвина суток понравилась каждому!

Походил по паркам, набережной, посетил музей Фиджи, посмотрел на церкви и ознакомился с городом. До курсов, благо, оставалось пару дней, так как я приехал заблаговременно.
Увидел своими глазами то, что всеинформированная википедия пространно описала. Фиджийцы - это приехавшие со всего мира люди, потом смешавшиеся или просто живущие бок о бок с местными островитянами. В основном, приезжие - это выходцы из Индии, но есть и китайцы, и европейцы, и южно-африканцы, и некоторые другие. Мужчины, в подавляющем большинстве, смуглые, высокие, мускулистые и довольно простые, явно далекие от ракетостроения, компьютерной индустрии и прикладной науки. Они приятны в общении и любят спорт. Женщины не менее смуглые, работящие и гостеприимные, исторически тяготеют проводить время в компании других женщин, заняты своими женскими заботами и, похоже, не возражают, что мужчины традиционно предпочитают прочим обязанностям свою свободу и пространство в жизни.

Мой главный фокус был на место, где будут проходить курсы. Я его нашёл без труда в полутора километрах от гостиницы. Здание принадлежало Фиджийскому Институту Спорта. Правда, прямого отношения оно к образованию не имело. Там собирались время от времени спортивные функционеры страны решать назревшие спортивные или около спортивные вопросы. Спорт номер один на острoвах - Rugby (Рагби), почему-то более известный, как Рэгби, в России. Отношение к нему граничит с религиозным поклонением практически всего населения. Хотя есть и настоящая религия: 53% христиане (большинство католики), 38% хинду и 8% мусульмане. Это заметно, особенно в воскресенье, когда всё население семьями направляется в свои соответствующие храмы, церкви, мечети и прочие молельные заведения.

Курсы. Нас было 22 человека практически со всей Океании. Экзотика и бокс, отдающий океаном!
Мы быстро перезнакомились. Нечасто в жизни приходилось вашему покорному слуге произносить названия микроскопических островных государств, которые, с высокой степенью вероятности, были не на слуху у широкой публики. Тонга, Самоа, Американское Самоа, Новая Каледония, Таити, Французская Полинезия, Вануату, Кирибати, конечно, Фиджи и некоторые другие, совсем маленькие.

Я сразу же подружился с парнем из Французской Полинезии. Он подошёл ко мне сам и сказал, что у него русские корни. Его прабабушка в 20-х годах прошлого века оказалась на островах, бежала от революции в России. Бабушка и мама родились уже там. Мама знает около 10-15 русских слов, а он - почти 5. У него в роду и французы, и ирландцы, и местные аборигены. Понятие бокса у него было специфическое, но на уровне значительной части островитян. Сказать, что оно было примитивным, значит незаслуженно им польстить. Скорее, стремящееся к нулю. Разницу между "боксёрками" (обувь боксёра) и боксёрскими перчатками улавливали не сразу. Это их не смущало, они знали свою цель, от комплексов не страдали, оставались открытыми, добрыми и доброжелательными людьми на протяжении всех курсов. Может быть, это были их первые курсы в жизни, не считая школу. Хотя однозначно я это утверждать не могу (была ли школа?).

Приняли они меня прекрасно. Сразу же попросили поделиться с ними знаниями, боксёрскими секретами, опытом и взглядами на развитие бокса. Что я и делал для них почти 2 недели.

Но был и тот, кому я не понравился с первого же взляда. Им оказался белый американец, женатый на фиджийке, и живущий толи 7, толи 9 лет на Фиджи. Он вместе с председателем Фиджийской Боксёрской Федерации являлся её представитeлем. Здороваться и общаться с русским, взявшимся из ниоткуда, демонстративно не хотел. Мой запас терпения поладить с ним улетучился через несколько дней. Мы оба ничего не потеряли. Для него бокс был “куском хлеба”, так как он имел свой боксёрский клуб на острове. В боксе американец разбирался, имел несколько боёв и вёл себя с некоторым высокомерием по отношению ко всем присутсвующим. Но, я думаю, праздник Бокса ему омрачить не удалось. Все остальные участники чувствовали себя счастливыми и радостными. И это было заразительно.

Инструктор, преподаватель, лектор, специалист, профессионал, наставник и тренер - это всё об одном человеке, с которым нас свела судьба для повышения своей тренерской квалификации. Звали его Бодо Андреасc, сам он был родом из Германской Демократической Республики.
Уникальная личность в боксе. Его послужной список говорил сам за себя: 4 года тренер сборной ГДР, 3 года тренер сборной Нигерии (2 боксёра выиграли серебрянные медали на Олимпийских играх), 2 года тренер Южно-Африканской сборной, 12 лет тренер сборной Австралии (добился участия своих боксёров на трёх Олимпиадах), много лет главный тренер Австралийсткого Института Спорта. Неоднократно его воспитанники выигрывали медали всех достоинств на Играх Содружества Независимых Государств (The Commonwealth). Бодо также являлся обладателем и многих других достижений.

АИБА (AIBA) - Meждународная Организация Любительского Бокса назначила его своим представителем по региону Океании, с правом обучать и принимать экзамены у тренеров по боксу. Международные серификаты Одной Звезды, Двух и Трёх Звёзд позволяли тренерам руководить сборными страны на разных боксёрских турнирах и соревнованиях. То есть это были курсы на право стать обладателем такого международного сертификата и быть зарегистрированным тренером по боксу в АIBA. Бодо также приглашался проводить семинары в Южной Америке, и Европе. Уровень высочайший!

Я несколько раз разминулся с ним в Австралии и Новой Зеландии на соревнованиях. Но теперь бокс нас свёл вместе. Мы сразу же подружились. Поговорили о социализме, o ГДР и Советском Союзе, о наших преимуществах, o нашем боксе, о наших людях, об уверенности в завтрашнем дне. Понимание было полное. Вспомнили, как мы честно сообща забивали гвозди в крышку гроба мирового империализма. Признали, что теперь их с завидным энтузиазмом вытаскиваем обратно.

Бодо с первой же минуты расположил всех к себе. Рассказчик он был прекрасный плюс незаурядный спортивный и просто жизненный опыт. Занятия проходили нестандартно и интересно. Мы представляли свои программы, домашние задания и отрабатывали различные боксёрские вводные в разных спортивный клубах, в парках и на природе.
Вечера и выходные были свободным временем, не считая обязательных “домашних” заданий.

Не обошлось без маленького неудобства- WiFi в гостинице отсутсвовал, то есть связаться с семьёй по Скайпу не было возможности. Поинтересовался у администрации, где находится ближайшее интернет-кафе. Оказывается в 15 минутax ходьбы, но они не рекомендовали, потому что ходить по неосвещённым улицам было небезопасно. В 19.00 закрывались последние магазины, свет выключался (кроме центральной улицы), и жизнь в городе замирала до утра. С кем-то из их постояльцев недавно случилась беда - у него в тёмном переулке отобрали ноутбук. Увидев мою решимость, в любом случае, пойти в интернет-кафе, мне, практически насильно, назначили мальчика-портье провожатым. Это было очень благородно со стороны директора гостиницы. Возражения не принимались, хотя этот мальчик вряд ли мог защитить сам себя. Мы пошли вместе.

У места назначения я отпустил портье, и он пошёл назад на своё рабочее место. Мне удалось минут 20 поговорить с женой и сыном, рассказал им о своих приключениях, о том, что начал писать путевые заметки и обо всё увиденном. "Компьютерный" мост был установлен. Через 3-4 дня меня осенило, и я предложил деньги, чтобы починили "поломанный" интернет в гостинице. Несколько десятков долларов очень этому “помогли,” и я смог общаться с семьёй каждый вечер.

Если дни были занятыми и интересными, то вечера представляли собой полную противоположность.

Через 8 дней изучения фиджийской действительности у меня появилась идея предпринять ознакомительную прогулку по ночной Суве. А почему бы нет? Лучше один раз увидеть и иметь своё мнение, чем полагаться на советы малознакомых людей. В 21.00 отдал все деньги, мобильный телефон и паспорт на хранение администратору гостиницы и налегке отправился изучать возможности выживания белого “заблудившегося” туриста в тёмной экстремальной (её экстремальность ещё надо было доказать) ситуации.

Желание испытать себя имело под собой некоторую физическую и психологическую основу. В советское время я выполнил норму мастера спорта по боксу. В Новой Зеландии, кроме бокса, веду курсы self-defence, то есть по самозащите, имею определённые навыки.
Свой опыт и умение не переоцениваю. Иллюзий насчёт своих возможностей отбиться от нескольких парней в темноте не питаю. Поэтому был готов сделать всё необходимое, чтобы избежать ненужных конфронтаций.

Прогулка заняла 64 минуты, прошёл около четырёх километров. Встретился с несколькими небольшими группами фиджийцев. Группы из четырёх-шести мужчин, обычно стояли либо у тусклых витрин закрытых бизнесов или магазинов, либо под одинокими уличными фонарями, неизвестно что освещавшими.

Я приветсвовал их первый “волшебным” словом Була (Bula) - фиджийское приветсвие. Это очень ёмкое слово, означающее и здравствуй, и добро пожаловать, и жизнь, а также пожелание здоровья, счастья и всего хорошего. Мне отвечали, жали руки, обнимали, расспрашивали о России. О большой северной стране те парни что-то слышали, скорее всего, как-то и где-то. Как правило, в течении 30 секунд они выдавали все свои познания - холод, население почти или даже больше 10 миллионов, далеко находится (на краю света для них) и красивые женщины. Этого было достаточно, чтобы установить дружеские отношения и расстаться хорошими знакомыми.

Конечно, наивность не могла быть мне подспорьем в общении с "рыцарями ночи", поэтому приходилось всё время быть начеку, сканировать поведение всех встреченных "ребят", не допускать, чтобы кто-нибудь оказался за спиной, чтобы обнимали сразу два человека, внимательно смотрел, чтобы не было подозрительных вещей в руках, ну и остальное в том же роде. Расслабился я только в гостинице.
Потом позвонил жене и представил ей отчёт о моей ночной прогулке. Она только спросила, стоила ли эта прогулка того. Я сказал, что стоила. Жена, как и полагается в подобных случаях, меня поддержала.

Я не yвидел в поведении фиджийцев никакой агрессии, настороженности или недоброжелательности. Это были люди, с которыми легко ладить, смеяться и просто общаться. Цель их “тенестояния” для меня так и осталась загадкой, как, наверноe, и для них моё путешествие по ночной Суве…

В воскресенье в торговом центре встретил знакомых новозеландцев из Веллингтона. Мир тесен. Они хотели сами, как индивидуальные туристы, посмотреть Фиджи. Разговорились, обменялись мнениями о катастрофической бедности, царящей здесь. У них сложилось такое же впечатление, но при этом мне заметили, что если я не был в Бангладеш, я не видел настоящей безысходной бедности. То есть описывать в Путевых Заметках то, что меня на Фиджи повергло в шок, я не решился. Не хочу портить настроение читателям, да и себе тоже.

За прекрасным фасадом фешенебельных отелей где-то на мелких островках течёт другая, привлекательная, манящая и богатая жизнь, которую делают большие деньги и состоятельные туристы. А в самой стране чистильщик обуви за мизерную плату готов был чистить мне сандали (!), чтобы пережить ещё один день беспросветного безденежья. "Сэр, помогите, мне надо выжить" - с полным отчаянием обратился он ко мне...

Две недели курсов прошли напряжённо и быстро. Мы все сдали экзамен, порадовали Бодо Андреасса своими знаниями, тепло попрощались, обменялись адресами электронной почты и пожелали друг другу успехов в спорте, который нас познакомил. Усталые и довольные мы с удовлетворением разъехались по своим островам и странам, некоторые из которых даже с увеличительным стеклом на карте непросто рассмотреть. Теперь они стали более осязаемые, во всяком случае для меня...

Второй вывод из моего профессионального путешествия я сделал, находясь в самолёте, и раздумывая о том, что было замeчaтельного в тех 16 днях, проведённых в середине Океании. У меня остались прекрасные впечатления от встреч с людьми разного калибра, образования, социального статуса, спортивных достижений, вероисповедания, возраста и взглядов. Они были подкреплены тем, что общаясь с фиджийцами, я не встретил ни одного скептика или пессимиста. Все, с кем я пересекался, жили Надеждой и Верой. Исследование присутствия Любви в их жизни не входило в мои задачи, но, наверное, оно было. То есть читатель может мне поверить на слово, что и под экватором, в Южном полушарии борются за место под солнцем такие же Homo sapiens, как и в Северном, и также чтут три христианских добродетели - Веру, Надежду и Любовь. Есть сомнения? Приезжайте и увидите всё своими глазами!