Третий успех

Юрий Левин 2
     Описав жизненные передряги Шуши как второй успех, я поторопился: дальнейшее показало, что платили на заводике нашей  вокалистке всё меньше, и скоро она очутилась вместе со своим сыном-школьником за чертой бедности
      
     А вот Марта оказалась третьей успешной личностью из моего круга общения: нашла курсы массажа, ездила на занятия (платные), закончила их и получила профессию массажиста, стала работать в клинике (это в другом городе) и оформила разрешение на частную практику в своём городе. Деньги им нужны- рядом дочь растёт. Тем не  менее, Марта решила изучать массаж на ещё более серьёзных курсах (они платные, в другом городе). Как она сможет составить расписание? Бог весть, но я желаю ей удачи! Успех Марты двойной (тройной- считает она сама): кроме полученной профессии ещё и закончила "ульпан" начального уровня. Про так называемую учёбу в ульпанах стоит рассказать.
      
     В её группе знающих английский не было, никто не прерывал монолога просьбой объяснить- о чём речь,  поэтому "училки" начинали свои говоренья в 9 утра и умолкали в 2 часа (не обращая внимания на то, что их не понимают). А если добавить и то, что израильтяне, как правило, кричат (вместо спокойного разговора), то бедные ульпановцы выходили после пяти часов совершенно одуревшие,  да ещё с домашним заданием, написанным на всё том же неизвестном языке. Ничего удивительного, что Марте надо было либо бросать бесполезный ульпан (что и сделало большинство группы), либо искать помощи. Нас познакомили, заниматься пришлось у Марты дома (по закону, малышку Эстер нельзя оставл одну в квартире). Эти занятия для меня шли тяжело и очень нервно: я вначале смотрел листок с новым материалом (переведя всё на русский), понимал- ЧТО им наговорили в классе, растолковывал это Марте и потом мы переходили с ней к домашнему заданию (прежде переведя его на русский). Но и это не всё! После сделанного домашнего задания мы переключались на "учебник" (кавычки потому, что он написан на неизвестном ученикам языке) и начиналось СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ изучение (то есть от алфавита и далее) еврейского, ведь училки НЕ МОГЛИ ничего объяснить, не зная русского! И вот во время такой напряжённой работы вдруг (посреди логического рассуждения) дочка бесцеремонно перебивала меня: "Мам, а мам, а где...?"или ещё каким-то вопросом. Марта отвлекалась на Эстер, потом опять возвращалась ко мне, но нить рассуждений утрачивала, и мне приходилось начинать сначала. По лицу Марты я видел, что она в мыслях не со мной. Это меня злило, и когда девоч в который раз перебивала меня своим "мам, а мам", у меня в голове рождались отвратительные и совершенно непедагогические мысли. Я снова пытался вернуть Марту к уроку.

     Невероятная удача- как матери-одиночке ей дали социальное жильё. Но проблемы в школе у Эстер (не уживается с одноклассниками, бьёт их, нормальна ли твоя дочь? ей нужен психиатр, надо лечить её таблетками и т.д.) довели Марту до кипения и, плюнув на всё, она уехала в другой город (я вздохнул с облегчением). На новом месте изучение еврейского Марта продолжила, а в трудных случаях звонила, просила приехать помочь с языком. Часа через 2-2,5 я был у моря (Марта встречала), мы рассматривали трудные задания у неё дома, но теперь у дочки был телефон, и Эстер почти не мешала мне в занятиях.
    
     Прошедшее время глаголов не давалось Марте, и она позвонила о  помощи. Я приехал и попросил вызубрить (при мне!) спряжение глагола "быть" в прошедшем времени, а дальше всё пошло, как по маслу.  Ведь там изменяются аффиксы после корня: карати (я читал), карата (ты читал), карат (ты читала), карану (мы читали) и т.д. После этого я был не нужен.

     Потом Марта позвонила помочь в подготовке к экзамену. Оказалось, она не могла запомнить рассказ о себе (по-еврейски, разумеется) всего-то из 12 предложений. Но я не смеялся! Ведь мы учились в советской школе ("Мой дядя самых честных правил..." - все помнят, какими способами надо заучивать длинные тексты). А Марта из ЕГЭшной, пришлось показать разбивку на кусочки, и тогда Марта довольно быстро заучила свой экзаменационный монолог. Я уехал, а вскоре Марта позвонила и похвастала: экзамен сдала. Теперь у неё есть право БЕСПЛАТНО учиться на втором уровне, с чем я и поздравил Марту.