Как Василий Шульгин помог Тресту ОГПУ выжить

Николай Павлов Юрьевский
После того, как органы ОГПУ (Объединённое Государственное Политическое Управление СССР) при помощи операции "Трест" вывели и захватили в двадцатых числах августа 1924 года на территории Советского Союза руководителя шпионско - террористической организации "Народный союз защиты родины и свободы" Бориса Викторовича Савинкова,  а летом 1925 года матёрого английсого шпиона "Сикрет Интеллидженс Сервис" Сиднея Джорджа Рейли (псевдоним СИС I-ST), доверие к "Тресту" резко пошатнулось.

Руководству ОГПУ стало ясно, что после таких катастрофических провалов никто из крупных деятелей антисоветской эмиграции уже не сможет решиться на "ходку" в СССР. (Органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ, эту необычную операцию, под названием "Трест", проводили почти 6 лет (с 1921 по 1927 год).

В середине 1925 года "руководитель" "Треста" Александр Александрович Якушев получил письмо от шефа врангелевской контрразведки генерала Климовича (при царе Николае II Климович был директором департамента полиции). Климович написал Якушеву, что Василий Витальевич Шульгин хочет приехать в СССР. (Василий Витальевич Шульгин - видный деятель царской России, бывший богатый помещик Волынской губернии, журналист, редактор газеты "Киевлянин", известный писатель, депутат Государственной лумы второго, третьего и четвёртого созывов).

Василий Шульгин фигура историческая: вместе с Гучковым он присутствовал при отречении от престола Николая II. Шульгин, непримиримый националист и убеждённый монархист, эмигрировал из Крыма вместе с армией Врангеля в 1920 году. Но дело было в том, что во время гражданской войны у Шульгина пропал без вести сын. Шульгин ещё в 1921 году пытался его разыскать, нанял контрабандистов и из Варны на парусной шхуне пересёк Чёрное море. Высадился в Крыму, при этом потерял половину экипажа, а сына так и не нашел и вернулся без результата.

А теперь гадалка предсказала Шульгину, будьто бы его сын жив и находится в больнице.
Шульгин хорошо знал руководителя "Треста" Александра Александровича Якушева, так как встречался с ним и поэтому он через Климовича и попросил Якушева помочь ему в поездке по СССР для поисков сына. ОГПУ дало добро на эту поездку Шульгина. Якушев дипломатично ответил, что в этих условиях, после серии провалов, гарантировать безопасность Шульгина он не может, но приглашал его приехать.

В ночь на 23 декабря 1925 года с помощью людей "Треста" Шульгин успешно перешел границу, теперь его было не узнать: он отрастил длинную седую бороду. Шульгин побывал в Киеве, с которым были связаны многие годы жизни, в Москве и в Петрограде. Климович поручил Шульгину проверку: встретиться в Москве с предствителями генерала Кутепова в "Тресте", соглядаями "Российского общевойскового союза" (РОВС).

РОВС был самой многочисленной и организованной белоэмигрантской армией, которую возглавлял барон Врангель. Но Врангель руководил РОВС больше номинально, а полновластным хозяином РОВС был генерал Кутепов, человек исключительной воли, целенаправленности, организаторских способностей и жестокости. За последнюю подчинённые его называли "Кутеп - паша". Идейная программа Кутепова была: "Нельзя ждать смерти большевизма, его надо уничтожить".

Соглядаями от Кутепова в "Тресте" были супруги Красноштановы (Мария Владиславовна Захарченко - Шульц и её муж Георгий Николаевич Радкевич). Шульгин по поручению Климовича встречался с ними на одной из подмосковных дач. Всё путешествие Шульгина ОГПУ умело отрежиссировало и поставило в духе "опасности и приключений". При этом Шульгин показал себя очень смелым человеком, ведь он и понятия не имел, что все опасности были инсценированы.

Вернувшись за кордон, Шульгин заявил: "Я убедился, что русский народ жив и не собирается умирать... Всё что "Трестом" было обещено, выполнено, это хорошо организованный и точно функционирующий механизм". Шульгин написал книгу, в которой описал своё путешествие и даже побеспокоился о том, чтобы её публикация не навредила "Тресту".

Больше того, Шульгин прислал рукопись книги в "Трест" для просмотра с приложением письма: "Отчёт мой может вызвать шум. Не испугаются ли шума давшие согласие и не смогут ли они, ссылаясь на поднявшуюся шумиху, взять своё согласие обратно? Быть может придётся ознакомить их предварительно с отчётом и, так сказать, спросить, не считают ли они отчёт непозволительной, с их точки зрения, сенсацией". 

Руководители ОГПУ Дзержинский и Менжинский с интересом прочитали рукопись Шульгина, дали добро и с некоторыми замечаниями отправили её автору обратно за рубеж. Свою книгу Шульгин назвал "Три столицы". Она содержит много выпадов против Советской власти, но в то же время объективно утверждает, что народ бывшей Российской империи не погибает в разорении и духовной деградации и не помышляет о реставрации царизма и в большинстве поддерживает Советскую власть.

Шульгин писал: "Когда я шел туда, у меня не было Родины. Сейчас она у меня есть". Книга стала сенсацией и она в какой то степени помогла утвердить пошатнувшиеся позиции "Треста" вплоть до 1927 года, когда из - за предательства сотрудника ОГПУ Калибана - Оперпута - Стауница 14 апреля 1927 органам ОГПУ эту операцию пришлось срочно свернуть и одновременно арестовать в Москве и на переферии всех членов "Треста" - настоящих контрреволюционеров и заговорщиков.

Ошеломлённый огромным масштабом провалов, барон Врангель был даже вынужден признать: "Попались на удочку ОГПУ почти все организации, огромное количество политических деятелей чувствуют, что у них рыльце в пушку, что углубление вопроса обнаружит их глупую роль".

      PS

В 1930 году ОГПУ добралось и до генерала Кутепова, который после смерти барона Врангеля с апреля 1928 года стал председателем РОВС. Работниками ОГПУ в Париже 26 января 1930 года Александр Кутепов был похищен. Он умер от сердечного приступв на советском судне по пути в Новороссийск.

У есть имеется интересное свидетельство того далёкого времени: журнал ЗИФ (Иллюстрированный ежемесячник 30 дней) №3 за 1930 год. В этом журнале на странице 85 в самом низу, в правой колонке раздела "За границей" под фотографией генерала Кутепова помещена скромная и короткая заметка:

"Исчезновение в Париже белогвардейского генерала Кутепова послужило поводом неистовой травли советских органов во Франции. Есть основания думать, что похищение Кутепова было произведено английской контрразведкой "Интеллидженс Сервис" с целью добиться разрыва франко - советских отношений и тем самым усилить позиции сторонников разрыва и англо - советских отношений".

Вот так ОГПУ СССР развернуло "оглобли" и метод этот применяется до сих пор.