Сказки абхазского дворика. 4. И было утро

Алена Кейдюк
Рассказ Леона. День третий. О юности и старости.

Третья и последняя наша встреча с мудрым старейшиной Давидом мало чем отличалась от двух предыдущих: всё также приветливо  встретил гостей хозяин, всё также оказал гостеприимство, но совершенно иным был дух, витавший над нами! В полной мере ощутил я разницу в настроении моих напружиненных друзей, едва преступивших жизненный порог, и тем, кто давно шагнул в будущее, стремительно превращающееся в прошлое, старейшиной Давидом. Хозяин дома спокойно и, кажется, равнодушно вглядывался в наши лица, отдыхая от крутого подъёма по дороге жизни, в конце которой усталый путник, достойный покоя, ненадолго присел. Остановился, чтобы напутствовать и ободрить нас, едва одолевших первую ступень лестницы, ведущей вверх! Напутствовать нас -- Леона, Ахру, Апсила и Апсуа', чтобы не повернули мы вспять. Старик знал, что мир -- это лестница: один поднимается, другой спускается. Сам видел: тех, кто упорно преодолевает подъём, гораздо меньше, чем тех, кто быстрым шагом сбегает вниз по лестнице, ведущей вверх. Широка эта лестница, вместительна, однако, ближе к небесам -- малолюдна и нет на ней встречного потока: кто преодолел тяготы, совершив восхождение, тот обратно не поворачивает!

Что же приготовил нам, беспокойным искателям истины, мудрец? Что важного предстоит нам услышать? За что мы будем признательны мудрецу, восходя всё выше и выше!? И вот старик заговорил!
- Молодость -- время отваги, старость -- время размышлений! Но этим я не сказал вам ничего нового! Скорее, выразил вслух свои мысли, поскольку , по нынешним временам, юноши, ищущие мудрость у старика -- редкость.
- Истинные знания имеет лишь тот, кто спрашивает!- ответил я, преклонив голову перед величием разума пожилого мужчины.
- Сегодня, в нашу последнюю встречу, я расскажу вам о главном, что было до меня и будет после вас. Слушайте.

Давидова притча.
Княжил некогда на земле нашей бесценной мудрый правитель. Много добрых дел сотворил он для народа и, кажется, поймал птицу счастья ласточку за хвост! Но нет! Подстерегла его беда!
Все наши проблемы от глупых и жадных князей! Затаили они чёрную  зависть и напустили злобу на Доброкнязя, чтобы поразить , наслать на него болезни смертельные!
Но всё случилось гораздо хуже: заговорённый народной любовью князь оставался цел и невредим, а дети его -- семнадцатилетний сын и пятнадцатилетняя дочь -- в одночасье занемогли. Смертельный недуг  поразил любимых детей вдового князя, ещё не оправившегося после смерти княгини. Чувствует Доброкнязь, как земля уходит из- под ног, совсем ослабел, дела забросил!
Прознал про то народ его. Посоветовались и решили: надо помочь. Приходят скопом к князю своему почитаемому и самый старейший вещает:" Беда твоя велика, но поправить её можно. Позволь помочь тебе словом и делом!"- на том и порешили.
И тогда сына его, Доброкняжича, забрали на горные пастбища пастухи, а для любимой дочери всем народом возвели высоко в горах, всего за пятьдесят лун и солнц, дворец невиданный из ливанского кедра, эвкалипта и столетних дубов. Дворец -- с числом комнат по числу дней в году! И должна была княжеская дочь послушно дневать и ночевать в каждой комнате лишь по одному разу.
Целый год горевал князь, влача одинокие дни вдовца и несчастного отца, в думах, сомнениях и ожидании.
А ровно через год и два дня воротились в отцовский дом здоровые дети! Оказалось, что послушный сын Доброкнязя жил и трудился простым пастухом, питался сыром и лепёшками, а лечился тем, что старый пастух кидал в козье молоко раскалённый на огне костра белый камень, а Доброкняжичь, обжигаясь, пил пенящееся и шипящее молоко, стоя под ночным, сияющим звёздами небом, спал , закутавшись в бурку, на тёплом кострище: земля долго хранит тепло костра! Так земля согревала юношу, делясь с ним силою своею.

А дворец? Что дворец! Люди говорят, что дом, сооружённый для дочери князя благодарным народом, жив по сей день и находится в горах на прежнем месте. Местность, правда не узнать: обросла кустами и деревьями, сокрыв от лихих глаз удивительную постройку. Но два-три человека своими глазами видели дворец ещё тогда, когда был в нём потайной монастырь... Давно это было.
Может, доведётся и вам забрести в те места, открытые чистым душам. Так вы ничего не нарушайте: святые это места.
А княжичь стал князем Апсилом. Сплотив народ, не желавший зависеть от Ватикана, призвал он апсанов к строительству оборонительного бастиона, отделяющего Апсанию, соблюдающих заветы предков, от отступников: соседние царства одно за другим принимали христианство. Начинались религиозные войны и веяния, худшим из которых было монофизитство...

Персия приступила к захвату земель! Потому и была воздвигнута Великая апсанская стена! А что! Опыт единения у народа был, камня и деревьев в горах много! Так, на пределе сил, при жизни одного поколения построили мы защитную стену, ремонтируя и достраивая её десятилетиями.

А потом пришли арабы. Полководец Мервал прошёл по всему Закавказью! К тому времени Доброкняжича, князя Апсила, уже не было... сыновей он не оставил! Вот и шли арабы, стирая с лица земли города, пока не были разбиты царём Леоном Первым, славным основателем династии Леонидов. Позднее сын достославного царя сделал для нашего народа дела великие: порвал зависимость от Византии, постепенно вернул захваченные земли. Но вечного мира не бывает: государство, созданное Леонидами, погибло в пятнадцатом веке окончательно. От былой славы только и сохранились руины Великой Стены, бастиона, третьего в мире по протяжённости -- после Китайской и Иранской.

Некие книжники доказывают, что стену нашу строили в шестом веке персы... Не думаю! Поскольку нет ничего глупее, чем строить бастионы на чужих землях! Они и свою-то, Великую Горганскую, строили четыре века... Сто девяносто пять метров "красной змеи"-- защита персов от белых гуннов! А от кого персам защищаться на нашей земле! Завоевателю никакие стены не помогут!
Считаю, что Великая Апсанская стена -- реальное подтверждение единства нашего народа, его любви к земле своих предков!

Старик молчаливо оглядел юношей, обдумывая следующий шаг, подбирая нужные слова.

- Ответьте мне, с чем пришли вы сегодня, чем порадуете мой слух и душу?
И тогда я первым произнёс избранную пословицу:" Совести и чести не нужны свидетели!"
- Вторым заговорил Апсил:"Чем ружьё труса, лучше палка храбреца!"
- Третьим вступил в разговор Ахра:"Жизнь потеряй, а честь сохраняй!"
- Последнюю пословицу озвучил Апсуа':"Правда -- высшая власть!"

- Верно, дети мои! Не та правда, что князь твердит, а та, что народ говорит! Я доволен вашим выбором, который есть живое подтверждение истины:" Аламыс сильнее смерти! Сегодня он всё ещё жив, поскольку правда и совесть ходят на длинных ногах!

Поскольку вы сегодня всё сказали также и  о героизме, я лишь дополню сказанное словами забытого героя:"Армия баранов под предводительством льва всегда победит армию львов под руководством барана!"- помните это.

- Старик! Но у нас есть вопросы по войне скартвелов-захватчиков с нашим народом! Ты был свидетелем! Ответь, мудрейший!
- Эти вопросы задайте матерям. Они носят ответы в окровавленных душах. Я же скажу вот что: уже тогда, в годы этой беды, я был стар и потому не мог быть обузой молодым воинам в бою! С тремя верными друзьями приходил я на ещё дымящееся от битвы поле боя, чтобы отделить мёртвых от живых, определить тех и других по месту. Прикладываясь ухом к сердцу, каждый из нас пытался отделить раненых от убиенных! Знайте же! У апсана за пазухой было либо пусто, либо кусок мамалыги в тряпице. У скартвела -- золото. Мы не были мародёрами, мы складывали награбленное в ведёрко, чтобы затем передать в нужные руки: апсаны покупали оружие, которого в начале войны не было! Не было и золота: женщины наши без сожаления пожертвовали драгоценности на закупку автоматов. Танки и пушки наши герои отбили у скартвелов.
Об остальном спросите матерей. Я же напоследок поделюсь мыслями о вечном.

Недавно повсеместно говорили:"В здоровом теле -- здоровый дух!" Неверно говорили! А надо бы так:" В здоровой душе -- здоровый дух!"-- животворящий и жизнесозидающий. Так вот! Этот самый "утверждающий" дух никак не соприкасается с телом. Он соприкасается с душой, поскольку живёт в ней!  Дух -- это алтарь души. Потеря души -- это потеря жизни, тогда как потеря духа не есть потеря жизни. Потому рядом с вами проживает множество бездуховных, вполне собой довольных людей.
Я встревожен бездуховностью. Она -- причина наших бед.
Дух -- это не просто душа, это есть то, что делает душу душой. Следовательно, дух -- это сверхдуша! Сверхжизнь! Это не только алтарь, это -- стена.

Оберегайте и спасайте свои души, укрепляйте дух! Ибо сильнее духа силы нет! Мы потому всегда побеждаем в сражениях с врагами земли нашей... потому, что враги сталкиваются не просто с противником, а с тем, кто превосходит силой духа! И помните: последнее слово всегда остаётся за народом, сильным духом и совестливым душой. Где есть единение, там будет и победа-аиааира.

Друзья мои энергично встали, я тоже явно выразил намерение попрощаться, благодарно приняв напутствие.
- Желаю вам, молодые, жить без войны, под чистым небом, на спокойной земле, в любви, радости и счастье. Идите, живите и помните:" Молодость --время отваги... но, если упал в грязь, то обязательно запачкаешься!"

И было утро. Утро нового дня. Летняя ночь короткая: тьма незаметно поредела и рассеялась. Солнечные блики уверенно пробили густую листву, изгоняя тени. Наступило время жить.