Шалости среднего возраста. 9. И снова в Клайпеде

Юрий Рязанцев
 Предыдущая: http://proza.ru/2021/01/30/1379


     Придя в себя после двух несчастий подряд, я решил, что буду жить дальше весело и беззаботно, никого не обижая и ни на кого не обижаясь.
 
     Поэтому летом 1990 года я снова отправился в Клайпеду, где меня ждали с огромным нетерпением. Там в перерывах между шахматными партиями с Николаем Ивановичем, я на пароме отплывал на Куршскую косу загорать и купаться в Балтийском море. И всегда один. Потому что Коле она надоела.

     Посещал я и Палангу, что недалеко от Клайпеды. На этом курорте находились парк и дворец, принадлежавшие когда-то графу Паскевичу, герою войны 1812 года. А в советское время там расположился Музей янтаря.
 
     Гуляя по парку, я случайно побеседовал с великим артистом Донатасом Банионисом. У нас состоялся странный разговор. Я протянул ему газету «Советская Клайпеда» за 1988 год, где опубликовали моё стихотворение «Деревенский мост»:

«На окраине деревни,
Молчалив и прост,
Жил да был сосновый, древний
Работяга-мост.

По нему носили вёдра,
Шли на сенокос,
И ему считали рёбра
Тысячи колёс.

Жил да был. Устал, наверно,
Жил он на износ…
Возвели у нас в деревне
Из бетона мост!

А сосновый, кончив дело,
В печках стал огнём…
Ну а речка? Обмелела,
Думая о нём».

     Стихотворение было напечатано на русском и литовском языках.

     И великий Банионис, прочитав его, сказал:

- Я бы включил ваш «Мост» в программу своих выступлений, но теперь это невозможно. И я ни с кем не встречаюсь. И вы, пожалуйста, не пишите мне. Всё равно не отвечу.

     И зашагал дальше по тропинке среди мраморных статуй, подарив мне на прощание свою грустно-привлекательную улыбку.

     Я ничего не понял. Сплошная недосказанность!

     Были и другие встречи в то время.
 
     Ещё пару лет назад, так как мне надоело быть «нехристем», я попросил Колю стать моим крёстным, потому что в Москве всё ещё царила антирелигиозная пропаганда, и Библия находилась под запретом.
 
     Николай Иванович согласился. Моё крещение произошло в небольшой русской церкви неподалёку от железнодорожного вокзала Клайпеды.

     Разумеется, мы отметили это событие в кругу друзей-фронтовиков Коли. Один из гостей спросил меня:

- Скажи, москвич, кто по твоему мнению, должен сейчас руководить СССР?

     Я пожал плечами:

- Разумеется, человек, уважаемый во всём мире. Такой, как Солженицын, например. Или же священник с Соловецких островов…

     В ответ услышал смех:

- Ничего подобного! Чтобы СССР не распался, а потом и Россия, нам нужен Дзержинский или Берия. Не пряник, а кнут! Концлагеря и психушки!
 
     И все гости его поддержали. И мой крёстный тоже, потому что ненавидел литовцев, называя их открыто мерзавцами, бездельниками и фашистами.

     Харита, наклонившись ко мне, прошептала:

- Не спорь ты с ними. Они же все контуженные!

     Потом, когда гости разошлись, добавила достаточно громко, чтобы Коля услышал:

- Он доиграется со своим поганым языком! Я сотни раз говорила ему: «Если тебе не нравятся литовцы, а они очень злопамятны, давай уедем отсюда. Хочешь, к тебе на родину в Смоленск или ко мне в родной Сибай». А он ни в какую!

     И Коля подтвердил из соседней комнаты:

- К башкирам – ни за что не поеду! И к себе на родину не хочу. Там сплошная нищета, а я море люблю. Просить милостыню у государства не намерен. Чтобы потом не было мучительно стыдно и «больно за бесцельно прожитые годы». А в Литве я всё заработал себе сам. И могу показать России кукиш.

     Вот и пойми его!

     Мне литовцы очень даже нравились. Несмотря ни на что, они сумели сохранить свою самобытность, здравомыслие и веру в Бога.
 
     Однажды наш сосед по лестничной клетке – литовец – пригласил меня к себе в гости на хутор. Его ферма поставляла продукты в город. А нам, как соседям, они  доставлялись по заниженной цене.

     Я с радостью принял приглашение и с любопытством отправился к нему на ферму. Там встретила у входа в «господский дом» хозяйка в национальном костюме и с подносом в руках, а на нём стояла пузатая глиняная кружка с домашним пивом. За то, что я с удовольствием выпил залпом пиво, не пролив ни капли, она крепко поцеловала меня в губы.

     Не скажу, чтобы это показалось мне неприятно, но рядом стоял её муж! Однако он успокоил меня:

- Так у нас принято встречать самых дорогих гостей!

     После воистину великолепного обеда меня познакомили со всеми коровами, овцами, поросятами, домашней птицей, сыроваренным производством и трактором, стоявшем на широком поле.

     Во всех подсобных помещениях работало электрическое оборудование. Всё мило, чисто и аккуратно, как будто там жили люди, а не скот. И всё это хозяйство тащила на себе одна семья из шести человек.

     Вот бы нашему крестьянству полюбоваться на это! Может быть, чему-нибудь и научилось бы.


Следующая: http://proza.ru/2021/01/14/1344