Размышления человека, такого, как и вы сами - 18

Эдуард Ратников
ЧАСТЬ ВОСЕМНАДЦАТАЯ

ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО О САМОМ СЕБЕ И О МОЕЙ ЖИЗНИ

Продолжение ТЕМЫ о своей личной ЖИЗНИ,  после ухода ИРИНЫ к ЮРЕ.
На фото я со своей второй женой ЛИЛИЕЙ, мы на кухне нашей новой квартиры после слома дома, в котором мы с ней жили так недолго.
Между тем.
Я продолжал ездить летом в лагерь. И вообще углубился в общественную работу, особенно с членством в Совете кафе «СИНЯЯ ПТИЦА». Однажды там был как бы закрытый вечер для работников райкома комсомола. Совершенно точно было четвёртое января 1972 года, я сдавал экзамены в институте, и вот удачно сдав один из них, я решил - надо поехать в кафе на радостях сдачи, а так же и на горестях того, что совсем недавно ко мне не приехала девушка, которую, как мне казалось, я искренне люблю. Мне очень был нужен её приезд именно на этот Новый год, так как друзья у меня оставались старые и общие, вот и ИРА с ЮРКОЙ будут там, а я уже три года до сих пор, как бы один, но в этот раз у меня будет моя подруга.

Звали эту молодую девушку ЕЛЕНОЙ, и это, конечно, НЕ та ЕЛЕНА, которая «ЛЕНЬ» моя жена сейчас.
Лена того времени жила в РЫБИНСКЕ, где мы каждый год проводили испытания машин, и знакомы мы были уже два года. И она даже ещё в техникуме училась, но приезжала ко мне в МОСКВУ летом, и вот я стопроцентно договорился насчёт Нового года. Ей было ещё всего ВОСЕМНАДЦАТЬ лет, но мне доверяли её родители, да и мы сами всё понимали без них. Буквально перед самым Новым годом она позвонила и сказала, что НЕ приедет. Я звоню, хочу узнать причину, она - НЕ приеду и всё.
ТОЧКА.

Посудите сами, если жена так уходит: я ухожу и ТОЧКА, то девочка в таком возрасте - вопрос понятен даже МНЕ. Тогда таких Новогодних каникул на целую неделю не было, второго числа все на работу.
А РОЖДЕСТВО??? Спросите вы.
Да, его не то что праздновать, произносить такое было НЕЛЬЗЯ, а если честно, то никто и не знал, когда оно празднуется.
Вот я, убитый горем вхожу в КАФЕ, я же ЧЛЕН совета, мне всегда можно, там специальный столик в углу при входе, более того, ребята из опер. отряда, которые отвечают за порядок, мне докладывают, как старшему по званию:
- Ты знаешь, здесь на вечере такая деваха, что мы такой никогда не видели, вон она танцует с тем парнем.
Смотрю и вижу, но только со спины, и видны её совершенно прямые черные волосы аж до пояса, ну и всё остальное вполне модельное, а главное, рост не очень большой, сам я не вышел, всего 1,70 м, а это хотя и совершенно средний рост и всё, что выпускается для людей, именно под этот размерчик СДЕЛАНО. Но многие уже выше среднего вымахали.

Что же, хочется посмотреть, а как у неё хотя бы АНФАС выглядит, ИНТЕРЕСНО ЖЕ, при таких волосах, а это уже не шутка, до пояса и такие прямые. Вот она пошла, села за столик и опять спиной ко мне. Надо что-то делать, надо самому её что ли пригласить на танец. Набираюсь храбрости, встаю и иду к ней. Свет в кафе приглушенный, и только там, где танцуют, прожектора на потолке. На сцене МАКАРЕВИЧ, совершенно молодой, но уже начинающий кумир СОВЕТСКОЙ молодёжи.  «БИТЛЫ» - они АНГЛИЙСКИЕ, и уже по всему МИРУ кумиры, а эти, наши, только начинают, и тоже очень КРУТО.
ПОДОШЁЛ.
И  главное, она не отказалась и пошла, танец был медленный, пришлось приблизиться и обнять, зрение ещё хорошее и даже близко видно, действительно очень хороша, что-то среднее между СОФИЕЙ РОТАРУ и НАТАЛЬЕЙ ВАРЛЕЙ, но не то что похожа, а просто ещё ЛУЧШЕ, и это без всяких преувеличений.
Вот чем я не страдал, то это тем, а куда, мол, тебе до такой, что там потом - это ладно, но вот при знакомстве я вызывал доверие, причём не только у девушек, а всегда и везде мог о многом договориться и решить необходимые вопросы именно по работе.
Протанцевав один танец, мы продолжили второй, и скорее всего и третий, просто за её столиком уже обратили внимание на такое ХАМСТВО со стороны не пойми кого. Я же рассказал ей о себе и даже почему я здесь, одним словом, я договорился (а она была с подругой НАДЕЙ), что я их провожу до дома, подруга была школьная, следовательно, живут рядом. А вот мне оказалось совсем не рядом - их СЕРЕБРЯНЫЙ бор - это совсем другой конец, никакого метро там ещё не было.

Далее события развивались СТРЕМИТЕЛЬНО.
Я пошёл на хитрость, предложив ей встречаться ЕЖЕДНЕВНО, и тогда можно за месяц пройти путь, что у других занимает ГОД. Она согласилась с этой авантюрой и ровно через месяц, 4 февраля, после лыжной прогулки, она позвонила отцу и он привёз ей паспорт. Прямо в метро на станции «БЕЛОРУССКАЯ», и вот я впервые увидел КИРИЛЛОВИЧА, её отца, мы поздоровались, он отдал ей паспорт, и мы пошли и подали заявку на РЕГИСТРАЦИЮ брака. Потом наши родители собрались уже в нашей, то есть, по праву бабушкиной комнате, и мы решали вопрос, как проводить свадьбу, которая должна состояться опять же ровно через месяц, 4-го марта 1972  года.

Примечателен оказался наш размах для этого события. Выяснилось, что все рестораны независимо от их расположения имеют практически одинаковые расценки, это же СОЦИОЛИЗМ в действии. Большинство населения просто полные лохи, и не только в этом вопросе, и когда мы случайно узнали что разницы нет, то мы прямо пошли в «ИНТУРИСТ», что на ул. ГОРЬКОГО, а теперь на Тверской, и заказали небольшой зал для таких мероприятий, но это ещё не всё из случайного.
Совсем УБИЙСТВЕННЫМ стало то, что я на ЗИЛе уже успел так себя проявить, что мне позволили оплатить (причём чисто формальную сумму) и получить на весь день автомобиль, естественно, с водителем. Но и это, как говорится, «колёса», главная фишка в том, что это был «ЗИЛ-111», а это правительственная машина, только для членов ЦК партии, единственное отличие - на номере было «ПРОБА», и всё.
Мы на этой машине объехали всю МОСКВУ, все постовые по дороге нам отдавали честь, оказалось, так положено по инструкции ГАИ. Началом нашего движения был наш деревянный дом на Четвёртой МЕЩАНСКОЙ, и появление там такой машины в то время вызвало ШОК у жителей, но зато подъехав к «ИНТУРИСТУ» мы увидели совершенно нескрываемый интерес буквально всех мимо проходящих, да и у самих сотрудников ресторана открылись рты от удивления.

Свадьба прошла очень удачно, все были довольны настолько, что через два года всё повторилось. И зал ресторана тот же, но уже с моей сестрой НАТАШЕЙ. Правда, на её свадьбу я смог оформить машину пониже рангом, но легендарную не меньше этой «Сто одиннадцатой», для неё я получил «ЗИЛ-118» - микроавтобус. Честь милиционеров этому автобусу не положена, но эта машина - призёр международной выставки в ПАРИЖЕ, весь МИР не мог поверить, что в СССР сделали такую машину. Её хотели купить все и сразу, и в большом количестве, откуда им, «ГЛУПЫМ» иностранцам было знать, что такие машины, что моя - правительственная, что сестры – из сопровождения, сделаны штучно буквально на КОЛЕНКЕ мастерами экспериментального цеха, в котором я работал слесарем четвёртого разряда. Но делал я то, что ни руководство, ни я сам в другом месте и в другое время просто не смогли бы сделать. Просто здесь всё совпало, и поэтому всё и произошло.

Не успели мы всё это совершить, как буквально сразу вдруг выясняется, что наш деревянный дом мешает строительству трансформаторной подстанции, и нас срочно сносят. Лиля уже беременная, и нас хотят вселить в коммуналку в одну комнату, да ещё к чёрту на рога - в МЕДВЕДКОВО, как просто двоих человек без всякого РЕБЁНКА.
Росгвардии, которая теперь СОЗДАНА по просьбе народа, тогда ещё не было, и выселять нас двоих в ту комнату в Медведково или на улицу было НЕКОМУ, вот и пришлось государству дать нам однокомнатную квартиру уже прямо летом этого года до рождения сына.
А осенью уже как и намечалось родился РОДИОН, наш первый сын, так что теперь нам государство просто стало обязано дать эту квартиру без всяких наших ПРОТЕСТОВ и убеждений тех, кто сидит НАВЕРХУ.
Хорошо, что гвардию не успели создать, опять ПОВЕЗЛО.

Теперь опять на два шага назад, незадолго до всего этого повествования про вторую женитьбу, у меня возникла проблема с учёбой. Дело в том, что я учился на вечернем отделении в МАДИ на факультете конструирования АВТОМОБИЛЕЙ и ТРАКТОРОВ, а работал я по-прежнему в проектном институте по СТРОИТЕЛЬСТВУ ДОМОВ.
После третьего курса меня вызвали в ДЕКАНАТ и сказали: - «А, батенька, вы проектируете не автомобили, а панели домов». С чего и началась вся эта большая история про ЗИЛ в моей жизни.
Вспоминая себя на ЗИЛе - Почему ЗИЛ, начало?
Итак, раз уж  на меня нахлынули воспоминания о моей работе на  заводе ЗИЛ, то помимо обещанного рассказа о переоборудовании  инженерных помещений, есть смысл рассказать, как я очутился на заводе вообще.
Если честно, то я совершенно не предвидел, что когда-то могу перейти работать на любой завод, и на ЗИЛ в том числе.
Вот уже почти десять лет прошло после окончания школы, вычеркнув три года службы в армии, я семь лет исправно тружусь в проектном институте МНИИТЭП (Московский научно-исследовательский  институт типового и экспериментального проектирования).
В 1963 году я пришёл туда работать на должность чертёжника. А кем  я мог быть сразу после школы?
Вот именно, учеником чертёжника - самое большое, на что я был способен, и это ещё хорошо, что школа у меня была с неким уклоном в этом направлении.
Но даже этим чертёжником я проработал недолго - всего год. Пошёл отдавать свой гражданский ДОЛГ стране. Правда, перед отдачей  долга я успел поступить на вечерний факультет в МАДИ (Московский автомобильно-дорожный институт), но об этой приятной и полезной новости я узнал только из первого письма, которое получил уже на месте службы.
Отдав сполна долг Родине, через три года я опять вернулся в институт продолжать работать и учиться. А также я приступил к занятиям на первом курсе в учебном институте МАДИ. Учась и работая, я стал продвигаться по служебной лестнице в МНИИТЭПе, и вот я уже дорос до должности  «старший техник - проектировщик по жилым панельным домам». Параллельно продолжаю учиться на конструктора АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАКТОРОВ. Вроде всё вполне приемлемо для учёбы на любого инженера: чертёжная доска; правда, рейка вместо кульмана, но карандаш, логарифмическая линейка - совершенно одинаковые, что у проектировщика домов, что у конструктора тракторов.  Ан, нет,  кому-то там, в министерстве образования, неймётся, всё мне норовит напортить. И вот после третьего курса вызывают в деканат. Заметьте, я учился на вечернем отделении, это действительно факт, против которого как бы не возразишь.
Так вот, вызывают и спрашивают: «ВЫ ГДЕ РАБОТАЕТЕ?» «Я работаю техником - проектировщиком. Черчу чертежи на ватмане карандашом по линейке». «ХОРОШО, - говорят они, - карандаш и линейка - это хорошо. А что это за чертежи?» «Конструкции панелей». «Каких панелей?» «Для жилых панельных домов». «А мы на кого вас учим? На конструктора АВТОМОБИЛЕЙ, а не ДОМОВ». «Извольте работать по специальности или переходите в учебный институт по профилю своей работы».
Работа мне нравилась, меня уже все знали и даже ценили где-то. Я от райкома комсомола ГлавАПУ был членом совета кафе «СИНЯЯ ПТИЦА», а это совсем не хухры-мухры для того времени. Решил попробовать сходить в МИСИ на переговоры, там - точно мой  профиль работы. В тамошнем деканате выслушали меня и сказали: «Давай переходи, только тебе придётся досдать всё то, чему учим мы и не учат у вас там в МАДИ. А там оказалось - будь здоров сколько набралось - одна геодезия чего СТОИТ. Вот опять современная молодёжь подумает неправильно. Стоит это совсем не в рублях.  Раньше деньги, конечно, брали, но лично мне и очень многим, как я, даже мысль о деньгах не пришла бы в голову в тот момент. Пришлось задуматься всерьёз. Если о существовании МИСИ я знал не понаслышке (рядом работали десятки сотрудников из этого МИСИ), то об автомобильных заводах я не то что не слышал, но даже и не знал,  где они расположены в Москве.

Конечно, как коренной МОСКВИЧ, я знал, что есть станция метро «АВТОЗАВОДСКАЯ» и, естественно, наверное, там и есть такой завод.
Приехав на «Автозаводскую» я, к своему удивлению, не увидел ворот  на этот АВТОЗАВОД. Пришлось, как приезжему из Туркменистана останавливать первого прохожего, попавшегося мне на пути и задавать вопрос, а  где здесь, собственно говоря, ЗИЛ. Совершенно искренне он посмотрел на меня как на сумасшедшего: неужели есть такие люди, которые не  знают где ЗИЛ?

Небольшое отступление. Буквально вчера, 2 июня 2013 года, мы с женой Ленью (так её величаю я) по случаю хорошей погоды ходили гулять в самый центр нашей столицы. И вот в Александровском садике, находясь чуть дальше от ворот в сад, практически у Вечного огня,  мы увидели идущих прямо на нас мужчину  и женщину вполне городской наружности, с включенным планшетом в руках.  На мониторе  светилась карта Москвы. Подойдя к нам,  они с отчаянием в голосе обратились к нам как к спасителям: «Будьте так любезны, подскажите, как нам  пройти на Красную площадь?»
Мы, естественно, оторопели, и тут я сразу вспомнил, как я на «Автозаводской» спрашивал, где находится ЗИЛ.    ( Не для москвичей скажу, что и  они, и мы стояли буквально в десятке шагов от Красной площади. И  для    нас такой вопрос был крайнее удивителен, хотя и любому и нам понятно, что ничего странного в их незнании нет. Как им понять, где эта столь известная всем  большая КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ, если её не видно, даже если находишься  в десяти метрах  от неё).
Оказалось, до ЗИЛа, а тем более до отдела кадров ЗИЛа точно так же надо ещё ехать на троллейбусе несколько остановок.
В то время у всех были единые проездные и, естественно, у меня    тоже. Я сел в троллейбус и проехал четыре остановки, как сказали, и вышел прямо напротив этого самого отдела кадров ЗИЛа. Оказалось - это трёхэтажное здание длиной метров сорок.
И это только отдел КАДРОВ завода. «Каков же сам завод?» - подумал я,  когда практически у многих предприятий отдел кадров один-два человека и всё.
Войдя в комнату к тем, к кому надо, я рассказал всю свою историю, и они даже обрадовались, что я хочу работать именно на ЗИЛе.

«Нам нужны ВСЕ, кто бы не пришёл, и в первую очередь, конечно, на главный КОНВЕЙЕР». Но там же три смены. Это знал даже я, именно так работают, когда стране нужны АВТОМОБИЛИ. «Так у нас везде три смены», - сказали они. «А как же я буду учиться при трёх сменах? - спросил я. Этот вопрос озадачил даже их. Подумав немного, они сказали, что у них есть только один цех, где работают в одну смену, но именно в этот цех как раз никто не нужен, и они даже туда никого не распределяют.

Я собрался уходить, и видимо, войдя в моё положение, мне предложили: – «Давайте, мы вам выпишем пропуск, и вы сами  пойдёте в этот экспериментальный цех». Благо, он прямо через дорогу от них. Правда, вход тогда ещё был сбоку, но все равно пешком дойти можно легко.
И вот я получил временный пропуск и попал на завод.
Когда я пришёл в отдел кадров экспериментального цеха, меня также выслушали и сказали точно то же самое, что и в том большом отделе кадров. Правда, меня опять же на всякий случай послали к зам. начальника цеха ПАРАДАШВИЛИ Леониду Ивановичу, а вдруг ему такой как я нужен лично (он зам нач. цеха и как раз курирует Бюро развития цеха), а там работали  сотрудники  с  моим  профилем  работы  в МНИИТЭПЕ, и я вполне мог пригодиться.
В третий раз пересказав всю свою историю, я, конечно, растрогал ПАРАДАШВИЛИ, но даже это обстоятельство не могло склонить его   в мою сторону, поскольку у него не было свободной должности проектировщика на данный момент.

В конце беседы он «вытеp слёзы», и сказал: «Ладно, я взять не могу, но у  нас есть один молодой и слишком энергичный начальник бюро ДВУХОСНЫХ автомобилей, так вот он, сам бывший активный комсомолец, а теперь и начальник такой же. Он, собрал у себя всю молодёжь цеха, давай, сходи к нему, вдруг ты ему нужен». Оказалось, идти надо очень сложным путём по коридорам и проходам цеха, пришлось десять раз спросить, пока я прошёл в пристройку к МАЗЕПЕ Владимиру Григорьевичу.
И вот я в четвертый раз за последние несколько часов рассказываю   всю свою историю. МАЗЕПА слушает внимательно и о чем-то одновременно думает. «Видишь ли, в чем дело, - сказал он. - Я готов тебя взять. У нас вообще намечается большая перестройка в буквальном смысле этого слова, и такой как ты, со знаниями проектирования, нам бы очень пригодился. Вся беда в том, что ты     уже старший техник, а у меня кроме слесаря должности нет. Конечно, ты  не будешь работать слесарем, а вместе с нашими ребятами будешь участвовать в нашей грандиозной реконструкции вот этого огромного помещения, в котором мы с тобой сидим на данный момент».
Я огляделся вокруг, и действительно мы сидели в огромной комнате, уставленной письменными столами как в читальном зале  ЛЕНИНКИ, размером где-то двенадцать на восемнадцать метров, с окнами на обе стороны по длине помещения, и выходящими  прямо   на крышу экспериментального цеха с обеих сторон.
Но самыми запоминающимися и бросающимися в глаза при осмотре комнаты оказались две торцевых стены. Эти две стены были из  шкафов, сплошняком состоящих из дверей от самого первого холодильника ЗИС, который начали выпускать в пятидесятые годы. Именно тогда в ручке этого холодильника был ещё встроен замок с ключом.

(Вы, естественно, не поняли, зачем холодильнику КЛЮЧ?
Так вот, ответ совершенно простой. В те, пятидесятые годы прошлого столетия, практически ни у кого не было отдельных квартир, и, естественно, холодильники многим приходилось ставить на общую кухню или коридор. Точно такой холодильник с ключом был у нас дома в коммуналке, но моя мама такую красоту умудрилась втиснуть в нашу комнату. Вы просто не поверите, но сегодня 2013 год, и этот холодильник (год выпуска – 1953), ровно шестьдесят лет холодит, ни  на день не выключаясь и ни разу не ремонтируясь за все эти годы.)

«Вот видишь, - продолжал Мазепа, - в этом помещении  располагаются сразу три бюро, наше и ещё два совсем самостоятельные от нас. Я не знаю как, но хотелось бы иметь разные помещения для них и для нас.
Ну как, хочешь заняться этой работой?
Ты проектируешь, а наши ребята тебе помогают осуществить всё, что ты напроектируешь».
То, что МАЗЕПА сразу мне понравился - это факт, для сравнения и понимания - он практически один в один –как ЛАНОВОЙ  или современный олигарх ПРОХОРОВ - точно такой же по всем внешним параметрам - худой, высокий, и даже внутренне такой же, только зовут МАЗЕПУ ВЛАДИМИРОМ, а не ВАСИЛИЕМ или МИХАИЛОМ.
Но самое главное, такой же целеустремлённый и чрезвычайно работоспособный.
Предложение МАЗЕПЫ было очень привлекательным -  проектировать то, что будут воплощать в жизнь (мало кому это удается). Конечно, это не дворцы СОВЕТОВ я строю, но зато своё, и ты один, и сам себе командир.
Мы договорились. В деньгах и должности я, конечно, потерял, но  при первой же возможности он обещал стараться компенсировать разницу  в окладах слесаря и старшего техника.


ПРОДОЛЖЕНИЕ – 19        http://proza.ru/2021/02/07/1916