Крыса

Юрий Шель
В 90-е годы я учился на заочном юрфаке. В то время был расцвет взяток. Без взятки экзамен сдать было почти невозможно. Многие работающие студенты с этим смирились и откладывали свою зарплату, чтобы выложить за экзамен 100-300 долларов. А зарплата у меня в ментовке была всего долларов 30, а точнее 1054 рубля. Пайковые 600 рублей в месяц не платили уже два года. Главное, что почти хватало на несколько пачек детского питания, и нам с женой на картошку. А больше ни на что не отложишь. Один ребенок у нас только родился, и жена была беременна вторым.

Мы жили отдельно от родителей. Это было отлично. Но зато в полной нищете. Таких нищих было тогда много, и мы себя неудачниками не чувствовали.  Мы даже могли купить раз в месяц одну шоколадку Аленка и банку дешевого кофе.

Второе высшее образование по закону было только платным. Папа потратил много нервов, чтобы убедить меня получить юридическое образование. Поэтому продал все акции своего завода синтетического каучука, где проработал много лет. И денег как раз хватило на эту учебу.

Я знал, что мне надеяться не на кого.  Только сам. Но этот экзамен был точно непроходной. Преподаватель - известный взяточник. В советское время он брал коньяком. Тариф был такой - шесть бутылок. Пять бутылок входило в его дипломат вертикально, и одна бутылка коньяка ложилась сверху.

В 90-е вольные годы он от жадности сошел с ума. Все, кто не сдавал ему экзамен, отчислялись из университета, и потом платили дополнительно снова за пропавшую оплату за годы учебы.

Виталий Владимирович обозначил тариф за свой экзамен 100 долларов, но даже эти 100 баксов считал благотворительностью. У него были и другие особенности. Красивых студенток он пошло зазывал в баню, а кто соглашался - так же жадно пользовал. Все студентки знали о его слабой потенции, привычку долго жать на соски молоденьких девушек, и пускать слюни.

И вот скоро экзамен. Ах, как мне нравился сам этот предмет! У меня было отличное первое гуманитарное образование, вся основа этого предмета была оттуда, и я был хорошо подготовлен.

В группе нас было 25 человек. В условленный день 23 человека покорно собрали по 100 долларов на взятку. Один военный был освобожден от «взноса». Потому что он водил своих солдат бесплатно таскать кирпич, месить раствор, когда другие работяги строили этому доценту дачу. Военный с обидой рассказывал, как преп покупал его солдатам на перекус одну палку колбасы, буханку хлеба, и на всех - пару бутылок минералки.

«Жадный он, жлоб ужасный», - жаловался он мне, а я в этот момент думал, что ты, майор, морально перед своими солдатами ничем не лучше.

К десяти утра я пришел на экзамен. Никого. Заглянул к нему на кафедру. Доцент нервно сдернул с носа очки с темными стеклами, и удивленно посмотрел на меня:

-Вы к кому?

Я растерялся. И, запинаясь, выдавил из себя:
-К Вам. У нас же сейчас экзамен!

Доцент удивился. Он смотрел уже зло и исподлобья.
-Проходите. Берите билет. Готовьтесь.

И он сам протянул мне билет. Я сел один в пустой аудитории. Доцент вышел и закрыл за собой дверь. Он как бы приглашал списывать, он добрый, потому что всегда давал такую возможность. Но…я уже из разговоров студентов знал, что будет потом.

Так вышло и в этот раз. Прошел час. Резко открылась дверь. Доцент протянул руку и сказал:
-Можно Ваш билет?

Я отдал. Он небрежно сбросил его на стол, как кидают игральную карту, и сразу дал мне другой билет:
-Отвечайте. Я Вас слушаю.

Я прочитал вслух вопросы. И начал отвечать без подготовки. Второй вопрос, третий.

Ему мало.

Первый дополнительный, второй, третий…

Тут я вижу, что он пишет в ведомость "хорошо", и потом медленно начинает заполнять графу своего предмета в зачетку. И тут я улыбнулся. Меня отпустило. До меня дошло осознание того, что я смог.

Он заметил. Какой же я был наивный дурачок. Перестав заполнять, доцент резко захлопнул зачетку и протянул мне ее:

-Вы не сдали экзамен. Придете через год. До свидания.

Я вышел из аудитории, шатаясь. Мне было плохо, как никогда. Ноги не шли. Он за мной тоже вышел, и обогнал меня по коридору. Ну, как же так? - я начал соображать. Я вернулся назад и открыл дверь. На столе по-прежнему лежала открытая ведомость. Я нашел свою фамилию и увидел напротив оценку: хорошо. Открыл свою зачетку. Была заполнена графа предмета и стояла его подпись. Оценки не было. Я догнал его в коридоре. И закричал:

-Вы же поставили в ведомость оценку. Поставьте в зачетку! Ну, пожалуйста.

Доцент повернулся ко мне, и ледяным тоном сказал:
- Встретимся через год. Свободен.

Я увидел перед собой дьявола.

Не смотря на отсутствие оценки в зачетке, я продолжил сдавать другие предметы.  Зашел после сессии в деканат. Узнал, что «хвостов» у меня нет. Ведомость закрыта, в ней оценка проставлена.

Так прошло полтора года. Перед госэкзаменами нас обязали сдать в деканат зачетки. Я подошел к декану, объяснил свою проблему,  и упросил, чтобы он сам, сверив с ведомостью, внес оценку в зачетку. Декан сочувственно посмотрел на меня, и расписался за доцента. Я подумал, что все закончилось. Но нет.

Когда я пришел на госэкзамен, у меня упало сердце. Этот доцент был председателем комиссии. Я знал. Студенты уже по 300 баксов с каждого на этот госэкзамен собрали… Без меня. И вот этот доцент - в центре длинного ряда сдвинутых столов. А рядом с ним сидели еще три экзаменатора.

Я взял билет. Когда пришла моя очередь, начал отвечать комиссии. На него старался не смотреть. Члены комиссии согласно кивали, и обстановка была очень доброжелательная. Когда я закончил отвечать, председатель подвел итог:

-Комиссия пришла к выводу, что Вы, господин студент, совершенно не знаете предмет. И поэтому оценка неудовлетворительно.

Все члены комиссии изумленно перевели взгляд на доцента. Преподаватель логики ставил мне за свой экзамен пятерку. И он попытался за меня заступиться. Но доцент его оборвал. И с презрением бросил мне в лицо:

-Свободен!

И тут я стал абсолютно спокоен. Я от себя сам не ожидал такого. Я был приговорен и уже всего лишился. Я смотрел в ненавистную рожу и говорил:

-А тебе не надо так надрываться. Ты же взяточник. А со студентами надо помягче… Вот несут тебе и несут… А тебе все мало и мало… Как крыса. А у меня нету, чтобы тебе дать. Просто нету. Одну картошку каждый день жру. Ты это можешь понять своей надменной башкой?

Тут комиссия встряхнулась. Одна профессорша по финансовому праву подпрыгнула:

-Кааак? Как Вы разговариваете с председателем комиссии?
-Да мы нормально разговариваем. Да, Виталий Владимирович? И отлично друг друга понимаем. Поэтому… Я предлагаю… Еще раз дать мне билет, и я отвечу.

Стало тихо. Мне уже было нечего терять. Черт с ней, с этой корочкой. Доцент стал красный. Пальцы быстро теребили очки. И тихим тоном Иудушки, он выдавил из себя:

-Берите еще билетик. Конечно. Берите-берите…

Я сел за последний стол. И даже сам себе удивился, почему я вдруг так спокоен.
Нас из студентов оставалось двое. Девушка, работавшая в центральной налоговой, после меня стала отвечать билет. Симпатичная блондинка, она была замужем, и у нее было двое детей. Мы год назад рассказали друг другу свои истории. Он настойчиво предлагал ей попариться. Она язвительно и с презрением отказала ему. Тогда доцент без денег по звонку поставил ей экзамен, потому что знал о ее протекции и надежной поддержке у замгубернатора. В своей группе, как и я, она тоже сдавала без денег одна.  Но он не хотел ее отпускать.

Она долго отвечала.  Доцент сказал ей те же жестокие слова, как мне:
-Вы не сдали. Встретимся через год.

Девушка нервно скомкала свой листок, и с размаху точно бросила ему в лицо:

-Вот конченная скотина. Просто подонок. Не мужик!

Она вышла, и изо всех сил ударила дверью по косяку. Посыпалась побелка.

Комиссия взахлеб стала ее обсуждать, и забыли обо мне. Я сразу встал, подошел к ним и начал:
-Ответ на первый вопрос.
И быстро ответил.

Они дальше обсуждали ее. Я продолжил:
-Ответ на второй вопрос. 

Никто не слушал. Я завершил:
-Ответ на билет закончил.

-А? Что? - доцент смотрел на меня мутным взглядом.
-Я уже закончил отвечать, а Вы даже не слушали.

И тут он задал дополнительный вопрос. А потом еще четыре. Я знал ответы. После этого он загадочно сказал:

- Идите, ждите. Вам объявят.

Я вышел за дверь. Стояла большая толпа. Все повернулись ко мне:
-Что там у вас случилось?

Я не ответил. А только сказал:

-Ребята, я утром зарплату получил, тысячу рублей. Если я сдам экзамен, всех приглашаю. Все пропиваем, до последней копейки. Не жалко.

И тут за дверь вышел доцент. В руках у него - листок. И объявляет каждому оценки. Доходит до моей фамилии. И говорит:

- Я поставил ему тройку за упорство. И за то, что у него есть право иметь свое мнение.

Вся толпа студентов закричала:
-Ура! Отмечаем!

Моя радость передалась всем остальным, тем более подкрепленная таким неожиданным предложением.

После экзамена я со студентами честно до копейки пропил всю зарплату. Никогда в жизни за меня не было столько тостов. Я пришел домой поздно ночью. Жена не спала:
-Сдал?
-Да, - гордо ответил я.- Потому что мнение свое имею. Даже крыса это признала.