Б. Межуев несомненно был прав, когда классифицировал статью О. Матвейчева «Убить дракона.Трехглавая мифологическая конструкция, разрушающая наше сознание» как манифест. В такой классификации и заглавная буква вполне уместна - настолько очевидны намерения профессора Высшей школы экономики О. Матвейчева одарить человечество неким безусловным, универсальным и современно звучащим средством самоустроения. Предлагаемое средство не является концепцией или программой . Это - система миросозерцания, неплохо сбалансированная и призванная, видимо, каким-то образом рационализировать, придать более или менее человеческий вид итогу, до которого доплелся, или к которому скатился, тот тип цивилизации, что называют обычно западноевропейским и к которому вот уже 30 лет снова пытаются подверстать Россию очередные ее преобразователи. Но признавая наличие такого замаха у статьи О. Матвейчева, не хочется все-таки соглашаться с мнением Б. Межуева, что и отвечать на нее следует манифестом. Здесь, скорее всего, будет достаточно развернутой реплики. И прежде всего потому, что манифест О. Матвейчева был отвергнут по существу очень давно - за два тысячелетия до его написания. Отвергнут Нагорной проповедью , призвавшей человечество сориентироваться на совершенно иную систему ценностей, в которой утверждался безусловный, абсолютный, все определяющий приоритет идеального, в которой самоограничение провозглашалось наидостойнейшим человеческим качеством, только и способным разрешить главную проблему взаимоотношений существ, наделенных сознанием - облагородить эти отношения, минимизировать в них роль инстинктов. Именно христианство с этой своей, казалось бы, сугубо книжной системой ценностей, выстроенной на предельно идеальной базе, без каких либо посулов земных благ, и оторванной вроде бы от реальных мотивов поведения разумных существ, тем не менее не только получило распространение на всех землях и континентах , но и сыграло решающую роль в становлении самого облика земной цивилизации. Оно и оказалось во иститну универсальным средством самоустроения человека. И до определенного времени успешно выполняло роль удерживающего цивилизацию от перспективы самоустранения. А такая перспектива с каждым новым достижением научно-технического прогресса становилась все более реальной, потому что каждое такое достижение работало и на иллюзию неограниченности человеческих возможностей , а значит, против фундаментальной социальной идеи христианства - идеи самоограничения. С этих позиций манифест О. Матвейчева, с его очевидным и последовательно реализованным посягательством на идеальное, с фактически провозглашенным призывом «плодитесь, обогащайтесь!» в качестве жизненного, закрепляющего «гедонистическое жизнепонимание» принципа, и может стать для нашей цивилизации манифестом ее последнего дня.
Нет слов, текст О. Матвейчева составлен искусно: там нет прямого отрицания роли идеального в истории цивилизации, а в заключительной части текста даже присутствуют слова о традиционных ценностях и скрепах, о семье как важнейшем предмете государственной заботы, о консервативных ценностях мировых религий.
Нет у О.Матвейчева и прямых высказываний о благодатности жлобского , на одном только себе сосредоточенного существования. Но дух скряжничества и крохоборства задекларирован им уже в самом начале манифеста, в самой характеристике той «центральной мифологической конструкции» (трехголовый дракон) , что разрушает российское сознание и на разоблачении паскудства которой построен весь манифест: «Мы в России живем очень плохо (первая голова), а должны жить очень хорошо, потому что мы самые большие и богатые (вторая голова). Возникает огромная разница потенциалов: раз должны жить хорошо, а живем плохо, значит власть, или те, кто рядом с властью, являются нечестными, ворами, или непрофессиональными, то есть, дураками. А раз так — то надо эту власть свергать, потому что законно ее не сменить, ибо власть эта еще и упряма и ненасытна и сидеть хочет вечно (третья голова)».
В дальнейшем этот дух будет предъявлен уже в всей красе: «Некоторые страны очень четко поняли, что, чтобы жить богато, надо, чтобы твоя страна стала раем для богатых, местом куда они стремятся ехать жить со всего света, хранить и приумножать деньги, покупать дома и яхты, учить своих детей…Изучите потребности богатого человека и сделайте для него рай в своей стране и тогда и ваши богачи тут останутся и другие богачи со всего мира сюда приедут». К откровениям такого типа будут подмешены как вполне здравые суждения о борьбе с уклоняющимся от налогов бизнесом, о необходимости цензуры, о «де-анонимизации интернета»,так и свирепые призывы к тотальному искоренению всех и всяческих завистников (шариковых) - главной помехе на пути к всеобщему счастью: к ситуации, когда «у тебя в стране будет рай для богатых, а соответственно и для всех остальных, потому что они по цепочке от этих богатых и кормятся»…
Текст в целом составлен таким образом, чтобы прочитавший его непременно задумался: а, может быть , действительно пора кончать со всеми этими полетами( как во сне, так и наяву) в революционные преобразования и согласиться с тем, что «именно дурак и неудачник — ресурс революции»… Что пора, наконец, заняться простым устроение своего быта на естественной и ясной – материальной - базе…
Оснований для такого выбора и в самом деле больше чем достаточно. На просторах европейской цивилизации давно, а теперь вот и на ее восточной окраине - в России. У нас они звучат даже более весомо. – слишком уж очевидной была неудача российского социального эксперимента, слишком уж мрачными оказались его последствия (постсоветское 30—летие).
Поначалу я хотел ограничиться этой репликой. Однако ,она, похоже, звучит не очень убедительно. И потому, скорее всего, что в ней очень уж неопределенным предстает то, что реально может быть альтернативой откровениям О. Матвейчева. Так что Б. Межуев, пожалуй, все-таки прав - без чего-нибудь в стиле манифеста здесь не обойтись. Поэтому и добавляю чуть отредактированную и сокращенную свою статью, написанную к 100-летию Великой Русской революции «Проблема " Церковь - государство " в свете и в отсветах русской революции
Если и эта добавка не убедит, то можно полистать еще одну мою статью «Русская цивилизация - как пастух бытия
ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ