Они воевали в Испании ч. 12

Николай Мринский
Ерлыкин немного говорил по-французски, а через несколько месяцев все перешли на испанский язык. В боевой обстановке лётчики особенно хорошо понимали друг друга. Ерлыкин в испании совершил 214 боевых вылетов, участвовал в 80 воздушных боях, сбил 5 самолётов противника. Награждён двумя орденами Красного Знамени. По возвращении в СССР назначен командиром 59-й истребительной авиабригады. В этой должности участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Бригада под командованием полковника Е. Е. Ерлыкина проводила воздушную разведку, наносила штурмовые и бомбовые удары по войскам и аэродромам противника. Всего за время боевых действий бригадой было уничтожено на аэродромах более 30 и в воздухе 101 самолёт неприятеля, не потеряв при этом ни одного своего. 21 марта 1940 г. за умелое командование авиабригадой полковник Е.Е. Ерлыкин удостоен звания Героя Советского Союза. По окончании войны назначен командиром 5-й смешанной авиадивизии ЛВО. С августа 1940 г. - слушатель КУКС при Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе, по окончании которых в мае 1941 г. вернулся на прежнюю должность. В годы ВОВ командовал 7-м ИАК ПВО, 6-м ИАК, был начальником Липецкой высшей офицерской, а затем лётно-тактической школы ВВС. 10 ноября 1942 г. Е.Е. Ерлыкину присвоено звание генерал-майора авиации. После окончания войны продолжил службу в ВВС. С 1947 г. генерал-майор авиации Е.Е. Ерлыкин - в запасе. Жил в Ленинграде. Умер 18 апреля 1969 г. Похоронен в Санкт-Петербурге. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Красной Звезды; медалями.

59. ЕРОХИН ЛЕОНИД МАТВЕЕВИЧ – лётчик, ПОГИБ.

Родился в 1910 г. в с. Свединка Воронежской обл. Русский. Учился в институте, но закончить обучение не успел в связи с призывом в армию. С 1932 г. служил в Красной Армии. Кандидат в члены ВКП (б). В звании лейтенанта был инструктором по технике пилотирования 34-й истребительной авиаэскадрильи 56-й истребительной авиабригады Киевского ВО. В Испании с 31 мая по 25 июня 1937 г., был лётчиком-инструктором истребителей И-16. В боевых вылетах принять участие не успел. 25 июня 1937 г. в тренировочном полёте над аэродромом Мурсия его самолёт не вышел из штопора вследствие того, что не работал элерон. Лётчик погиб и был похоронен в Мурсии. Награждён орденом Красного Знамени 2 марта 1938 г.
 
60. ЕИШ ЮЛИЙ - служащий 1910 г. р. ПОГИБ в декабре 1936 г. в Испании.

61. ЕКАБСОН ЭДГАР – служащий, 1905 г. р. ПОГИБ в декабре 1936 г. в Испании.

62. ЖАРОВ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ – танкист, УБИТ.

Родился в 1912 г. в г. Вышний Волочек Калининской обл. В звании мл. командира служил в танковых войсках. С ноября 1936 г. в Испании, занимался эвакуацией подбитых танков с поля боя. Убит пулей 12 апреля 1937 г. в районе р. Харама при эвакуации танка Т-26. Награждён орденами Красного Знамени - 17. 07. 1937 г., Красной Звезды - 02. 01. 1937 г.

63. ЖАРСКИЙ ПЁТР МАТВЕЕВИЧ - ПОГИБ.

Лейтенант, кандидат в члены ВКП (б). Во время налёта самолётов противника на аэродром в районе Гвадалахары погиб 20 марта 1937 г. Похоронен в районе Спаруентес. Награждён орденом Красного Знамени.

64. ЖЕРДЕВ НИКОЛАЙ ПРОКОФЬЕВИЧ - лётчик.

Родился 5 Мая 1911 г. на pуднике Рутченково, ныне в чеpте г. Донецка, в семье рабочего. Окончил 7-летнюю школу и Мариупольский индустриальный техникум. Работал слесарем на Мариупольском металлургическом заводе, а с января 1932 г. - техником на комбинате "Азовсталь", одновременно учился в металлургическом институте. В 1934 г. по комсомольской путёвке направлен в Луганскую школу военных пилотов. С декабря 1936 г. служил мл. лётчиком в 56-й истребительной авиаэскадрильии. С 1938 г. в звании лейтенанта командовал звеном 57-й истребительной авиаэскадрильии 142-й истребительной авиабригады Белорусского ВО (в Бобруйске).В Марте 1938 года в Мурманске группа советских лётчиков - добровольцев Бобруйской авиационной бригады, в которую входил Жердёв, погрузилась на пассажирский пароход "Андрей Жданов". Обогнув Скандинавский полуостров, через Ла-Манш, они прибыли в Гавр. Затем через Париж добирались поездом до испанской пограничной станции Порт-Боу, откуда прибыли в Фигерас. Обстановка на фронтах республики в то время была тревожной. Мятежники заняли Теруэль, а вскоре прорвались к побережью Средиземного моря, расколов республиканскую территорию на две части и изолировав Каталонию от остальной республиканской Испании. Собрав свои истребители И-16, лётчики-добровольцы группы В.Ф. Родина приступили к боевой работе, которая продолжалась для Жердёва и его товарищей без перерывов и отдыха почти полгода. Лейтенант Жердёв поднимал свою "мошку" с аэродромов Херона, Сабадель, Реус, Вильяр и Утьель. Защищал небо Барселоны и Валенсии. Сходился в смертельных поединках с немецкими "Хейнкелями", "Мессершмиттами" и "Юнкерсами", итальянскими "Фиатами", "Капрони" и "Савойя". И всегда выходил победителем.

Из многих десятков воздушных боёв, в которых участвовал Жердёв, самым памятным был тот, который он провёл 13 (по др. источникам - 18) июля 1938 г. в небе над рекой Турия. Пятёрка Жердёва, выполнив задание, возвращалась на аэродром Утьель. Её перехватила большая группа "Фиатов". Завязался бой. Полчаса воздух содрогался от рёва моторов, пулемётные трассы чертили небо. Жердёв сбил один "Фиат", но в следующую минуту его машина оказалась зажатой со всех сторон. Лётчик пытался вырваться из клубка, но тщетно: впереди, сзади, по бокам, сверху и снизу висели вражеские истребители. Восемь против одного! "Фиаты" вели только отсекающий огонь, и Жердёв понял: "Хотят посадить!" Он поймал в прицел одного из врагов и нажал на гашетку. Но пулемёты молчали - патроны кончились. Решение созрело мгновенно: "Таранить!" Увеличив скорость, Жердёв оказался чуть выше впереди идущего "Фиата", затем догнал его. Сжав нервы в комок, направил "мошку" в хвост вражеского истребителя. Раздался треск, скрежет. В стороны разлетелось хвостовое оперение. "Фиат-32" (пилот-лейтенант Марио Кенци, посмертно награждён высшей военной наградой Италии - "Золотой медалью" за военную доблесть) перевернулся и пошёл вниз. Отжав ручку управления, Жердёв валился к земле, имитируя и свою гибель. Всё это произошло в считанные секунды, и фашистские лётчики не сразу сообразили, что же произошло, замешкались. А тем временем Жердёв выровнял машину и на бреющем полёте уже уходил в сторону своего аэродрома. Его прикрыли товарищи. Машину трясло, как в лихорадке, но всё-таки она повиновалась воле лётчика. Когда вышел из машины, сам удивился: концы винта обрублены, лопасти изогнуты. После русского лётчика П. Нестерова и советского добровольца Антона Губенко, сражавшегося с японцами в небе Китая, в истории авиации это был 3-й воздушный таран.

За свой подвиг Николай Жердёв 22 Февраля 1939 г. был удостоен ордена Ленина. Всего же в небе Испании, по официальным данным, совершил 70 боевых вылетов (106 часов боевого налёта), проведя 15 (по др. данным - 29) воздушных боёв, лично сбил 3 вражеских самолёта Fiat CR-32. За воздушные бои в небе Испании H. Жеpдёв был награждён орденом Ленина (22.02.1939) и получил звание капитана. Прошёл год. Авиаполк, в составе которого служил Николай Жердёв, сражался с японцами в небе Монголии над рекой Халкин-Гол. За период боёв на Халхин-Голе Капитан Н.П. Жеpдёв совершил 105 боевых вылетов, провёл 17 (по др. источникам - 46 ) воздушных боёв, сбил 14 японских самолётов (11 лично и 3 в группе). Кроме того, он участвовал в 14 штурмовых ударах по наземным войскам противника и его аэродромам. Лётчики эскадрильи Жердёва сбили в воздушных боях 42 японских самолёта. За мужество и героизм ему 17 ноября 1939 г. было присвоено звание Героя Советского Союза, "Золотая Звезда" № 169 с вручением ордена Ленина. Кроме того, он был награждён орденом Красного Знамени (29.08.1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й ст. (10.08.1939). После боёв в небе Монголии, некоторое время был помощником комполка, затем инспектором по технике пилотирования 44-й ИАД. 23 мая 1940 г. перегоняя И-16 из Бобруйска в Белосток, потерял ориентировку и, по ошибке, совершил посадку на германской территории. Через 3 дня его вернули на родину, но, скорее всего, этот досадный случай отразился на его дальнейшей карьере. Участвовал в ВОВ с 1941 г. В звании майора был штурманом 821-го ИАП, сражался на Юго-Западном, Южном и Северо-Кавказском фронтах. Всего за время ВОВ сбил 5 самолетов (2 лично и 3 в группе). По некоторым данным, был награждён медалью "За отвагу". 15 ноябpя 1942 г. штуpман 821-го ИАП (4-я ВА, СКФ) майоp Н. Жеpдёв погиб, разбившись в горах Дагестана на самолёте У-2, пилотируемом комполка майором А.Ф. Соколовым.

65. ЖЕДАНОВ ДМИТРИЙ ИГНАТЬЕВИЧ - лётчик, ПОГИБ.

Родился в 1906 г. Русский. В звании ст. лейтенанта командовал звеном 107-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады  Белорусского ВО. В Испании в ноябре 1936 г., был командиром звена истребителей И-16. Всего в Испании произвёл несколько боевых вылетов, 18. 11. 1936 г. лично сбил Юнкерс-52 над университетским городком Мадрида. Около 16 час. 19 ноября 1936 г. участвовал в большом воздушном бою над Мадридом и был подбит. Пытался посадить дымящийся самолет, но при  выпуске шасси истребитель вспыхнул и упал в 2 км от аэродрома Алькала-де-Энарес. Лётчик погиб. «...Со стороны Мадрида к аэродрому медленно, теряя высоту, приближался истребитель. Вначале за самолётом тянулся густой дымный шлейф, затем на фюзеляже и левом крыле машины блеснули языки пламени. Все, кто находился на аэродроме, с тревогой и надеждой наблюдали за попавшим в беду лётчиком.  Кричали: - Тяни, Дима, прыгай! - Прыгай! Прыга-а-й! Жеданов, конечно, не мог слышать советы товарищей. В то время радиостанций на самолётах не было, связь с землёй отсутствовала. Вдруг у всех на виду истребитель Жеданова ярким факелом рухнул на землю, не дотянув до аэродрома нескольких км. К месту падения самолёта помчались санитарные автобусы и пожарная машина... Когда автобус с лётчиками и врачом прибыли к месту катастрофы, всё уже было кончено. Машина догорала, тело лётчика обуглилось. Только на оторванной при взрыве и отброшенной в сторону руке, как и прежде, размеренно отсчитывали время чудом уцелевшие золотые часы... (Из книги Н. М. Румянцева «Капитан Антонио»). По другим данным лётчик скончался от ожогов на следующий день и был похоронен на кладбище в Алькала-де-Энарес. В 1936 г. посмертно ему было присвоено воинское звание «капитан». Награждён орденом Красного Знамени - 02.01.1937 г.

Продолжение следует в части  13                http://proza.ru/2021/02/08/1946