Мэру- мир

Рашит Мухаметзянов
    От неожиданности  Плешков, глава города  Брониславска, даже выматерился: только вчера обкатал новенький снегоход «Ямаха», а сегодня на зловредном сайте «Брониславские приколы» разместили снимки, как он рассекает на нём. Причем, гады,  подловили момент, когда он был без шлёма. Не отмахнешься теперь, мол, я не я и «Ямаха» не моя..

     А рядом разместили ценник в полтора миллиона и снимок с тремя автомобилями «Лада Веста». Между ними  знак равенства, чтобы было понятно,  что к чему.  Чуть ниже  фотография пятиэтажки на Пушкинской улице, жители которой за коммуналку задолжали  почти столько  же. Гужует, мол, мэр в отличие от тех, кто даже за жилье не может заплатить.

      Но самое ядовитое – комментарии под снимками. Одни прикалываются над  тем, что он купил снегоход, чтобы зимой объезжать пробки и  на работу ездить из своего родного Зареченска в Брониславск, другие уверены, что «Ямаха» нужна для поездок по улицам и тротуарам города, с которых специально не убирают снег.

     -Вот, суки, распоясались совсем, -  мэр  хотел уже закрыть сайт, как в глаза бросился еще один комментарий с прямым обращением к нему. «Гражданин Плешков! Не могу обратиться к вам, как к уважаемому мной человеку, таким вы не являетесь, так что не серчайте. Ваше десантирование в наш город с помощью губернатора считаю большим несчастьем для Брониславска.  За недолгий срок своего пребывания  во главе города,  вы сменили   практически всех руководителей на самых ответственных  участках.  И везде упала не только исполнительская дисциплина, но и качество работы. После 6-7 вечера в будни и тем более в выходные в Брониславске не остается никого из руководителей, кто мог бы отвечать за жизнеспособность города. «Ваши» разъезжаются, естественно, туда, откуда прибыли. Слава богу, что никакой катастрофы, техногенной или рукотворной, пока не случилось. Но одна природная имеет место быть – город завалило снегом и его никто не убирает.  Он на тротуарах и дорогах,  по которым с трудом можно пройти и проехать.  Ступеньки у подъездов уже  покрылись льдом, десятки жителей с переломами и травмами  на вашей  совести. Я понимаю, что для вас, молодого человека 35 лет, не составило бы большого труда взять в руки лопату и самому очистить какую-нибудь дорожку. Но вы поставлены не для этого, а чтобы  организовать  труд тех, кто должен заниматься уборкой города – это одна из ваших прямых обязанностей.. А вы раскатываете на снегоходе… Наши депутаты совершили большую ошибку, когда по представлению губернатора выбрали вас мэром. Хочу надеяться, что такую же ошибку они не совершат на ближайших выборах».

     И подпись под письмом – И.А.Граница, директор музея.

     Ирина Александровна была известным в городе человеком. Маленькую и весьма энергичную женщину отличало редкое мужество – она безбоязненно выступала по любому поводу, если считала, что  наносится ущерб  городу или жителям. Благодаря в основном её неутомимым усилиям  исторический центр обрёл статус охраняемого государством.  Прежний глава города Богомолов  как-то попытался сместить её с должности директора.  Возмутились не только  работники музея, но и ветераны войны и самые известные граждане города. Надев ордена, они пришли на прием к мэру  с заготовленной петицией. С ней готовились отправиться  в администрацию президента. Перепуганный Богомолов отменил приказ.

      Плешков до недавнего времени не опасался  выборов –  главу города избирает совет депутатов из 15 человек.  Процедура предсказуемая и управляемая в отличие от стихийного прямого голосования. В народных избранниках во всех городах  в большинстве директоры школ и детсадов, врачи, руководители учреждений и предприятий. Для них важна близость к городской власти.   Можно  им и пряник показать, и кнут.

     Но в последнее время началось шевеление в городе. Типа оппозиция формируется, по слухам. Та же Граница замечена в активности. Начали, вроде бы, подбирать своих кандидатов в депутаты к сентябрьским выборам.  Хотят во главе города поставить своего брониславца. А это уже серьезный вызов…

      Плешков набрал номер своего заместителя Примакского. Тот ответил не сразу, а перезвонил через 5 минут, чем еще больше взбесил мэра.

    - Вечно ты занят не тем, что нужно. Снег не убирается  в городе, а ты  как и твои работнички,  все управление городского хозяйства занимаетесь черт знает чем. 

    - Виктор Алексеевич, ну что ты в самом деле -  всю неделю снег шел и мы как могли убирали его, а вчера и сегодня выходные,  люди тоже должны отдохнуть, я  же не могу отменить  Трудовой кодекс.

    - Да пошел ты со своим кодексом! Сделай нормальный  скользящий график,  чтобы не   было таких провалов. Людям достаточно показать, что работа идет, тогда меньше будут ворчать.  Прямо сейчас возьмись. И пусть эти дурочки из информационного центра сегодня же на всех  сайтах разместят как убирается снег в городе. Вник?

     -Трудно будет, но постараюсь. Давно же прошу технику закупить для уборки.  А у нас узбеки лопатами машут.  Хотя бы штук пять, а лучше десять двухколесных самоходных снегоуборочных машин, не было бы проблем с уборкой тротуаров и дворов.

     -Размечтался, ты же  знаешь как с деньгами – мы в минусе. И область  опять режет бюджет из-за коронавируса. В общем, мобилизуй своих и чтобы до вечера  в центре порядок навели…
      
     Мэр вновь открыл  сайт, комментариев прибавилось, они становились все более издевательскими. Он посмотрел на число подписчиков – перевалило за четыре тысячи –  вдвое, а то и втрое больше, чем на сайте администрации, не говоря уже о  тираже городской газете. Только и слышишь от писак: зарплата маленькая, того нет, этого нет… Работать не умеют! 

      Зазвонил мобильный. Отец. Он ждал этого звонка как неизбежности. У бати была   налаженная служба  отслеживания, зачастую все, что происходило в Брониславске, он узнавал раньше него. Видать, и про снимок с «Ямахой» донесли. Так и оказалось.

    -Говорил я тебе, идиоту, чтобы не покупал долбанный снегоход, - заорал отец как только он ответил ему. Пришлось уменьшить звук и аккуратно положить  телефон на стол. Слушать  бесполезно- словесная порку от  взбешенного родителя можно  будет в лучшем случае прервать робким мычаньем  только через пару-тройку минут, иначе совсем обозлится.

     Плешков-старший   почти  тридцать лет руководил  Зареченским районом. Вовремя сориентировался и ушел в райисполком из райкома партии до его ликвидации. Одним из первых по-умному провел  в районе приватизацию. Большую часть  магазинов и ряд предприятий оформил на администрацию города, а кафе, парикмахерские, бытовые услуги  распродал через аукционы. Это существенно пополнило городской бюджет. Зарплату  учителям, врачам, коммунальщикам платили вовремя в отличие от соседей. Не было перебоев с электричеством, отоплением, уборкой. Поэтому на первых же выборах он стал главой города, как и на всех последующих.

     Пользовался непререкаемым авторитетом, который, правда, пошатнулся,  когда по Зареченску поползли слухи о том, что выделяет своим родственникам квартиры,  оформляет на них землю, записывает в акционеры  предприятий… Многие по привычке все равно шли голосовать за него – мол, время такое, вороватое и еще неизвестно насколько алчным будет  его сменщик. Проблемы  начались, когда вместо президентской креатуры губернатором неожиданно стал бывший генерал, обещавший навести порядок и уничтожить коррупцию в области. Плешков-старший слегка переусердствовал,  когда не давал лампаснику вести агитацию в районе, даже прилюдно прогнал его с городского стадиона, на котором собрался стихийный митинг в его поддержку.

    После выборов проник  через знакомых, еще не уволенных из обладминистрации, к свежеиспеченному  начальнику и повинился. Мол, выполнял приказ... Был понят, прощен, но  все равно в кресле не удержался  - у генерала нашелся  сослуживец, возжелавший  возглавить Зареченск.  А поскольку  параллельно  областная прокуратура проявила  понятную прыть по его прихватам, Плешкову-старшему пришлось освободить место. 

       Превратности судьбы недолго печалили его: в новом качестве он увидел свои преимущества – можно не таясь, масштабно и по-деловому заняться приращением семейного капитала. Позаботился  и о прикрытии. Выручили старые райкомовские связи и щедрые  вклады в  кассу как  КПРФ, так и ЕР. Они и помогли   протолкнуть сына на место главы Брониславска.  Потому  все проблемы сына переживал как свои.

     Через три минуты мэр потянулся  за телефоном – как раз вовремя.  Начались ценные указания:   пусть племянник Сергей  срочно под снимком с «Ямахой»  даст свой комментарий, что это его снегоход, дал дяде покататься. Следующий шаг: договориться с Саркисяном, чтобы тот  завтра же встретится с Границей и пообещает ей деньги, которые она давно просит у администрации на  поиски документов по Брониславску  в архивах и  заодно пусть  она срочно готовит к печати книгу  по истории города – это отвлечёт ее от неуместного политического энтузиазма.

        Мэр тут же переговорил с племянником и известным брониславским бизнесменом Саркисяном. Указания нельзя  откладывать - отец мог перепроверить  сына.

      А затем, усевшись в  кресло у окна, неожиданно для себя  решил избавиться от «Ямахи». Надо ее  вернуть  Неваляйнену. Бывший однокурсник по юрфаку, удачно женившись на дочери  карельского губернатора, стал владельцем сети магазинов спорттоваров, разбросанных по всей стране. Плешков на новогодних праздниках побывал  в гостях у другана,  накатался вволю на снегоходах. Тогда тот и уговорил его обзавестись самой накрученной «Ямахой».  А в итоге натуральным образом подставил. Теперь не отмоешься, что не его эти   роскошные санки.  А над неуклюжим признанием племянника только посмеются.  Решено, даже  не советуясь с отцом,  надо вернуть «Ямаху».

     И вообще, надо инициативу  брать в свои руки, решил Плешков, раз  спалился со снегоходом.  Неваляйнен вернёт деньги, а  на них  он купит снегоуборочные машины, как просит Примакский. И все проблемы со снегом растают. Можно даже оформить это как подарок мэра родному – тьфу! – любимому городу. Надо  на самоходных уборщиках  привинтить таблички,  чей это дар.  А на оставшиеся деньги приобрести  площадку  для воркаута –  пусть молодежь  качается, здоровеет на глазах. И тоже табличку соответствующую…

     Когда Плешков стал мэром, он любил, приняв пару-тройку рюмок виски, подумать о том, что он сделает для народа. У него даже были свои любимые мысли, к которым он то и дело возвращался.  Мечтал построить для молодежи роллердром и самому там вместе с ребятней изредка кататься на роликах и скейте. Даже ясно представлял, как показывают его по одному из центральных телеканалов и берут интервью. Очень любил и другую картинку:  над городом плывут воздушные шары - это международный фестиваль воздухоплавателей, организованный им. Кого здесь только нет, но на самом первом, возглавляющем воздушный парад,  он – и сверху рассказывает телезрителям, что ему удалось сделать за последние годы.  Еще одна красивая идея – насыпать посреди брониславского озера остров, а на нем  построить  уменьшенную копию Московского кремля. Чтобы туристы со всех стран приезжали смотреть. А по берегу озера – рестораны, кафе, карусели, возможно даже  какие-нибудь музеи, в общем, парадиз …

     Однажды он даже хотел рассказать об этом  горожанам. Поделился с отцом, но тот на него лишь удивленно посмотрел: «Ты что – дурак?». 

    Прав, прав родитель -   он трезво смотрит на жизнь. Что не сделай для людей, все равно  на следующий день  начнут  жаловаться – там вода не течет, а тут наоборот с крыши капает… Голова кругом идет от их нескончаемых жалоб.  Встав с кресла, Плешков поглядел в окно, за которым сквозь поредевшие тучи проглянуло солнышко – впервые за полмесяца. Вспомнилось пушкинское «Мороз и солнце! День чудесный…» Нет-нет, глупо расставаться с «Ямахой».  Когда сидишь на ней, есть ощущение, что  все эти поля, леса и весь этот мир принадлежит  именно тебе и создан для того, чтобы ты в нём… Мэр  даже не стал додумывать для чего создан  этот мир – ему это было  уже неинтересно.