Магнитные бури Вадима Абдрашитова

Нико Галина
Разыскивая шедевры мирового кино, иногда натыкаюсь на такую, простите, лабуду, что хочется набить авторам морду.

За давностью лет «Магнитные бури» (фильм 2003 года) можно закинуть на полку и забыть, однако эта кино-фекалия все еще плавает в сети. Молодежь, рожденная в начале века, смотрит и мотает на ус: вот, как жили наши совковые мамы с папами! Какие они были озверелые, тупые, вороватые – прямо Тарзаны из леса, как выразился один из главных героев.

Первые полчаса на экране дерутся – толпы молодых мужчин в полутемных улицах провинциального города бьют друг друга кулаками и металлическими палками. Непонятно, за что. Лица у всех скотские – авторы фильма не сочувствуют никому.

Затем главный герой и его девушка воруют мешками картошку на чьем-то поле – тоже не одни, а в компании таких же парней и ушлых молодых мужиков с лопатами. Потом героев сбрасывают с поезда и, очухавшись, они говорят о чем-то нежном. Потом снова ночь, толпы парней и – драка, драка...

Светлые кадры – митинг в поддержку московских «пиджаков», которых герои фильма пять минут назад назвали врагами. Обманутые граждане (люди трудоспособного возраста) рукоплещут улыбающимся жуликам и согласны избирать, поддерживать – в общем, апофеоз и ликование.

Вопросов о необходимости протестного кино не было и нет – надо как-то возражать бесчеловечному капитализму. Вопрос в том, как это делать, что за художественные приемы использовать? Фильм снимали на деньги Министерства культуры РФ, при поддержке государства, и, следовательно, сценарий был утвержден в высокой Москве.

Отрицательный посыл фильма ясен. Но хотелось бы вкратце заметить автору: не умеешь вырваться из законов конъюнктурного кино - сиди дома и не пудри людям мозги.

И второе: видимо, москвичи не знают, что уже в начале века русская провинция опустела. К 2000 году в малых городах, до перестройки образованных каким-нибудь промышленным предприятием, практически не осталось ни рабочих мест, ни молодых мужчин. Где, в каком русском городе Абдрашитов видел такое количество парней? Откуда режиссер привез эти толпы массовки? И главное, зачем? Вы думаете, для того, чтобы показать, куда капитализм ведет наш народ? Сомневаюсь… Скорее, наоборот – поставить печать на совковых ублюдках, не достойных умного капитализма.

В общем, жалко потраченных Министерством культуры денег и зрительского времени.