Разыскивая шедевры мирового кино, иногда натыкаюсь на такую, простите, лабуду, что хочется набить авторам морду.
За давностью лет «Магнитные бури» (фильм 2003 года) можно закинуть на полку и забыть, однако эта кино-фекалия все еще плавает в сети. Молодежь, рожденная в начале века, смотрит и мотает на ус: вот, как жили наши совковые мамы с папами! Какие они были озверелые, тупые, вороватые – прямо Тарзаны из леса, как выразился один из главных героев.
Первые полчаса на экране дерутся – толпы молодых мужчин в полутемных улицах провинциального города бьют друг друга кулаками и металлическими палками. Непонятно, за что. Лица у всех скотские – авторы фильма не сочувствуют никому.
Затем главный герой и его девушка воруют мешками картошку на чьем-то поле – тоже не одни, а в компании таких же парней и ушлых молодых мужиков с лопатами. Потом героев сбрасывают с поезда и, очухавшись, они говорят о чем-то нежном. Потом снова ночь, толпы парней и – драка, драка...
Светлые кадры – митинг в поддержку московских «пиджаков», которых герои фильма пять минут назад назвали врагами. Обманутые граждане (люди трудоспособного возраста) рукоплещут улыбающимся жуликам и согласны избирать, поддерживать – в общем, апофеоз и ликование.
Вопросов о необходимости протестного кино не было и нет – надо как-то возражать бесчеловечному капитализму. Вопрос в том, как это делать, что за художественные приемы использовать? Фильм снимали на деньги Министерства культуры РФ, при поддержке государства, и, следовательно, сценарий был утвержден в высокой Москве.
Отрицательный посыл фильма ясен. Но хотелось бы вкратце заметить автору: не умеешь вырваться из законов конъюнктурного кино - сиди дома и не пудри людям мозги.
И второе: видимо, москвичи не знают, что уже в начале века русская провинция опустела. К 2000 году в малых городах, до перестройки образованных каким-нибудь промышленным предприятием, практически не осталось ни рабочих мест, ни молодых мужчин. Где, в каком русском городе Абдрашитов видел такое количество парней? Откуда режиссер привез эти толпы массовки? И главное, зачем? Вы думаете, для того, чтобы показать, куда капитализм ведет наш народ? Сомневаюсь… Скорее, наоборот – поставить печать на совковых ублюдках, не достойных умного капитализма.
В общем, жалко потраченных Министерством культуры денег и зрительского времени.