Эйнштейн, как проект

Олег Волков-Казанский
Как-то давно, работая в университете, я готовился к лекции по теории относительности для занятий по курсу «Концепции современного естествознания», и мне необходимо было дополнить её краткой биографией её создателя Альберта Эйнштейна. Как обычно, первым делом я полез в Интернет. Все биографии по поисковому запросу на фамилию великого физика давали предсказуемый результат почти или полностью скопированный из одного источника. Читая эту идиллию о трудном детстве, непонимании учителями будущего гения, трудности в учебе, неудачный брак, довольно пространные (для меня, как ученого) заключения о его выдающихся достижениях без ссылок на первоисточники у меня закралось подозрение в некоей искусственности и предвзятости материалов, которые как будто прикрывались фамилией великого ученого, выдавая желаемое за действительное. Сомнения усилились, когда на семинаре по жизни и научной деятельности Эйнштейна одна студентка сделала доклад с совершенно иной точкой зрения и сопроводила их фактами. Тогда я не придал особого значения докладу, но в памяти отложилось.
 
Несколько дней назад на странице www.AdMe.ru разгорелась дискуссия по поводу статьи по поводу первой жены Эйнштейна Милевы Марич, озаглавленную «История жены Эйнштейна, которая была талантливым математиком, а превратилась в прислугу великого физика». Я втянулся в эту дискуссию, вспомнив свой предыдущий опыт. Как водится, почти все участники жаркой дискуссии делились либо на уже известными знаниями из Интернета, либо остаточными от учебы в ВУЗе. Аргументы у всех, в том числе и у меня были слабыми. В основном эмоции. На что и рассчитывали администраторы страницы. В поисках информации мне попалась статья Н. Векшина «Малоизвестный Эйнштейн», напечатанную в журнале «История и педагогика естествознания» за 2019 г. в четвертом номере. Там содержится диаметрально противоположный взгляд на жизнь физика. И мне пришла в голову мысль тряхнуть стариной и подойти к поиску информации классически, отбросив эмоции и вооружившись фактами. Но где взять эти самые факты. Самым надёжным источником были, разумеется его публикации и биографии, написанные специалистами биографами, либо людьми, хорошо знавшими его. Наиболее поздняя написана Уолтером Айзексоном в 2015 г. Более ранние, проведя литературный поиск, я не нашёл. Теперь к статьям. Поначалу я пришел к заключению, что действительно с математикой у Эйнштейна было плохо. Первая публикация «Folgerungen aus den Kapillarit;tserscheinungen» (Следствия из явлений капиллярности) напечатанная в журнале Annalen der Physik (ser. 4), 1901, 4, 513—523, - первая из двух статей, в которых Эйнштейн, как потом выяснилось, предлагает ошибочную теорию о том, что взаимодействие между всеми молекулами есть универсальная функция расстояния подобно универсальному закону гравитационного взаимодействия молекул. https://ru.wikipedia.org/.../

Вплоть до октября 1909 года Эйнштейн работал в Бюро патентов экспертом третьего класса, занимаясь преимущественно экспертной оценкой заявок на изобретения. Его публикации касались обзоров работ физиков и редко превышали объём в две страницы, что, очевидно входило в круг его обязанностей, как эксперта. Тематика была посвящена в основном исследованиям термодинамики, но ни в одной работе не упоминается о скорости света. И вот 1905 году он публикует знаменитую работу в своём родном журнале (больше нигде он печатался или не печатали) «Elektrodynamik bewegter Kerper» (К электродинамике движущихся тел), где были заложены основы специальной теории относительности (СТО). Сформулированы постулаты об относительности равномерного движения и инвариантности скорости света. Вроде тема совсем из другой области физики. Кстати, новоявленные «биографы» из сети обычно опускают период до 1905 года, либо туманно ссылаются на него, ограничивших словами, что он занимался исследованиями в свободное время. Какое свободное время они имели в виду? Возможно, помощь оказывала его первая жена, сидевшая с дочкой. И здесь, по-моему, сыграл его талант аналитика, ученого, обладающего чутьём актуальности научного направления. Лаборатории у него не было, так что он все знания и выводы получал благодаря своему незаурядному уму. В дальнейшем он придерживался этой темы, не считая теории явления фотоэффекта, за открытие которого в ноябре 1922 года ему присудили Нобелевскую премию.

Со времени написания знаменитой статьи до присуждения Нобелевской премии прошло сравнительно немного времени, всего 17 лет. Немногим ученым удалось добиться таких выдающихся результатов. К примеру, его оппонент Анри Пуанкаре её не получил, хотя его заслуги в области физики более впечатляющие.

Возвращаясь к публикационной активности можно заметить, что в дальнейшем она касалась в основном многочисленных переизданий монографий его теории относительности, её развития и различных обзоров. Но, на фоне этого нельзя не заметить возросшую общественную и политическую активность. Могу предположить, что из Эйнштейна начали делать проект незадолго до присуждения Нобелевской премии, который себя, в последствии, оправдал. Какая группа людей его продвигала, история умалчивает, хотя если проанализировать внимательно подстрочник его биографии, сопоставить с фактами, нетрудно догадаться. Даже смена имиджа, когда он из вполне благопристойного молодого человека превращается в сумасшедшего ученого с лохматой шевелюрой наводит на мысль о имиджмейкерах Голливуда.

Недавно Еврейский университет в Иерусалиме открыл для общественности документы, иллюстрирующие частную жизнь Альберта Эйнштейна. Переписка между Эйнштейном и членами его семьи общим объемом в 3500 страниц досталась университету от дочери ученого, Марго. Марго, умершая 8 июля 1986 года, в своем завещании запретила публиковать архивы в течение 20 лет после ее смерти.

Главным объектом внимания СМИ в опубликованной переписке стали внебрачные связи Альберта Эйнштейна, о которых, в общем-то, публика знала и ранее. В нескольких британских изданиях статьи вышли под заголовками "Эйнштейн: теория неверности" ("Einstein's theory of infidelity"). Журналисты подсчитывают любовниц ученого, гадают, кто скрывается за упомянутыми в письмах инициалами, и приводят детали, которые делают образ Альберта Эйнштейна более понятным для людей, не знакомых с его научной деятельностью, но интересующихся историями о его любовных похождениях.

Предположение о том, что первая жена могла стать тайным соавтором знаменитого физика, было основано, на выводах, сделанных в опубликованной в 1955 году статье советского физика Абрама Федоровича Иоффе. Описывая переписку с Эйнштейном, ученый указывал: «Автор этих статей – человек, в то время неизвестный, был служащим в патентном бюро в Берне, Эйнштейн-Марити». «Марити», венгерский вариант фамилии «Марич», было добавлено к фамилии Эйнштейна по швейцарской традиции, считает Вайнштейн. Широкую известность предположение о соавторстве получило благодаря советскому писателю Даниилу Семеновичу Данину. Он интерпретировал выше приведенную цитату Иоффе как указание на соавторство жены Эйнштейна в работе над специальной теорией относительности. В конце 1980-х годов американский физик Эван Уолкер Харрис опубликовал статью в журнале Physics Today и выступил популяризатором идеи Данина на Западе. В своей статье он предположил, что Эйнштейн, возможно, украл идеи своей жены.

Резюмируя, можно заключить, что примерно с 1915 года Эйнштейн постепенно трансформировался в проект, создаваемый не менее гениальными кукловодами. Веря только в межядерныные взаимодействия он и помыслить не мог, что станет "отцом" атомной бомбы и могильщиком многих тысяч человек.  Последние черновики своих работ он уничтожил, как и черновик знаменитой статьи 1905 года. Его прах развеяли над Гудзоном.

Жизнь была трагична с самого начала, и он к концу жизни не мог этого не знать.