Думаю, что все, кто учился в школе, знают, что такое день самоуправления. Хотя нет. Когда я училась в школе, таких дней у нас не было. А вот когда я сама стала работать в школе, такие дни самоуправления проводились. Суть этих уроков заключалась в том, что уроки проводили ученики, то есть они выступали в роли учителя. Учителю можно было «отдыхать» в этот день, только, конечно, надо было подготовить урок для ученика, объяснить, как его провести. Да ещё провести урок так, чтобы дети поняли новую тему, чтобы всё прошло нормально и т.д., и т.п. То есть учитель, конечно, не отдыхал в этот день, это так, красивое словцо. Скорее, было больше усилий для работы в этот день, скорее, легче было самому провести этот урок.
Вместо администрации – директора и завучей - тоже были поставлены ученики. Даже вместо завхоза и уборщиц в этот день «работали» ученики. Ученики, то есть новоиспечённые учителя, сидели в учительской, брали журналы и шли на уроки. А мы, настоящие учителя, не имели даже права находиться в учительской. Для нас был выделен один класс, где мы и «существовали». Единственное удовольствие было в том, что для нас был организован чай, который мы могли спокойно попить, если, конечно, не было никаких чрезвычайных обстоятельств. В обычные дни мы чай не пили, было просто некогда.
Ученики проводили уроки, администрация следила за порядком. Если какой-нибудь ученик нарушал дисциплину или срывал урок, то его вели сначала к завучу, а если не помогало, то тогда уже к грозному директору. Директором был обязательно самый серьёзный и надёжный ученик в школе, обязательно юноша, а не девушка. (В реальной жизни директор в школе – это всегда женщина, что очень печально, так как очень хотелось бы, чтобы коллективом, почти всегда состоящим из одних женщин, управлял мужчина).
У всех учеников, осуществляющих учебный процесс в этот день, на груди были прицеплены бейджики, как в солидной фирме, чтобы было видно руководство, чтобы ученики по какому-нибудь вопросу, или в случае необходимости, тоже могли обратиться за помощью.
Уроки самоуправления проводились, разумеется, с определенной целью: во-первых, - приучать детей к самостоятельности, во-вторых, - чтобы они самостоятельно подобрали материал для урока и, в-третьих, чтобы на своей «собственной шкуре» они почувствовали, что такое труд учителя. Ну хотя бы чуть-чуть, хотя бы чуточку…
После проведения этих уроков подводились итоги: что хорошо, что плохо. Конечно, были недостатки, промахи, но этого всего не бывает, когда ничего не делаешь. А на ошибках, как говорят, учатся. Ученикам, разумеется, такие уроки нравились.
Некоторые считали, что в этот день можно было ничего не делать. Другие, напротив, спешили «урвать» свою выгоду и получить под шумок хорошую оценку. Ещё бы, шанс-то есть – а вдруг урок проводит твой друг, и он поставит тебе просто так хорошую оценку. Всё может быть, но ученики тоже все разные, и некоторые, конечно, поставят завышенную оценку, а вот другие, хотя их гораздо меньше, уже могут объективно оценивать ответ. Ведь мы, учителя, их этому учим в школе.
Вот так проходили эти уроки самоуправления. Были разные смешные случаи и курьёзы. Многое забылось, а вот один урок самоуправления я запомнила на всю жизнь.