Переписка с бывшей учительницей-5. 28. 08. 2001 г

Петр Панасейко
          «Петя, скажи маме, - пишет мне Ольга Ульяновна, - что когда умер отец, все забеспокоились, чтобы маме дать телеграмму, но решили, что она не успеет приехать».
           Обычно я, отвечая на очередное письмо моей бывшей сельской учительницы, старался не пропустить ни одного её важного сообщения и комментировал прочитанное. Но на этот раз я сделал исключение по понятной причине. Моя мама, если бы и жила не за тысячу километров от родного села, а в самом селе, то на похороны не пошла бы, а тем более не стала бы ехать на них издалека. Она не могла нарушить обещание, данное умирающей своей маме, никогда с отцом, предавшим их, не встречаться.
            Чтобы не причинять маме лишний раз боль от упоминания об отце, я просто скрыл от неё очередное это письмо с Малиновки. Хотя все остальные письма она читала, узнавая каждый раз новые новости со своей малой Родины.
            Далее в письме шла речь о сыне отца мамы от второго брака, получается, маминого брата по отцу. Вот  к нему у неё отношение совсем прямо противоположное. Обиды на него она не держит, ибо, как говорили когда-то, «сын за отца не отвечает».
           Виктор Шинкаренко живет в соседнем селе Новозлатополь, работал в то время электриком на подстанции, воспитал двух дочерей. В Новозлатополе живёт мой одноклассник Сергей Золотько, хорошо знакомый с Виктором. Так вот, через одноклассника я передавал последнему приветы мамы брату с пожеланиями счастья. Обратного пожелания она не получила, но не обижается.
            Из письма я узнал о том, что дочь Наталья родного брата моей прабабушки Марины Петра по-прежнему жила в селе, на его окраине, своеобразном хуторке. При нас это была заселённая улица с домами по обе стороны, утопающая в зелени садов. Однако к 2001 году там оставалось всего три дома, вокруг которых рос колхозный подсолнечник.
           Среди трёх домов находился и дом бывшего моего одноклассника Сергиенко Николая, трагически погибшего почти сразу же после нашего выезда из Малиновки в Россию в 1971 году. К друзьям  его не относил, но мне жаль, как человека: жить бы да жить, но не судьба.
              В каждом письме бывшая учительница после информации о родном нашем с ней селе касалась ситуации на Украине в целом. «Украина никогда не поднимется с колен и никогда не войдёт в союз славянских народов, - с грустью пишет она. – Этого никогда не добустят «бендеры». Народ же любит русских, белорусов. Это же пальцы одной единой руки. Это наша боль в настоящем, незаживающая, кровоточащая рана в будущем».
            Переписал я сейчас эти строки из письма Ольги Ульяновны, и на минуту задумался: как могла эта старенькая бывшая сельская учительница русского языка угадать будущее Украины?! Ведь её предсказание сбылось полностью. Даже больше. Думаю, даже она не могла предположить, что Степан Бандера станет  Героем Украины, что по всей республике ему начнут ставить памятники. Увы, это случилось. Но то, что Украина будет объявлять санкции в угоду Европе и США против славянских государств-соседей России и Белоруссии, она, конечно, предполагала.
          Описав грустные моменты, учительница вернулась к моментам радостным: «1955 год. Мы приехали в Малиновку. Мне было 28 лет. Жила я, не зная где что берётся, была семья».
           В конце письма идут приветы мне от некоторых бывших одноклассников и одноклассниц. Среди них – от Василия Шевченко. Его также  уже нет в живых давно, как и Николая Сергиенко, он тоже не был моим школьным другом. А скорей, наоборот. Но мне всё равно и его жаль: ушёл в мир иной досрочно. Царство им Небесное обоим.

06.02.2021 г.

На фото: Плетень О.У. 1071 год