Болото

Лауреаты Фонда Всм
ТОСЯ КУЗНЕЦОВА - http://proza.ru/avtor/antonina29 -  ПЕРВОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ЛАУРЕАТ 61» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

       Имя мне при рождении дали Николай. Только для друзей я всё время Коляном был. Малышня во дворе кричала вслед : «Колька-балаболка». Это я в молодости любил разные прибаутки да анекдоты травить. Мама меня величала Николой. Для отца я был сын или сынок. Бабушка же всегда Коленькой называла. И это имя мне казалось самым ласковым и нежным.
        Поэтому, может, любил я всё лето проводить в деревне у бабушки с дедушкой. Бабушка пекла для меня румяные пирожки. Дедушка часто водил меня в лес по грибы и ягоды. И всегда нас сопровождала дедушкина любимица – собака Найда. Щенком ещё дед подобрал её возле забора своего дома. Она дрожала и жалобно поскуливала. Пожалел дедушка брошенного щенка, принёс в дом, обогрел, накормил…
         Когда Найда подросла, стала верной спутницей всех походов деда в лес. Со мной она тоже любила играть, в речке купаться, на рыбалку ходить. Но деда почитала во всём.
         Только в прошлом году ушли дед и Найда в лес и не вернулись. Всем селом их искали, но безрезультатно. Решили: в болоте утопли. Есть в лесу болото. И небольшое вроде. Только, говорят, много человек там утонуло – домой не пришли. Плохо мне верилось в это – дед мой лес хорошо знал, мог и ночью дорожку домой отыскать. Да и Найда с ним была….Ну, не могли они по доброй воле в топь полезть!
         Бабушка враз как-то сильно сдала: ослабла, интерес к жизни потеряла, болеть часто стала. Вот и приехал я к ней – с хозяйством помочь. Крыльцо подправил, крышу на сарае залатал, в заборе дыры заколотил, дров для бани наколол.
          Хоть и село, газ уже проведён – топить не надо; вода тоже из-под крана течёт.
Только вот странное дело: работал я, а сам всё на лес поглядывал. Тянуло меня туда очень.
         И однажды после завтрака, не сказав ничего бабушке, отправился я в лес. А что?! Дед мне все тропинки там показал. Я, считай, весь лес с ним исходил. А бабушке скажи – отговаривать начнёт. Решил, что к вечеру вернусь, грибов к ужину принесу.
        Грибов было много, корзина быстро наполнилась. Домой можно возвращаться. Но какая-то сила тянула меня к болотине. Думалось: «Могилы нет, так хоть на краю болота постою, помяну деда с Найдой».
         И вот уж я и на краю болота. Вдруг увидел девушку. Она шла прямо к топи. Стройная, в белом платье и платочек белый на голове.
        - Утонет ведь! – подумал я, побежал вперёд, кричу:
        - Там топь! Не ходите туда! Там опасно!
 А девушка легко идёт, с кочки на кочку перепрыгивает. Криков моих не слышит.
         Вижу: впереди островок земли с деревом. Подумал, что с него – островка этого – мне девушку лучше будет видно, а ей меня услышать возможно будет. До островка две кочки. Прыгаю – одна, вторая… Вторая кочка из-под ноги уходит, но успел оттолкнуться, прыгнул на островок и за ствол дерева ухватился.
          И тут вдруг всё вокруг накрыло густым непроглядным туманом. Мне уж не до девушки стало, думаю, как бы самому не утонуть. Понимаю, что, пока туман не рассеется, не выбраться мне с этого островка, придётся здесь пережидать. Придвинулся поближе к стволу дерева, обвил его руками, прижался, сижу. Туман не исчезает. Вокруг звуки какие-то: похожи на чавканье, на бульканье, на шлепки по воде, шёпот, смешки. Вот, словно, шаги чьи-то, близко совсем. Но из-за тумана не вижу ничего.
           - Всё, - думаю, - конец мне!
          И тут вдруг кто-то лохматый бросился ко мне, скулит радостно и лижет языком щёки мои, лоб.
           - Найда! – кричу. – Откуда ты? Где дед?
         А дед уж подошёл:
           - Здесь я, здесь!
Туман рассеиваться стал. Обнялись с дедом. Говорю ему:
         - Вас же мёртвыми считают! Сколько искали по лесу… Решили, что утонули.
А дед мне вниз показывает, на болото:
         - Видишь гать?
Я и правда перед собой дорогу увидел, из крепких сосновых брёвен выложена. Хотя, когда сюда шёл, ничего такого не видел.
         - Вижу.
        - Пойдём отсюда.
Прошли мы по гати до твёрдой земли. Дед на дорогу вывел, к селу подошли. На краю леса предложил дед присесть, отдохнуть. Сели. Дед и говорит:
         - Не всё, Коленька, на свете таково, как ты видишь. Мир наш многообразен. Каждый в нём видит то, что ему в данный момент видеть необходимо. Ты вот увидел девушку красивую, что по болоту легко шла. Так?
         - Так, - подтвердил я.
         - А на самом деле это была страшная, старая, кривоногая, в тине вымазанная  кикимора болотная. Она заманивала тебя в топь.
Ты вот на островке за ствол дерева ухватился. Так?
         - Так, - кивнул я.
        - А это не ствол дерева, а останки креста с часовни. На другой стороне болота раньше, ещё в царские времена, тюрьма была для особо опасных преступников. Держали их в бараке. Рядом шахта была, там они руду добывали. Долго не жили, молодыми ещё умирали. Охранники трупы в болото просто сбрасывали, не хоронили. Некоторые бежать пытались. Да у охраны два пса были – волкодавы. На дороге собаки беглых быстро находили, разрывали на куски. А те, кто через болото пытался бежать, здесь и смерть находили. Позднее построили на этом краю болота часовню, на куполе крест деревянный установили. Только со временем и часовня в болото опустилась. Крест вот иногда показывается. Хорошо, что ты именно за него ухватился, спас он тебя. На болоте нечисть поселилась и расплодилась, а креста нечисть боится.
       С болота мы по гати выходили. Так?
      - Так, - опять подтвердил я.
      - Так вот: гать здесь никогда не настилали. Ты брёвна сосновые видел, а на самом деле это трупы погибших здесь были. Из болота они всплыли, чтобы тебя спасти.
      Дальше. Я с Найдой к тебе пришёл. Ты нас живыми увидел. Так?
     - Так, - вздрогнув от услышанного, прошептал я.
    - Так вот кикимора эта и меня в топь заманила. И я её, как ты, спасать кинулся. А Найда меня пыталась спасти. Так что мы действительно утонули здесь.
   Ты сейчас домой иди, бабушка тебя ждёт. Это она умоляла тебя спасти. А я с Найдой вернуться должен. Прощай!
          И дед, и Найда вдруг исчезли, прямо растворились в воздухе. Я глаза протёр: сижу один на краю леса, корзина грибов рядом.
         Домой пришёл, бабушка на крыльце ждёт. Рассказал ей всё; спросил, как это она умоляла деда меня спасти. А она сказала, что с портретом деда, который над кроватью её висит, разговаривает. У портрета и просила помочь мне. Сказав это, бабушка подошла к портрету, погладила его и говорит:
        - Спасибо тебе. Пришёл Коленька, о тебе рассказал. Спасибо.
 Потом ко мне повернулась:
        - Не всё тебе дед сказал. Один беглец с тюремного рудника всё-таки сбежал, через болото чудом прошёл. И долго потом ещё жил, семью завёл. Это был мой дедушка. А тебе, значит, прапрадедом приходится.
      С тех пор я, хоть и живу у бабушки в селе, к болоту больше не хожу. Грибы и ягоды в лесу, правда, беру… Люблю лес. Но к болоту – ни ногой!


Иллюстрация Игоря Георгиевского



На Конкурс - Лауреат 61 - http://proza.ru/2020/10/26/301 Международного Фонда ВСМ